Проектирование средства для проведения предметных интернет-олимпиад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 21:34, магистерская работа

Описание

Целью магистерской диссертации является проектирование средства для проведения предметных Интернет-олимпиад (школьного этапа Всероссийской олимпиада школьников в Санкт-Петербурге).

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

на основе проведенного теоретического исследования обосновать выбранную форму проведения олимпиады;
разработать структуру средства для проведения Интернет – олимпиад;
создать средство для проведение Интернет-олимпиад;
создать методических рекомендаций по использованию средства учителем предметником, а также для прохождения олимпиады учащимся;
опробовать;
обосновать целесообразности использования предложенного средства в дальнейшем;

Работа состоит из  1 файл

Магистерская диссертация.doc

— 1.35 Мб (Скачать документ)

    На  первом этапе происходит определение  целей и задач в рамках которого будет использоваться будущее средство. При этом желательно, чтобы были сформулированы  диагностические цели. Устанавливаются технические аспекты реализации и ресурсы для выполнения проекта. Также определяется целевая аудитория. В рамках дипломного проекта целевая аудитория – школьники, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга и их учителя.

    Второй  этап посвящен анализу. Даже небольшой объем информации воспринимается пользователем гораздо быстрее и эффективнее в том случае, когда структура и форма ее представления хорошо продуманы. Исходя из цели и задач, которые стоят перед разработчиками, следует проработать оригинальный материал и информацию из других источников. Особенно полезно изучение Интернет-олимпиад, викторин и т.д.. Это позволит восполнить пробелы в разрабатываемом средстве, преодолеть недостатки. Положительный опыт можно взять на заметку и использовать в дальнейшем в своей работе.

    В процессе анализа и проектирования структуры сайта часто используется такой прием, как составление  сценариев работы пользователя с  материалами сайта. Это помогает  лучше структурировать материалы, решить вопросы организации более  логичной навигации по материалам сайта, создания удобной компоновки web-страниц.

    На  этапе анализа необходимо выбрать  формы и форматы представления  иллюстраций, а также инструменты  для оформления информации в электронном  виде. При необходимости принимаются  решения об использовании специальных Интернет-технологий (телекоммуникационных систем, технологии Интернет-программирования, дополнительного программного обеспечения).

    Результатом анализа является подробный план разработки, в котором сформулированы конкретные задачи, требующие решения для достижения поставленных целей.

    Проектирование  средства для проведения Интернет-олимпиад, информационной структуры – ядро процесса создания Интренет-олимпиады. От этого этапа во многом зависит и результат проекта. При этом имеется в виду не только внешний вид страниц сайта, но и качество содержания, и удобство использования. Этот этап приобретает особую важность при разработке гипертекстовых систем, которые представляют собой не просто текстовый массив, а информационную систему, организованную особым образом.

    После прохождения второго этапа можно  приступать непосредственно к разработке: созданию текстов, тестов, иллюстраций, компоновке их на web-страницах, организация гипертекстовых переходов и т.д.

    Последний этап заключается в отладке и тестировании созданного средства для проведения Интернет-олимпиад. 

    2.2. Описание процесса проектирования

    Как было отмечено выше, для описания процесса проектирования используется функциональное моделирование. Соответствующие диаграммы  представлены на рисунках 8 и 9.

    В качестве элементов управления выступают  положение о проведение Всероссийской олимпиады и  техническое задание. В качестве ресурсов и механизма – методист и разработчик. На входе модели – материалы олимпиад прошлых лет, представленные заведующей центром городских олимпиад. На выходе – готовая к использованию Интернет-олимпиада.

    Из  диаграммы декомпозиции A0 (рисунок 9) видно, что на последнем этапе – тестирование и экспериментальное опробование – подключаются школьники и их учителя. 

