Проектирование средства для проведения предметных интернет-олимпиад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 21:34, магистерская работа

Описание

Целью магистерской диссертации является проектирование средства для проведения предметных Интернет-олимпиад (школьного этапа Всероссийской олимпиада школьников в Санкт-Петербурге).

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

на основе проведенного теоретического исследования обосновать выбранную форму проведения олимпиады;
разработать структуру средства для проведения Интернет – олимпиад;
создать средство для проведение Интернет-олимпиад;
создать методических рекомендаций по использованию средства учителем предметником, а также для прохождения олимпиады учащимся;
опробовать;
обосновать целесообразности использования предложенного средства в дальнейшем;

Работа состоит из  1 файл

Магистерская диссертация.doc

— 1.35 Мб (Скачать документ)

    Кроме того, проектирование олимпиад может стать основой для создания пособия, Интернет-ресурса самим учителем, что также учитывается в новой форме аттестации. 

    1.3 Интернет-олимпиады как форма работы с одаренными детьми

    Олимпиады школьников и, прежде всего, предметные олимпиады, в условиях современной школы являются действенным средством формирования мотивации к учению, повышению познавательной активности учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции углубления и расширения знаний школьника по предмету. Вместе с тем, возникнув как форма работы с одаренными детьми, олимпиады являются в настоящее время одним из перспективных направлений проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося, направленного не только на выявление склонностей и способностей учащихся, но и на совершенствование содержания и технологии всего образовательного процесса.

    Модернизация  современного олимпиадного движения опирается  на расширение сети специализированных классов и школ; совершенствование системы внеклассной интеллектуально-познавательной, творческой работы, в том числе возрождение кружковой работы, расширение издания специальной научно-познавательной, методической литературы, активное развитие новых форм проведения олимпиад.

    В ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию 2010 г. сказано: «Главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации» [3?4].

    Под Интернет-олимпиадой понимается разновидность  предметных олимпиад, в которой обмен  информацией и обратная связь между участниками олимпиады и её организаторами осуществляются не непосредственно, а с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий.

    Проведение  Олимпиады с помощью Интернет-технологий позволяет решать специфические  задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затруднённые для достижения в обычных образовательных и соревновательных формах:

    - усиление  активной роли учащегося в  собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе приоритетных направлений, форм и темпов продвижения в образовательных областях;

    - получение  возможности консультирование у  специалистов высокого уровня  независимо от их территориальной  расположенности;

    - более  комфортные, по сравнению с традиционными,  условия. 

     1.4 Аналоговый анализ Интернет-олимпиад

     Совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения разнообразных форм обучения, развития и контроля. Проектируемое средство предназначено для поддержки школьного этапа Всероссийских олимпиад проводимых в Санкт - Петербурге. Использование современных информационных технологий и  возможностей сети Internet обеспечивает проекту высокий научный уровень, современную подачу, оперативность и широкий круг участников. Преимущества форм дистанционной образовательной деятельности перед очными состоят в их оперативности, продуктивности, насыщенности, возможности быстрой и эффективной творческой самореализации учащихся, наличии условий для их персональной образовательной траектории.

      На сегодняшний день существует  довольно большое количество Интернет олимпиад по различным дисциплинам. Все они, как правило, реализованы с помощью различных программных средств и расположены в среде Интернет. Рассматривались аналоги которые находяться в открытом доступе, выполенны в виде теста и етсь пробный вариант прохождения Интернет-олимпиады.

    В качестве аналогов были рассмотрены следующие  Интернет олимпиады:

  • http://www.lingling.ru/ - Первая Интернет-олимпиада по лингвистике
  • Районная Интернет – олимпиада по обществознанию
  • http://www.math-on-line.com/index.html - Олимпиады «Сократ» игры и конкурсы по математике для школьников 5-8 класссов
  • http://www.vostok1start.ru/ - V Открытая республиканская образовательная 
    интернет-викторина

    Рассмотрим  каждый аналог в отдельности. Я бы далее в каждом примере давалы ссылку на ресурс.

  1. Ресурс «Первая Интернет-олимпиада по лингвистике» создан при поддержке компании ABBYY, одного из ведущих мировых разработчиков технологий оптического распознавания документов и программного обеспечения в области компьютерной лингвистики и лексикографии.  Основным его достоинством является, прежде всего, набор вопросов для самоконтроля. Также на сайте находятся видеолекции и примеры заданий Интернет-олимпиад предыдущих лет. Кроме того, можно отметить легкий для восприятия интерфейс и интуитивно понятную навигацию.

Рисунок 1 - Фрагмент Интернет-олимпиады « Первая Интернет-олимпиада по лингвистике»

    К основным недостаткам этого ресурса  следует отнести отсутствие личного  кабинета, в результате чего пользователь не может получить развернутого результата совего прохождения олимпиады. Некоторые  ссылки  с данного ресурса - нерабочие. 

  1. Интернет-олимпиада «Олимпиада Фрунзенского района по обществознанию»

Эта олимпиада  обладает понятной и удобной навигацией и четкой структурированностью. Кроме  того, по завершению теста можно  посмотреть не только итоговый результат, но и журнал тестирования, в котором отображается весь ход прохождения участником олимпиады. Также можно посмотреть свой рейтинг и анализ статистики по вопросам.

