Проектирование средства для проведения предметных интернет-олимпиад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 21:34, магистерская работа

Описание

Целью магистерской диссертации является проектирование средства для проведения предметных Интернет-олимпиад (школьного этапа Всероссийской олимпиада школьников в Санкт-Петербурге).

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

на основе проведенного теоретического исследования обосновать выбранную форму проведения олимпиады;
разработать структуру средства для проведения Интернет – олимпиад;
создать средство для проведение Интернет-олимпиад;
создать методических рекомендаций по использованию средства учителем предметником, а также для прохождения олимпиады учащимся;
опробовать;
обосновать целесообразности использования предложенного средства в дальнейшем;

Работа состоит из  1 файл

Магистерская диссертация.doc

— 1.35 Мб (Скачать документ)

    Интерпретатор PHP выдает ясные и адекватные сообщения о возникших во время выполнения программы ошибках прямо в окно браузера вместе с указанием, на какой строке и в каком файле они обнаружены. При этом можно сделать так, чтобы выдавались ошибки только те, которые интересуют разработчика, и игнорировались все остальные.

    PHP существует для многих платформ – Linux, FreeBSD, Windows, так что для создания сайта совершенно необязательно искать операционную систему Linux, устанавливать и настраивать ее. Версии PHP для Windows и Linux полностью идентичны друг другу – отладив скрипты в одной системе, можно без проблем запускать их в другой. То же самое касается и серверной СУБД MySQL, и Web-сервера Apache.

    3.3.1 Этап тестирования

    Программный продукт представляет собой реализацию информационного образовательного ресурса, состоящего из файлов HTML, исполнимых файлов и файлов, содержащих данные.

Возможные программные  ошибки:

  1. Синтаксические ошибки

    Когда в сценарии нарушается синтаксис  PHP, программа анализа не сможет обработать сценарий частично или полностью. Синтаксис PHP требует, чтобы операторы завершались точкой с запятой, строки заключались в кавычки, а передаваемые функциям параметры отделялись запятыми и заключались в скобки. Если нарушить эти правила, сценарий окажется неработоспособным, а при первой же попытке его выполнения будет сгенерировано сообщение об ошибке. Одна из сильных сторон PHP заключается в информативных сообщениях об ошибках. Обычно они указывают характер неполадки, какой файл содержит ошибку и в какой строке она обнаружена. Простые синтаксические ошибки обычно обнаруживаются легко, но если пропущены закрывающие одинарные или двойные кавычки, а так же скобки любого вида, то такие ошибки более сложны в обнаружении. Особенно затруднено их обнаружение, если они появляются в результате комбинирования нескольких файлов. То же относится к случаю, когда ошибка содержится в файле большого размера.  

    
  1. Ошибки  времени выполнения

    Ошибки  времени выполнения не вызываются исключительно  содержимым сценария. Они могут зависеть от взаимодействия сценариев с другими  событиями или условиями. Распространенные причины ошибок времени выполнения:

    • Вызов несуществующих функций. Обнаружение подобных ошибок затруднено лишь в тех случаях, когда процесс тестирования несовершенен и не проверяется весь условно выполняемый код. Первая задача тестирования состоит в выполнении каждой строки кода, вторая задача – проверка всех граничных условий и классов ввода.
    • Чтение или запись в файлы. Необходимо проверить правильность вводимых имен файлов и путей, существование файлов.
    • Обычно в часто приводящих к ошибкам функциях, таких как работа с файлами, предусматривается возвращаемое значение, указывающее на ошибку (например, значение false). Для подобных функций необходимо тщательно проверять возвращаемое значение при каждом вызове и обрабатывать ошибки.
    • Взаимодействие с MySQL и другими базами данных. Подключение к базе данных и ее использование может вызвать генерацию множества ошибок. Если не остановить выполнение сценария и не предусмотреть обработку ошибок, он попытается продолжить взаимодействие с базой данных. Попытка выполнения запросов и получения результатов без нормального соединения с базой данных заставит посетителей увидеть непрофессионального вида экран, полный сообщений об ошибках. Если ошибка все же возникает, для получения текста сообщения можно воспользоваться функцией mysql_error(), а для вывода кода ошибки – функцией mysql_errno(). Если последняя функция MySQL не сгенерировала ошибки, mysql_error() возвращает пустую строку, а mysql_errno() – значение 0. Необходимо проверять успешность запросов базы данных прежде, чем использовать результаты. Нет смысла пытаться выполнить запрос после сбоя соединения с базой данных, а также извлекать и обрабатывать результаты запроса, который не был успешно выполнен.
    • Отсутствие проверки вводимых данных. Разработчики часто делают предположения относительно вводимых пользователями данных. Если эти данные не оправдывают ожиданий, они могут вызвать ошибку – времени выполнения или логическую.
 
