Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 21:34, магистерская работа
Целью магистерской диссертации является проектирование средства для проведения предметных Интернет-олимпиад (школьного этапа Всероссийской олимпиада школьников в Санкт-Петербурге).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
на основе проведенного теоретического исследования обосновать выбранную форму проведения олимпиады;
разработать структуру средства для проведения Интернет – олимпиад;
создать средство для проведение Интернет-олимпиад;
создать методических рекомендаций по использованию средства учителем предметником, а также для прохождения олимпиады учащимся;
опробовать;
обосновать целесообразности использования предложенного средства в дальнейшем;
Целью магистерской диссертации является проектирование средства для проведения предметных Интернет-олимпиад (школьного этапа Всероссийской олимпиада школьников в Санкт-Петербурге).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Предметом исследования является Интернет-олимпиада как форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников.
Новизна исследования состоит в следующем: предложен качественно новый уровень проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Он даст возможность учителю в новой интерактивной форме провести школьный этап олимпиады, позволит детям, которые по какой-либо причине не могут принять участие в школе в этом этапе, пройти его на сайте Центра городских предметных олимпиад. Это особенно актуально для развития целого направления олимпиадного движения: олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость работы заключается во внедрении разработанного средства, его апробации и универсальности созданного средства, которое может применяться в любой предметной области.
При
оформлении пояснительной записки
были использованы ГОСТы 7.1, 7.32, 7.60, 7.82,
7.83.
1 Анализ объекта проектирования.
1.1 Формы организации обучения
В современных условиях модернизация отечественного образования, предложившего ученику многообразие форм, методов, видов обучения, организация активизации интеллектуально-познавательной деятельности школьников чрезвычайно важны. Развитие интеллектуальных способностей учащихся в складывающейся системе школьного образования рассматривается как принципиальное условие повышения качества образования. Поэтому и в теории, и в практике обучения социально необходимо организовать управление развитием интеллектуального потенциала обучаемых, который определяет в настоящем и будущем наличие образованных людей, способных к творческой деятельности, к созданию принципиально нового и качественной модернизации существующего. В силу этого необходимо предоставить возможность проявить свои способности как можно большему числу учащихся, сознательно стремящихся к самореализации в интеллектуальной творческой деятельности, оказать им всемерную поддержку в их развитии как за счет более полной формы организации, так и путем создания новых образовательных форм, т.е. форм обучения и воспитания.
По мнению И.М.Чередова (1987, 1997, 1998) и П.И. Пидкасистого (2001) (г. – не пишут, только сам год) «... Применительно к обучению, форма — это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, видами деятельности учащихся». Отметим важное для нас понятие конструкции и предложим свою интерпретацию формы как связного ориентированного графа, представляющего собой внутреннюю организацию содержания (его структуру), вершины которого наполняются содержанием, соответствующим данной форме, а ребра приобретают ориентацию, соответствующую данному содержанию.
Исследованию форм организации обучения в школе посвящено достаточно много работ (В.И. Андреев, Ю.К.Бабанский, В.В.Гузеев, П.И.Пидкастистый, М.Н. Скаткин и др.), в которых всесторонне рассматривается эта проблема. Активно в этом плане разрабатывались разные аспекты проблемного обучения (Д.В.Виклеев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), исследовалась возможность повышения эффективности программированного обучения как процесса управления усвоением знаний и умений, уточнялись наиболее важные условия реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении.
Наряду
с исследованием форм организации
обучения в системе основного
образования исследуются и
1.1 Исторический обзор олимпиад как интеллектуальных состязаний В разделе нужны ссылки на источники (в квадратных скобках указывается номер источника) после абзацев.
Возникнув в Древней Греции в 776 году до н.э., олимпиады стали большими праздниками, включающими в себя не только различные спортивные соревнования, но и конкурсы искусств. Конкурсы по решению задач также исторически были названы олимпиадами. Интеллектуальные соревнования известны в истории с давних пор. Широкое распространение получили математические турниры в Италии в эпоху Раннего Возрождения. С ними тесно связано имя выдающегося математика европейского средневековья Леонардо Фибоначчи. В драматичной истории решения алгебраических уравнений 3-го и 4-го порядков (XIVвек) большое место занимали «математические турниры». Необходимо отметить интерес образованной публики к состязаниям подобного рода. Из истории известны аналогичные конкурсы, с которыми связан ряд наиболее значимых открытий в области математики. Завоевывали популярность «соревнования по переписке», в которых участвовали И. Ньютон, Г.В. Лейбниц, И. Бернулли, Л. Эйлер и другие выдающиеся ученые, что привело, в частности, к зарождению и развитию интегрального и вариационного исчисления.
В
более поздние времена
В России конкурсы по решению задач получили развитие в конце XIX пробел века. В 1884 году профессор Киевского Университета В.П. Ермаков стал издавать «Журнал элементарной математики». С 1885 года в этом журнале ежегодно публиковались так называемые «задачи на премию». Сегодня этот конкурс можно рассматривать как прообраз заочных олимпиад. В 30-х годах XX века многие советские ученые-математики пришли к выводу, что для подготовки научной смены необходимо прямое сотрудничества со школой, в результате чего в СССР в середине 40-х годов получили широкое развитие олимпиады по математике. Первой массовой олимпиадой в нашей стране была олимпиада, проведенная в 1934 году в Ленинградском университете по инициативе чл.-корр. АН СССР Б.Н. Делоне, а в Москве математические олимпиады стали проводиться, начиная с 1935 года.
