Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 21:34, магистерская работа
Целью магистерской диссертации является проектирование средства для проведения предметных Интернет-олимпиад (школьного этапа Всероссийской олимпиада школьников в Санкт-Петербурге).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
на основе проведенного теоретического исследования обосновать выбранную форму проведения олимпиады;
разработать структуру средства для проведения Интернет – олимпиад;
создать средство для проведение Интернет-олимпиад;
создать методических рекомендаций по использованию средства учителем предметником, а также для прохождения олимпиады учащимся;
опробовать;
обосновать целесообразности использования предложенного средства в дальнейшем;
Проектирование средства
для
проведения предметных
интернет-олимпиад
ВВЕДЕНИЕ
В январе 2010 г. в РГПУ им. А.И. Герцена состоялась «Педагогическая ассамблея», в рамках которой был торжественно открыт Год учителя. В выступлении президента Российской Федерации, Д.А. Медведева, были подтверждены основные направления образовательной инициативы «Наша новая школа», определенные в Послании Президента Федеральному собранию в 2008 г. Предметом серьезных обсуждений сегодня является выработка основных направлений стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга и формирование предложений к Программе развития Петербургской Школы – 2020. Опорные точки стратегии были отражены в Меморандуме, принятом представителями высших учебных заведений Санкт-Петербурга, научной общественности, родителями – членами попечительских Советов школ, общественными экспертами – членами Совета по образовательной политике при Комитете по образованию в ходе работы круглого стола «Наша новая школа: инновационные вызовы», организованный Комитетом по образованию Санкт-Петербурга при поддержке Совета по образовательной политике при Комитете по образованию в октябре 2009 г.. Они определены через условную концепцию «5И»:
Институты (модернизация и создание норм, правил, организаций в системе образования, способствующих выращиванию активных, компетентных, толерантных, успешных и здоровых граждан города, России)
Информация (обеспечение достаточной степени информированности широкого круга общественности (в том числе учителей, учеников, родителей) об изменениях в системе образования в целом, развитие механизмов оценки качества образовательных услуг с участием внешних экспертов (вузы, родители, рынок труда и пр.); расширение участия образовательных организаций в международных сопоставительных исследованиях)
Инновации (обеспечение инновационного характера общего образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; формирование инновационной культуры у руководителей, учителей и обучающихся Петербургской Школы)
Инфраструктура (ресурсное обеспечение стратегии «Петербургская Школа -2020»: обновление кадров; современно оборудованные классы; новая организация образовательного пространства и учебного процесса; комфортная здоровьесберегающая школьная среда, аутсорсинг)
Инвестиции (выращивание и накопление человеческого капитала; грантовые конкурсы, продолжение и расширение конкурсов национального проекта на уровне города; переход образовательных учреждений в автономные, поддержка частно-государственного партнерства, попечительских советов, создание условий для меценатства и благотворительности).
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды, одной из главных задач является создание единой информационной образовательной среды (ИОС). В 2000 г. была разработана Концепция Информационной Образовательной Среды Открытого Образования Российской Федерации. Она актуальна и сегодня, так как предусматривает существенные качественные изменения в высшей и средней школе (в рамках особой подпрограммы). Положения Концепции предполагают «виртуализацию» многих институциональных образований (например, проекты «Электронная учительская», «Медиатека»), развитие системы дистанционного обучения, грамотное использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на стратегическом и операциональном уровнях, создание условий для формирования информационной культуры личности, серьезную работу в сфере подготовки и переподготовки профессиональных кадров. ИОС сегодня может рассматриваться как одно из условий достижения нового качества образования в рамках институциональной системы, соответствующей инфраструктуры, развивающейся с привлечением инвестиций, принятия важности информационной составляющей. Результатом деятельности образовательного учреждения должно стать создание инновационного продукта. Представляется актуальной разработка системы мониторинга как информационной образовательной среды в целом, так и отдельных аспектов ее развития, так как образовательные учреждения не всегда рационально используют имеющиеся ресурсы и не учитывают возможности информационной образовательной среды для развития ОУ в целом.
Существуют разные подходы к определению информационной образовательной среды, например: системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера (Семенцова О.В.). Это определение может быть значительно расширено за счет включения взаимодействия субъектов образовательного процесса на информационной основе в единое информационное образовательное пространство образовательного учреждения, развивающееся на новом культурно-технологическом уровне.
При полной интеграции информационные образовательных возможностей в педагогическую деятельность школы в целом на новом уровне и с новым качеством могут работать все педагогические процессы, появляется возможность повышения информационной культуры личности ученика и учителя, использующих информационный ресурс на тактическом и операциональном уровнях. Важными аспектами развития информационной образовательной среды станут совершенствование мотивационной, технологической, и квалиметрической составляющих. Таким образом, информационную образовательную среду образовательного учреждения нужно воспринимать не только как единое информационное пространство школы, но и как эффективную образовательную систему, своего рода, «образовательный конструктор», из элементов которого складываются не только новые образовательные результаты, но и другие важные составляющие образования.
Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого участника образовательного процесса.