Рисунок 8. Контекстная диаграмма А-0 

Рисунок 9. Диаграмма декомпозиции А0 
 

    2.4 Структура базы  данных

    Процесс построение модели базы данных или, другими  словами, процесс проектирования следует  начинать с выделения сущностей  системы. Последующий анализ и детализация выявленных сущностей позволяет сформировать четкое представление о модели базы данных.

    Для хранения данных используется сервер баз данных MySQL. Его возможностей вполне достаточно для проведения всех необходимых операций, которые требуются для функционирования сайта. Системой используется 14 основных таблиц. Тип таблиц — MyISAM. На рисунке 10 представлена архитектура базы данных.  
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 10. Архитектура базы данных 

    В таблице 2 приведено описание таблиц базы данных ресурса.

Таблица 1 – Описание таблиц базы данных ресурса

    Название  таблицы     Описание  и назначение
    Settings     Хранит  шаблоны стандартных системных  сообщений
    Blocks     Хранит  контент каждой страницы
    Structure     Хранит  структуру сайта (набор страниц), порядок их следования и необходимую системную информацию
    Users     Хранит  информацию служебную и персональную информацию пользователей
    User_groups     Таблица групп пользователей системы
    Permissions     Хранит  права доступа к страницам  для каждой группы пользователей
    Stat     Хранит  статистику на зарегистрированных пользователей
    Talks     Хранит  внутренние сообщения между пользователями
    Teams     Хранит  список зарегистрированных классов и школ
    Olimp     Хранит  список всех олимпиад, доступных для прохождения
    Olimp_results     Хранит  результаты выполнения олимпиад
    Olimp_base     Хранит  базу вопросов для составления олимпиад
    Forum     Хранит  список тем форумов
    Messages     Хранит  сообщения форума
 

    2.5 Описание модулей

    В системе работает 14 основных модулей. Т.к. система решает довольно широкий круг задач, то потребовалась возможность свободного добавления модулей в систему, которая и была решена. Каждый модуль решает какую-либо определенную задачу.

    1. Модуль регистрации пользователей портала

    Обеспечивает  интерфейс для регистрации в  интерактивном режиме пользователей  портала, а также ведение базы данных по зарегистрированным пользователям. Модуль также выполняет процедуру  авторизации при повторных входах в портал и управляет правами доступа к отдельным компонентам портала.

    2. Календарь олимпиад

    Модуль  предоставляет пользователям всю  необходимую информацию о предстоящих  олимпиадах (сроки проведения, конкурсные тематики, правила участия и т.п.).

    3. Лента новостей и доска объявлений

    Модуль  позволяет пользователям регулярно  получать новостную информацию из области  образования, науки, технологий, связанную  с информатикой и информационными  технологиями.

    4. Модуль администрирования, мониторинга и анализа статистики работы

    Обеспечивает  накопление в специальной базе данных информации о работе пользователей  на портале. На основе данной информации модуль позволяет администратору портала  анализировать процесс работы пользователей, а также готовить аналитические  отчеты.

    5. Банк заданий

    Модуль  представляет собой Систему управления базой данных заданий. Задания могут  быть представлены в различных формах (в виде текстов, графических изображений, мультимедийных данных).

    6. Модуль регистрации заявок участников олимпиады

    Обеспечивает прием и регистрацию заявок (в виде E-mail письма, заполнения формы на сайте, выбора из Базы зарегистрированных пользователей портала) распределенных, дистанционного удаленных друг от друга.

    7. Модуль формирования комплекта конкурсных заданий

    Формирует, на основе Банка данных конкурсных заданий, набор заданий, которые будут предъявлены участникам олимпиады. Формирование конкурсного набора заданий производится с использованием различных стратегий выбора (выбор случайным образом по заданным критериям из множества, выбор на основе голосования жюри и т.п.).

    8. Модуль сетевого взаимодействия участников олимпиады

    Обеспечивает  основной интерфейс для проведения Интернет-олимпиады: позволяет каждому  участнику ознакомиться с правилами  проведения данной олимпиады, получить конкурсные задания; ввести свой вариант решения заданий; ознакомиться с решениями других участников команды, если это допускается установленными правилами олимпиады.

