Профилактика правонарушений девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних - рост беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличение числа агрессивных детей, рост их девиантного поведения. В связи с неуклонным ростом антиобщественного поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и межгрупповых отношений) остро встал вопрос профилактики отклоняющегося поведения и детских правонарушений. В обществе поставлена задача предупреждения правонарушений и устранения порождающих их причин. Общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью, алкоголизмом и наркоманией, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.

Работа состоит из  1 файл

профилактика правонарушений девиантного поведения.docx

— 101.24 Кб (Скачать документ)

       Введение 

       В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних - рост беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличение числа агрессивных  детей, рост их девиантного поведения. Указанная проблема представляет собой  комплексное социально-педагогическое явление, характеризующее состояние  общества на современном этапе и  одновременно влияющее на его развитие.

       Безнадзорность, беспризорность, преступность детей  и подростков опасны как для них  самих, так и для окружающих. Наличие  большого количества дезадаптированных детей - детей, лишенных семьи, надлежащего   ухода, воспитания, детей с отклонениями в развитии, детей, ведущих асоциальный образ жизни, совершающих правонарушения и преступления, - представляет угрозу для будущего страны.

     Сегодня, когда идут масштабные и быстрые  процессы социально-экономических  и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым  с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей.

       Представления несовершеннолетних  о морали и праве в силу  возрастных причин находятся  на вербальном уровне, они еще  не стали  осознанными, тем  более, автоматическими  регуляторами  поведения. Это и способствует  значительному уровню противоправных  действий, совершаемых несовершеннолетними.  Проблема отклоняющегося поведения,  правонарушений коренится как  в социально-экономических условиях  бытия, так и в психолого-биологических  особенностях возраста детей,  подростков, молодежи.

     Не  смотря на то, что в России в последние годы значительное внимание уделяется профилактике девиантного поведения и правонарушений  среди несовершеннолетних, ситуация с состоянием антисоциального поведения среди подростков  остается сложной.

      Актуальность исследования.  В связи с неуклонным ростом  антиобщественного поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и межгрупповых отношений)  остро встал вопрос профилактики отклоняющегося поведения   и детских правонарушений. В обществе поставлена задача предупреждения правонарушений и устранения порождающих их причин.  Общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью,   алкоголизмом и наркоманией, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.

     Сегодня правонарушения несовершеннолетних рассматриваются  как свидетельство недостатков  в воспитательной работе, сложной  социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и  правонарушений подростков на определенной территории — как серьезный показатель недостатков проводимой здесь профилактической и воспитательной работы.

     Поэтому решающее значение в предупреждении и искоренении правонарушений несовершеннолетних имеют мероприятия по коренному  улучшению всей воспитательной работы, по повышению ответственности родителей  и школ за воспитание подростков, усиление роли общественных и детских организаций, а также специальные, профилактические меры государственных и общественных организаций.

     В связи с вышеизложенным тема курсовой работы «Профилактика правонарушений девиантного поведения» является  актуальной и значимой.

     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

   - определены критерии и показатели отклоняющегося поведения подростков;

   - раскрыты особенности профилактики девиантного поведения и правонарушений  несовершеннолетних в образовательном учреждении.

     Практическая  значимость исследования состоит в том, что разработанные  профилактические мероприятия могут быть использованы педагогами, воспитателями, психологами, сотрудниками  центров социальной защиты в своей работе.

     Изученность проблемы. Проблема  социальной дезадаптации несовершеннолетних поставлена в отечественной науке сравнительно недавно, что обусловлено сменой взглядов на идеологию в нашей стране, на политику во многих областях деятельности, на многие явления, длительное время умалчиваемые в средствах массовой информации. Сегодня опубликовано множество научных трудов и методических пособий, в которых освещаются те или иные аспекты данной проблемы. Анализ работ отечественных ученых (М.А. Алемаскина, Ю.М. Антонина, С.А. Беличевой, Г.Г. Бочкаревой, СТ. Гаврилова, В.Н. Иванова, К.Е. Игошева, Ю.А. Клейберга, А.Г. Ковалева, В.В. Коваля, И.С. Кона, В.Т. Кондратенко, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, В.Г. Степанова и др.) показал, что несовершеннолетние правонарушения рассматриваются как девиантное (отклоняющееся) поведение.

     Также накоплен определенный социально-психологический  опыт по работе в данном направлении  в общеобразовательных школах,  лицеях и колледжах.

      Объект  исследования:  девиантное (отклоняющееся) поведение и правонарушения несовершеннолетних.

     Предмет исследования:  организация социально-педагогической профилактики девиантного   поведения,  правонарушений несовершеннолетних детей в МОУ «

       Цель  исследования - изучить сущность, причины, источники, обусловливающие   девиантное  поведение и правонарушения несовершеннолетних, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение правонарушений в современном социуме.

    Задачи  исследования:

   1. Проанализировать разработанные и проведенные отечественными учеными теоретические и практические исследования в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

    2. Определить сущность  девиантного поведения, правонарушений, изучить и проанализировать причины и  условия возникновения девиантного поведения, правонарушений и наметить способы их коррекции.

    3. Выявить объективное положение социально-педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних в школьных коллективах.