Многочисленные исследования в этой сфере (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), в своит трудах доказывают, что методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обладают необходимым потенциалом, так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Создание информационно-образовательной среды стало предметом целого ряда исследований (М.И. Башмаков, С.Г. Григорьев, А.А. Кузнецов, С.В.Панюкова, С.Н.Поздняков, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.П. Тряпицына и др.). Авторы предлагают различные подходы к пониманию сущности и структуры среды.
Тем
не менее, во всех исследованиях компоненты
среды обучения разделяются на две
категории: субъекты и объекты. Субъектами
образовательного процесса являются обучаемые
и преподаватели. Объектами - средства
обучения и инструменты учебной деятельности,
методики, материальная база, область
управления педагогическим процессом,
способы коммуникации (организационно-
Существуют
и другие (функциональные) подходы
к определению содержания компонентов
образовательной среды (А.А.Кузнецов,
И.В.Роберт и др.), когда выделяются:
субъекты среды, источники учебной
информации, инструменты учебной деятельности
и средства коммуникаций, а также наполнение
(учебное и методическое содержание) образовательной
среды.
В настоящее время образовательная среда особенно быстро изменяется. Информационное общество диктует человеку новое восприятие знания, способы его получения, представления информации, необходимость прогнозирования, программирования, проектирования и моделирования исследуемой ситуации (объекта, процесса, явления). В условиях быстро меняющейся нестабильной внешней среды это обусловлено тем, что стремительно обновляется поток информации, гигантские перемены постоянно происходят в сфере технологий. Все это ведет к быстрому устареванию знаний, и делает процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием, длительностью в жизнь».
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Освоение Интернет - технологий имеет особое значение, а поиск способов формирования информационно-коммуникационной компетентности становится приоритетным направлением модернизации сферы образования [1]. Для учащихся информационные технологии становятся инструментом обучения, для преподавателей – это источник возможности непрерывного усовершенствования учебного процесса: Интернет - технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
Указанные подходы приобретают особое значение в контексте проблемы детской одаренности. Для всех, кто, так или иначе, соприкасался с данной проблемой, не секрет, что способному ребенку часто «тесно» в рамках стандартной школьной программы. А когда его интеллектуальные и творческие возможности оказываются невостребованными, ослабляется познавательная мотивация, снижаются темпы умственного и творческого развития одаренного ребенка[2].
Одним из основных видов работы с одаренными детьми в современной школе стало проведение Интернет-олимпиад. Основанием для этого выбора явился не только фактор новизны, но и то обстоятельство, что Интернет-пространство позволяет применять педагогические технологии, наиболее адекватные особенностям интеллектуальной активности одаренных детей – потребности в самовыражении и самопрезентации, ярко выраженном стремлении к самостоятельности в процессе обучения, потребности в высокой информационной насыщенности изучаемого материала.
Петербургская олимпиадная модель развивается уже почти полвека, сегодня эта модель включает 21 олимпиаду всероссийского уровня (школьный, районный (муниципальный), региональный и заключительный этапы, в зависимости от специфики олимпиады – теоретический и практический туры), 11 олимпиад, имеющих статус региональных (например, по финскому языку, восточным языкам и востоковедению, по русскому языку и литературе для детей с ограниченными возможностями здоровья, по программированию). Олимпиады становятся пространством пересечения интересов самых разных организаций-партнеров: от общеобразовательных учреждений разного статуса и уровня, до вузов, научных центров, лингвистических центров, консульств и представительств, бизнес - структур. Вузы используют олимпиады как инструмент маркетинга и отбора, развития науки, бизнес - структуры – как коммерческие проекы, иностранные партнеры – как возможность изучения культуры и языка своей страны, способ развития толерантности. Существуют и успешно развиваются разнообразные формы подготовки к олимпиадам на базе современных образовательных центров и вузов (ГОУ ЦО «СПбГДТЮ», СПбГУ, СПбГУИТМО и др.). Активно развиваются дистанционные Интернет-олимпиады (только за последний год количество их участников увеличилось на 30%). В различных видах олимпиад в 2010 – 2011 учебном году принимали участие около 180 000 школьников Санкт-Петербурга [Ежегодный отчет ЦГПО ГОУ ЦО «СПбГДТЮ» для Минобрнауки, 2011 г.]. Участники многих олимпиад добиваются блестящих успехов на российском и международном уровне (математика, информатика, география, физика, биология, экология, иностранные языки и др.).
Исходя из того, что на сегодняшний день существует возможность широкого применения информационных технологий, а современные олимпиады школьников дают возможность для развития многих (но не всех видов) одаренностей, иногда являясь единственным отчетливым способом определения количества одаренных детей в регионе, возможной специфики их одаренности и формы работы с ними.
Проведенный анализ теоретической литературы и практический опыт работы в сфере образования показал, что на сегодняшней день школьный этап Всероссийских олимпиад проводится в произвольной форме, избранной самой школой и зачастую сводится к предложению учителя предметника определенным детям принять участие в районной олимпиаде. Опираясь на достижения предыдущих исследователей, в данной диссертации было решено разработать сайт Центра городских предметных олимпиад с возможностью создания на нем учителем предметником Интернет-олимпиады.
Информация о работе Проектирование средства для проведения предметных интернет-олимпиад