Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа
В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних - рост беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличение числа агрессивных детей, рост их девиантного поведения. В связи с неуклонным ростом антиобщественного поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и межгрупповых отношений) остро встал вопрос профилактики отклоняющегося поведения и детских правонарушений. В обществе поставлена задача предупреждения правонарушений и устранения порождающих их причин. Общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью, алкоголизмом и наркоманией, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.
Введение
В
настоящее время в России продолжает
оставаться актуальной проблема социальной
дезадаптации несовершеннолетних - рост
беспризорности, социальной и педагогической
запущенности, увеличение числа агрессивных
детей, рост их девиантного поведения.
Указанная проблема представляет собой
комплексное социально-
Безнадзорность, беспризорность, преступность детей и подростков опасны как для них самих, так и для окружающих. Наличие большого количества дезадаптированных детей - детей, лишенных семьи, надлежащего ухода, воспитания, детей с отклонениями в развитии, детей, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и преступления, - представляет угрозу для будущего страны.
Сегодня, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей.
Представления
Не смотря на то, что в России в последние годы значительное внимание уделяется профилактике девиантного поведения и правонарушений среди несовершеннолетних, ситуация с состоянием антисоциального поведения среди подростков остается сложной.
Актуальность исследования. В связи с неуклонным ростом антиобщественного поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и межгрупповых отношений) остро встал вопрос профилактики отклоняющегося поведения и детских правонарушений. В обществе поставлена задача предупреждения правонарушений и устранения порождающих их причин. Общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью, алкоголизмом и наркоманией, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.
Сегодня
правонарушения несовершеннолетних рассматриваются
как свидетельство недостатков
в воспитательной работе, сложной
социально-экономической
Поэтому
решающее значение в предупреждении
и искоренении правонарушений несовершеннолетних
имеют мероприятия по коренному
улучшению всей воспитательной работы,
по повышению ответственности
В связи с вышеизложенным тема курсовой работы «Профилактика правонарушений девиантного поведения» является актуальной и значимой.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
- определены критерии и показатели отклоняющегося поведения подростков;
- раскрыты особенности профилактики девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные профилактические мероприятия могут быть использованы педагогами, воспитателями, психологами, сотрудниками центров социальной защиты в своей работе.
Изученность проблемы. Проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних поставлена в отечественной науке сравнительно недавно, что обусловлено сменой взглядов на идеологию в нашей стране, на политику во многих областях деятельности, на многие явления, длительное время умалчиваемые в средствах массовой информации. Сегодня опубликовано множество научных трудов и методических пособий, в которых освещаются те или иные аспекты данной проблемы. Анализ работ отечественных ученых (М.А. Алемаскина, Ю.М. Антонина, С.А. Беличевой, Г.Г. Бочкаревой, СТ. Гаврилова, В.Н. Иванова, К.Е. Игошева, Ю.А. Клейберга, А.Г. Ковалева, В.В. Коваля, И.С. Кона, В.Т. Кондратенко, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, В.Г. Степанова и др.) показал, что несовершеннолетние правонарушения рассматриваются как девиантное (отклоняющееся) поведение.
Также накоплен определенный социально-психологический опыт по работе в данном направлении в общеобразовательных школах, лицеях и колледжах.
Объект исследования: девиантное (отклоняющееся) поведение и правонарушения несовершеннолетних.
Предмет исследования: организация социально-педагогической профилактики девиантного поведения, правонарушений несовершеннолетних детей в МОУ «
Цель исследования - изучить сущность, причины, источники, обусловливающие девиантное поведение и правонарушения несовершеннолетних, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение правонарушений в современном социуме.
Задачи исследования:
1. Проанализировать разработанные и проведенные отечественными учеными теоретические и практические исследования в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних.
2. Определить сущность девиантного поведения, правонарушений, изучить и проанализировать причины и условия возникновения девиантного поведения, правонарушений и наметить способы их коррекции.
3. Выявить объективное положение социально-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в школьных коллективах.
4. Обобщить опыта работы МОУ « Спасского района РТ школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и их предупреждение в социуме.
5.
Разработать комплексную
Решение этих задач возможно только при опоре на знание закономерностей психического развития подростка, особенностей прохождения им возрастных этапов, а также индивидуальных особенностей семьи в целом.
Методы исследования:
-
анализ научной психолого-
- изучение
и обобщение существующего
Базой
исследования является общеобразовательное
учреждение «МОУ
Спасского района РТ
Структура. Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы.
Во введении раскрыта актуальность темы, сформулирована цель, обозначены задачи, определены объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты девиантного (отклоняющегося) поведения, определена сущность правонарушений, условий и причин возникновения данных явлений и их социально – педагогическая профилактика.
Вторая глава носит
В третьей главе предложены направления и методы совершенствования профилактики правонарушений и девиантного поведения.
В
заключении обобщены результаты исследования
и сделаны основные выводы.
Глава
1. Теоретическое изучение
проблемы профилактики
девиантного поведения
и правонарушений подростков
и молодежи.
В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение».
Девиантное (отклоняющееся) поведение - (от лат. deviatio - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения - преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенностей характера, эмоционально-волевой сферы.
[Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.81].
За последние годы психологами, педагогами и социологами был выполнено ряд исследований в области профилактики отклоняющегося поведения подростков. В педагогической науке установились довольно четкие критерии, вскрывающие сущность девиантного поведения несовершеннолетних (педагогическая замкнутость, трудновоспитуемость, деликвентность). [Петрынин с.50].Изучение этиологии девиантного поведения позволяет ученым выделять множественность факторов, продуцирующих такое поведение. Одни авторы акцентируют свое внимание на социально-педагогических факторах (издержки семейного воспитания, ошибки школьного воспитания, безнадзорность и др.). К такому направлению следует отнести работы В.А. Аромавичюте, З.В. Баерюса, Л.Н. Голубевой, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева, П.П. Середы, З.А. Раевской и др.
Другую
группу исследователей составляют ученые,
для которых более значимыми
являются факторы социально-
В
80-е годы ХХ века наблюдается тенденция
дальнейшего обострения интереса к
исследованиям, посвященным
В
настоящее время наметилась тенденция
осуществления системного подхода
в профилактике и преодолении
девиантного поведения
В
воспитательной практике актуализировались
проблемы изучения возрастных особенностей
детей из «группы риска», стимулирования
и развития их инициативы, самостоятельности,
способности к самоисправлению
и саморазвитию. Отдельные педагогические
коллективы сумели создать школы (включая
спецшколы для
Социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.
Одни
ученые рассматривают отклоняющееся
поведение как несоответствие действий
и поступков ребенка
Информация о работе Профилактика правонарушений девиантного поведения