   4. Обобщить  опыта работы МОУ « Спасского района РТ школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и их предупреждение в социуме.

   5. Разработать комплексную программу   по профилактике девиантного поведения и правонарушений в МОУ «

     Решение этих задач возможно только при опоре  на знание закономерностей психического развития подростка, особенностей прохождения  им возрастных этапов, а также индивидуальных особенностей семьи в целом.

     Методы  исследования:

   - анализ научной психолого-педагогической  и правовой литературы, нормативных  актов по защите детства, дел  по правонарушениям несовершеннолетних;

- изучение  и обобщение существующего опыта  учреждений по профилактике преступлений несовершеннолетних.

     Базой исследования является  общеобразовательное учреждение «МОУ             Спасского района РТ  

     Структура. Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы. 

      Во  введении раскрыта актуальность темы, сформулирована цель, обозначены задачи, определены объект и предмет исследования.

     В первой главе  рассмотрены  теоретические аспекты девиантного (отклоняющегося) поведения, определена сущность правонарушений, условий и причин возникновения данных явлений и их социально – педагогическая  профилактика.

       Вторая глава носит практический  характер.  Проведен анализ профилактических мероприятий по рассматриваемой проблеме, разработана программа по профилактике употребления психоактивных  веществ ( ПАВ).

       В третьей главе предложены направления и методы совершенствования профилактики правонарушений и девиантного поведения.

      В заключении обобщены результаты исследования и сделаны основные выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы профилактики девиантного поведения и правонарушений подростков и молодежи. 

      1. Общая характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних.

     В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков  детей и подростков, не соответствующих  общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения», «противоправные  действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение».

   Девиантное  (отклоняющееся) поведение - (от лат. deviatio - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения - преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенностей характера, эмоционально-волевой сферы.

     [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.81].

     За  последние годы психологами, педагогами и социологами был выполнено ряд исследований в области профилактики отклоняющегося поведения подростков. В педагогической науке установились довольно четкие критерии, вскрывающие сущность девиантного поведения несовершеннолетних (педагогическая замкнутость, трудновоспитуемость, деликвентность). [Петрынин с.50].Изучение этиологии девиантного поведения позволяет ученым выделять множественность факторов, продуцирующих такое поведение. Одни авторы акцентируют свое внимание на социально-педагогических факторах (издержки семейного воспитания, ошибки школьного воспитания, безнадзорность и др.). К такому направлению следует отнести работы В.А. Аромавичюте, З.В. Баерюса, Л.Н. Голубевой, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева, П.П. Середы, З.А. Раевской и др.

     Другую  группу исследователей составляют ученые, для которых более значимыми  являются факторы социально-психологического порядка (М.А. Алемаскин, Г.Г. Бочкарева, Л.М. Зюбин, И.А. Невский, А.М. Печенюк, С.А. Расчетина, А.И. Селецкий и др.). Внимание исследователей сосредоточивается на выявлении условий, вызывающих девиантное поведение несовершеннолетних, и обосновании эффективности самых разнообразных воспитательно-профилактических средств, форм и методов работы (А.С. Белкин, А.Ф. Никитин, В.М. Обухов, Л.Б. Филонов и др.).

     В 80-е годы ХХ века наблюдается тенденция  дальнейшего обострения интереса к  исследованиям, посвященным трудновоспитуемости (М.А. Алемаскин, В.Ж. Баженов, А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, С.Н. Зинченко, А.И. Захаров, Г.П. Медведев, Э.Ш. Натанзон, В.А. Татенко  и др.). Значительно вырастает  интерес к медико-биологическим  предпосылкам девиантных форм поведения (Г.Б. Грибанов, В.В. Ковалев, А.Е. Личко, К.С. Лебединская, В.В. Юстицкий и др.). Увеличивается количество работ  о специальных учреждениях для  безнадзорных детей с запущенными  формами девиантного поведения (И.П. Башкатов, А.А. Гриценко, К.Е. Игошев, Б.Н. Кудрявцев, А.Е. Тарас, Я.В. Соколов, М.М. Плотеин, В.И. Чередниченко и др.).

     В настоящее время наметилась тенденция  осуществления системного подхода  в профилактике и преодолении  девиантного поведения несовершеннолетних (Б.И. Алмазов, С.А. Беличева, А.В. Мудрик, Т.Д. Молодцова, Р.В. Овчарова, В.А. Попов и др.).

     В воспитательной практике актуализировались  проблемы изучения возрастных особенностей детей из «группы риска», стимулирования и развития их инициативы, самостоятельности, способности к самоисправлению  и саморазвитию. Отдельные педагогические коллективы сумели создать школы (включая  спецшколы для несовершеннолетних правонарушителей), где процесс педагогической реабилитации приобретает истинные образцы гуманистической педагогики.

     Социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения  детей и подростков, его структура  и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются  неоднозначно.

     Одни  ученые рассматривают отклоняющееся  поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым  ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении  отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т. е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого  фактора. Третьи в отклоняющемся  поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение  закона (кража, грабеж, хулиганские  действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности  из-за малолетнего возраста, с другой стороны.

Информация о работе Профилактика правонарушений девиантного поведения