    После завершения олимпиады модуль позволяет  всем участникам ознакомиться с общими результатами олимпиады, также опротестовать у жюри оценку своих вариантов решений задач. Кроме этого, модуль присваивает каждому зарегистрированному участнику его рейтинг и заносит его в специальную Базу рейтингов.

    9. Модуль «Открытое жюри»

    Позволяет на основе технологии Интернет-форума проводить обсуждение работ участников олимпиады и организовать открытое голосование.

    10. Модуль «Пресс-центр олимпиады»

    Позволят  публиковать на портале официальные  пресс-релизы оргкомитета олимпиады, интервью с участниками олимпиады и членами жюри, комментарии специалистов и т.п.

    11. Архив проведенных олимпиад

    Содержит  архивные материалы по проведенным  ранее олимпиадам с подробным  разбором конкурсных заданий.

    12. Информационно-методическая служба

    Обеспечивает  преподавателей-тренеров разнообразными материалами для более эффективной работы с одаренными детьми при подготовке их к участию в олимпиадах. Модуль позволит преподавателям-тренерам с помощью специального интерфейса найти требуемые материалы в библиотеке службы, разместить в библиотеке свои разработки в этой области, задать свой вопрос для последующего детального рассмотрения специальной научно-методической группой специалистов службы, а также ознакомиться с архивом вопросов и ответов, ранее рассмотренных службой.

    13. Методический интернет-форум

    Позволяет всем заинтересованным специалистам на основе технологии Интернет-форума проводить  текущее обсуждение методик работы с одаренными людьми, конкурсных заданий, правил проведения олимпиад и т.п. вопросов.

    14. Виртуальный консультарий

    Обеспечивает  учащихся возможностью запросить -консультацию у специалистов. Вопрос учащегося  и ответ специалиста может  быть в мультимедиа представлении. Консультационная поддержка учащихся может вестись в нескольких видах:

  • «Оперативная консультация» — позволяет учащемуся осуществлять общение с дежурным специалистом в On-Line режиме.
  • «Форум вопросов и ответов» — обеспечивает учащихся механизмом совместного обсуждения возникающих в процессе обучения вопросов и поиска на них ответов под руководством модератора форума.
  • «Часто задаваемые вопросы» — библиотека классифицированных экспертом наиболее часто задаваемых учащимися вопросов и ответов на эти вопросы. Формируется на основе предыдущих видов консультационной поддержки. Разделы данной библиотеки представляют для учащегося дополнительный информационный ресурс по изучаемой теме.
 

    2.6 Определение состава  средства для создания Интернет-олимпиад.

    Цель  создания средства для проведения Интернет-олимпиад заключается в предложение качественно нового уровня проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. который даст возможность учителю в новой интересной форме провести отбор детей, позволит детям, которые по какой-либо причине не могут принять участие в школе в этом этапе, пройти его на сайте Центра городских предметных олимпиад.

    Задачи средства для проведения Интернет-олимпиад - дать возможность учителю в новой интересной форме провести отбор детей, позволит детям, которые по какой-либо причине не могут принять участие в школе в этом этапе, пройти его на сайте Центра городских предметных олимпиад. Осуществление этих задач позволит сделать учебный процесс более комфортным, эффективным и интересным.

     Для достижения поставленных целей средство для проведения Интернет-олимпиад должно содержать:

  • организационную информацию;
  • иллюстративный материал;
  • комплекс тестов и упражнений;
  • средства контроля и самоконтроля;
  • систему поиска информации.

    Структура средства для проведения Интернет-олимпиад представлена на рисунке 15.

Рисунок 15. Структура средства для проведения Интернет-олимпиад

     Учитывая  приведенные требования, была разработана  структура средства для проведения Интернет-олимпиад.

     Сайт состоит из 7 основных разделов.

Информация о работе Проектирование средства для проведения предметных интернет-олимпиад