  1.  Логические  ошибки

   Логические  ошибки могут оказаться наиболее трудными для обнаружения и устранения. К ним относятся случаи, когда вполне допустимый код выполняется как запрограммировано, но автор кода имел другие намерения. Логические ошибки могут вызваться простыми опечатками.

   Логические  ошибки не означают невозможность выполнения кода, а вызываются лишь неуспешной попыткой программиста точно выразить посредством кода свои намерения. Поэтому они не могут обнаруживаться автоматически. Ни код ошибки, ни сообщение о ней не выводятся. Логические ошибки выявляются только в результате тщательного тестирования.

   Количество  возможных логических ошибок не ограничено. Не существует автоматизированного  метода их выявления.  

    3.3.2 Процесс тестирования. В первую очередь проводилось тестирование работы HTML кода. На этом этапе главной задачей было добиться, чтобы все HTML-таблицы и все входящие в них элементы выводились, так как задумывал разработчик.

    Далее тестировался PHP-код. Было необходимо, чтобы работа кода происходила корректно. Проверялось наличие синтаксических ошибок. Правильное соединение с базой данных и вывод информации на страницу.

    Также проводилось тестирование базы данных. Проверялось верное написание запросов к БД.   

      В заключение проводилось совместное  тестирование всех модулей программы,  их взаимодействие и работа  программы в целом.

    При тестировании были выявлены следующие виды ошибок:

  1. ошибки операционной системы;
  2. ошибки вывода информации из базы;
  3. ошибки сервера.
  • Ошибки типа 1: сообщения о недоступности файла.

Рекомендации  – проверить правильность путей  и доступность всех необходимых  библиотек.

  • Ошибки типа 2: вывод некорректной информации.

Проверить правильность написания запроса  и содержание информации в базе.

  • Ошибки типа 3: выполнение программы прерывается, информация об ошибке предоставляется браузером.
       3.3.3 Системные требования

     Созданная средство для проведения Интернет-олимпиад может быть установлена в сетевом варианте (на сервере) или локально, который должен иметь систему Windows XP и выше, с установленными My SQL-сервером, интерпретатором РНР и браузером Internet Explorer 6.0 и выше для соответствующей версии Windows. Для доступа к системе из сети Internet конечные пользователи должны иметь на своих компьютерах систему Windows XP и выше, с установленным браузером Internet Explorer 6.0 и выше для соответствующей версии Windows.

     По  результатам тестирования можно  сделать вывод о том, что программный  продукт обеспечивает выполнение всех предъявленных к нему требований и умеет корректно реагировать  на ошибки и, что самое главное, не допускать ситуаций, могущих повлечь  за собой ошибки. Таким образом, программа готова к выполнению возложенных на нее функций.

    3.4 Апробация

    Средство  для проведения предметных Интернет-олимпиад было апробировано при организации контрольной работы среди учеников 9, 10 и 11-х классов ГОУ СОШ №371 в 2010-2011 учебном году в период с 01.04.2011 по 05.05.2011.

    В апробации участвовало 150 учащихся и 2 учителя географии.

    В начале учителям было предложено ознакомиться с сайтом предметных Интернет-олимпиад, который был временно размещен в  среде Интернет. При регистрации им была присвоена роль - «учитель» и даны соответствующие права доступа на сайте. Также им были выданы методические рекомендации по работе со средством для проведения Интернет-олимпиад. После ознакомления и консультирования по возникшим вопросам, ими были созданы олимпиады для каждой из параллелей, зарегистрированы и сформированы группы (классы) с правом доступа к созданной олимпиаде. 

    Контрольная работа проводилась в компьютерном классе, оснащенном ПК с доступом в  Интернет. Созданные олимпиады были рассчитаны на 1 урок (45 минут). По истечении времени доступ к олимпиаде закрывался.

    В конце урока, в течение пяти минут  был подведен общий итог, сформирован  рейтинг и выставлены оценки. Ученики, могли ознакомиться со своими ответами и статистикой по ним.

    ло сделано, что было выдано, сколько времени работали, как были обработаны результаты, что было сделано с ошибками, общее впечатление учителя и учащихся….