Существенный вклад в становление и развитие олимпиадного движения, в разработку методик организации и проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как П.С.Александров, В.Г.Болтянский, А.Л. Брудно, Б.Н. Делоне, Ю.С. Ильяшенко, В.Ф. Каган, П.Л. Капица, Л.И. Каплан, М.Клайн, СМ.Козел, А.Н.Колмогоров, Н.Н.Константинов, М.А.Лаврентьев, Л.А. Люстерник, А.И. Маркушевич, И.С.Петраков, Д. Пойя, СЕ. Рукшин, АЛ. Савин, И.Ш. Слободецкий, В.И. Смирнов, СЛ. Соболев, В.Н, Сойфер, В.М. Тихомиров; А.Л.Тоом, Д.В. Фомин, Д.Шклярский, Л.Г. Шнирельман, И.М. Яглом и многие другие.
Опыт, накопленный в этом направлении» требует глубокого и системного изучения, научного анализа и обобщения. Это совершенно необходимо для последующего развития олимпиадного движения, в процессе которого создаются условия для совершенствования мышления и творчества одаренных и мотивированных к интеллектуально-познавательной деятельности учащихся в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.
До Великой Отечественной войны олимпиады проводились почти ежегодно и очень скоро завоевали всеобщее признание. Во время войны олимпиады проводились в Ашхабаде и Казани, начиная с 1946 годы в Киеве, затем в Вологде, Смоленске, Иванове, Иркутске, Саратове, Минске. В 1960 году Министерство Просвещения совместно с оргкомитетом ХХШ Московской олимпиады в порядке эксперимента организовало «нулевую» Всероссийскую олимпиаду по математике. В ней приняли участие школьники из 13 областей РСФСР и 9 национальных республик. С 1961 Всероссийские олимпиады стали проводиться регулярно, а Первая Всесоюзная была проведена в 1967 году.
Подготовительная работа большого числа энтузиастов - специалистов по различным областям знаний, создала благоприятные условия для проведения олимпиад по всей стране по предметам естественно-научного цикла. Аналогично математическим олимпиадам в Советском Союзе стали проводиться также астрономическая, физическая, химическая, биологическая, географическая и другие олимпиады, и ставшая особенно популярной в последние годы олимпиада по информатике. Кроме «научных» олимпиад в последние годы возникли олимпиады из других областей знаний: историческая, лингвистическая, литературная, по русскому языку, по иностранным языкам, праву, экологии, технологии, краеведению и т.д., и множество конкурсов, также названных своими «создателями» «олимпиадами».
Структура «больших» олимпиад становилась все более иерархизированной: появились республиканские и Всесоюзные предметные олимпиады, а внутри больших городов еще и районные. Следует отметить, что первых «большие» олимпиады сыграли значительную роль в становлении и развитии региональных и школьных олимпиад. Ведущие вузы страны стали активно работать со школьниками, учителями, укреплять связи с периферийными школами. Наладилось достаточно четкое взаимодействие между органами образования, университетами и педагогическими вузами на местах.
Можно считать, что переход олимпиадного движения из стихийного явления в массовую широкомасштабную государственную образовательную программу произошел в 1964 году, когда был создан официальный организационный комитет по проведению олимпиад во главе с академиком П.Л. Капицей. Начиная с 1992 года, Всесоюзные олимпиады стали называться Межреспубликанскими. В настоящее время центром проведения олимпиад по математике и физике является Московский Физико-технический институт (ныне Технический университет). На сегодняшний день Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно в пять этапов, школьный, районный, городской, краевой или областной, зональный и заключительный. Некоторые городские олимпиады, например, Московская, Санкт—Петербургская, имеют статус зональных.
К началу XXI века олимпиада превратилась в целое общественное движение со сложной иерархической структурой организацией. Это движение берет начало в школе, затем проходит районный, городской, региональный этапы, общероссийский этап и завершается на международном уровне. При этом анализ особенностей проведения олимпиад показал, что в условиях массовой школы усилий лишь педагогов-энтузиастов недостаточно для достижения высокого уровня подготовки мотивированных к интеллектуально-познавательной деятельности школьников.
По примеру Советского Союза и в других странах мира стало развиваться олимпиадное движение. Возникли Международные олимпиады по математике, физике, химии, биологии, астрономии и информатике. Советские, а затем и российские школьники стали принимать в них участие и притом (за исключением нескольких лет переходного периода), весьма успешное. Первая Международная олимпиада по математике состоялась в1959 году в Брашове (Румыния), на нее были приглашены школьники из социалистических стран: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Аналогичные олимпиады по физике и химии состоялись в 1967 и в 1970 годах соответственно.
В последние годы различные предметные олимпиады выступают в качестве форм:
Таким образом, в системе дополнительного образования, накопившей богатые традиции в этой области, таятся огромные возможности работы с одаренными и высокомотивированными к познавательной деятельности детьми.
Важно
отметить, что результаты учащихся
на олимпиадах всегда были одним из
аспектов оценки деятельности учителя,
а с 2011 г., в соответствии с новыми правилами
аттестации педагогических работников,
дают возможность получить существенное
количество баллов для портфолио учителя
(Приказ Минобрнауки от 26 апреля 2010
г. N 16999 «О порядке аттестации
педагогических работников
государственных и муниципальных
образовательных учреждений» :
Результаты
участия обучающихся
в предметных олимпиадах:
победители/призеры районного уровня победители/призеры городского уровня победители/призеры всероссийского уровня победители/призеры международного уровня |
20 40 100 200 |
Грамоты, дипломы
или другие документы, подтверждающие
победы и призовые места обучающихся.
Документы, подтверждающие роль учителя в подготовке победителей/призеров олимпиад. |
В межаттестационный период |
Информация о работе Проектирование средства для проведения предметных интернет-олимпиад