      К основным недостаткам этого  ресурса следует отнести отсутствие  личного кабинета, и примеров прошлогодних заданий. 

Рисунок 2 - Фрагмент Интернет-олимпиады «Олимпиада Фрунзенского района по обществознанию»  

  1. Интернет-олимпиада «Сократ» игры и конкурсы по математике для школьников 5-8 класссов. На данном ресурсе расположены примеры прошлых олимпиад, банк задач. Кроме того, на ресурсе создано возможность на их базе проводить тестирование в школах, но данная услуга - платная. Следует также отметить наличие обратной связи и форума. К недостаткам можно отнести громоздкость интерфейса.
 

Рисунок 3 - Фрагмент Интернет-олимпиады «Сократ» игры и конкурсы по математике для школьников 5-8 класссов 

  1. Интернет-олимпиада V Открытая республиканская образовательная 
    интернет-викторина. Основным достоинством ресурса является, прежде всего, большое количество разных видов прошлых олимпиад. Материал хорошо изложен. Интерфейс не перегружен. Также в олимпиаде могут принять участие и взрослые. В случае равенства очков побеждает тот, кто отправил ответ раньше других участников. Жюри имеет право, при определении победителей и призеров, делить участников викторины на возрастные группы по своему усмотрению в зависимости от общего количества участников.

Рисунок 4 - Фрагмент Интернет-олимпиады «Сократ» игры и конкурсы по математике для  школьников 5-8 класссов

    К основным недостаткам этого ресурса следует отнести отсутствие личного кабинета, в результате чего пользователь не может получить развернутого результата своего прохождения олимпиады. Некоторые ссылки  с данного ресурса - нерабочие. 

      Нужен более объемный вывод. Таким образом, анализируя доступные в момент исследования ресурсы Интернет-олимпиад, можно сделать следующие выводы:

      1.

      2.

      3.

      После тщательного рассмотрения аналогов были уточнены требования к разрабатываемому средству для проведения Интернет-олимпиад:  

    1.5 Основные требования к Интернет-олимпиаде

    При проектировании средства для проведения Интернет-олимпиад необходимо заложить в него технологические характеристики, позволяющие впоследствии сделать  его наиболее эффективным.

    Отметим основные требования.  Дадим их краткую характеристику. Рассмотрим примеры.

    Для оценки качества  можно выделить пять основных групп требований (рис. 3).

     Рисунок 5. Основные требования, предъявляемые к Интернет-олимпиаде 

     1.5.1 Требования к содержанию Интернет-олимпиады

     К числу требований к содержанию относятcя следующие:

  • соответствие требованиям государственного образовательного стандарта;
  • предоставление более расширенного учебного материала по сравнению со школьной программой;
  • связь и отсутствие противоречий с основной учебной литературой по     соответствующим учебным дисциплинам.
 

     1.5.2 Технологические требования к Интернет-олимпиаде

     К числу технологических относят такие требования, как:

  • надежность, устойчивость и работоспособность;
  • возможность функционирования на различных компьютерных  средствах;
  • надежность защиты от несанкционированных действий пользователей;
  • эффективность использования;
  • простота в обновлении контента.
 

     1.5.3 Дидактические требования

     К числу дидактических требований относят:

  • соответствие учебного материала современному уровню развития науки и техники;
  • соответствие содержания, форм предоставления материала и методов работы с ними возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития;
  • точность определений и формулировок;
  • соответствие поясняющих примеров, их достаточность и корректность;
  • целесообразность и полнота практических рекомендаций для ученика и методических рекомендаций для учителя;
  • разнообразие заданий, нацеленных на активизацию самостоятельной работы учащихся.
 

     Кроме этих требований, для оценки качества средства для разработки Интерет-олимпад используют требования, обусловленные особенностями использования информационных и телекоммуникационных технологий (рисунок 9).

     

     Рисунок 6. Требования к средству для проведения Интернет-олимпиад, обусловленные использованием информационных и телекоммуникационных технологий 

     Под адаптивностью подразумевают возможность взаимодействия обучающегося                 с Интернет-олимпиадой индивидуально.

     Требования  интерактивности ресурса предполагает, что он позволяет вести диалог «обучающийся – компьютер» и обеспечивает обратную связь. Важной составной частью организации диалога является реакция Интернет-олимпиады на действия пользователя. Обратная связь позволяет осуществлять контроль и корректировать действия обучающегося, осуществлять постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации, выдавать результаты анализа работы.

     Требования  реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации предполагает использование возможностей современных компьютерных средств по отображению информации. 
 

    1.5.4 Методические требования 

    С дидактическими требованиями к Интернет-олимпиаде тесно связаны методические. Последние предполагают учет своеобразия и особенностей конкретной предметной области обучения соответствующей науки, ее понятийного аппарата, методов исследования ее закономерностей, возможностей реализации современных методов обработки информации и образовательной деятельности.

Информация о работе Проектирование средства для проведения предметных интернет-олимпиад