    По  окончании ознакомления со средством для проведения предметных Интернет-олимпиад учителям и их ученикам было предложено ответить на вопросы анкет: назвать достоинства и недостатки, внести предложения по изменению.

    Вопросы анкеты для учителя и ученика представлены в Приложении 3, 4.

    Более 85 человек одобрили использование Интернет-олимпиад в качестве испытания на школьном этапе Всероссийских олимпиад. Двадцать пять человек отметили, что они не видят необходимости в их использовании, для них «это не имеет принципиального значения».

    Ученики высказали следующие предложения: добавить календарь событий для удобства отслеживания дат проведения олимпиад и функцию приватных сообщений.

    Учителя отметили современный подход и удобство в проведении школьного этапа всероссийской олимпиады по географии. Поступили предложения добавить методический форум для обсуждения методик работы с одаренными детьми, конкурсных заданий, правил проведения олимпиад и т.п. вопросов.

    В результате анализа вышеперечисленных  замечаний были сделаны выводы и  внесены соответствующие коррективы в средство для проведения предметных Интернет-олимпиад.

 

      3.5. Стратегический анализ факторов развития средства для проведения Интернет-олимпид (SWOT-анализ) 

    Развитие  Петербургского олимпиадного движения в значительной мере зависит от состояния и намеченных перспектив развития внешней среды: современной образовательной политики, особенностей процессов информатизации, кадровых характеристик, тенденций и перспектив.

    Далее представлен анализ наиболее значимых  для проведения Интернет-олимпиад внешних факторов с включением благоприятных возможностей и потенциальных угроз для развития.   

Факторы внешней среды Возможности Риски
1. Развитие информатизации современного процесса образования Интернет - технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность  самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Возможность развития информационно-образовательной среды.

Недостаточная техническая оснащенность образовательных  учреждений, проблемы с выходом в Интернет, необходимость размещения  где?
2. Новый порядок  аттестации педагогических кадров Разработка  учителями содержания школьного  этапа олимпиады с помощью  нового средства, повышение их ИКТ-компетентности. Недостаточная информационная компетентность педагогического состава.
3. Большое количество олимпиад, в т.ч. Интернет-олимпиад Разработка  простого для применения и качественного  средства для проведения обязательного школьного этапа всероссийской олимпиады школьников Неприятие педагогической общественностью, восприятие как дополнительной нагрузки
4. Прогрессирующая Интернет-зависимость учащихся и  требования СанПин Создание средства для интеллектуального развития учащихся в привычной для них  среде общения в интерактивном режиме. Увеличение степени нагрузки на учащихся при увеличении времени, проводимого за компьютером
5. Развитие дистанционных  форм обучения, в т.ч. для детей  с ограниченными возможностями  здоровья Включение всех желающих участвовать в олимпиаде  на школьном этапе, возможность дальнейшего развития средства для районного (муниципального) и городского этапов Дополнительная  нагрузка на учащихся.
6. Специфика Интернет-олимпиады (возможность обратиться к источникам информации, обособленность от учителя  и т.д.) Приобщение  учащихся к интеллектуальному творчеству, отсутствие времени на поиск правильного ответа, возможность формулирования заданий в различных формах и сопровождения хода олимпиады учителем - тьютором Взлом базы данных пользователями и некорректные результаты олимпиады
 

    Представленное  в работе средство для организации  Интернет-олимпиад имеет свою информационную внутреннюю специфику. Далее представлен анализ наиболее значимых  внутренних факторов развития  с оценкой сильных и слабых сторон развития Интернет-олимпиад.  
 
 

    3.6 Выводы 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ  ДОКУМЕНТОВ 

    В пояснительной записке использованы ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое  описание. Общие требования и правила  составления

    ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

    ГОСТ 7.60-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому  делу. Издания. Основные виды. Термины и определения

    ГОСТ 7.82-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому  делу. Библиографическая запись. Библиографическое  описание электронных ресурсов. Общие  требования и правила составления

    ГОСТ 7.83-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

    ГОСТ 19.505-79. Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И  СОКРАЩЕНИЯ 

    Диагностика (греч. diagnostikos – способный распознавать) – процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).

    Информационные образовательные ресурсы – информационные ресурсы, связанные с образованием.

    Информационные  ресурсы – документы и их совокупность, хранимые и обрабатываемые в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.п.

    API – Application Programming Interface – интерфейс прикладного программирования

Информация о работе Проектирование средства для проведения предметных интернет-олимпиад