Профилактика правонарушений девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних - рост беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличение числа агрессивных детей, рост их девиантного поведения. В связи с неуклонным ростом антиобщественного поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и межгрупповых отношений) остро встал вопрос профилактики отклоняющегося поведения и детских правонарушений. В обществе поставлена задача предупреждения правонарушений и устранения порождающих их причин. Общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью, алкоголизмом и наркоманией, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.

Работа состоит из  1 файл

профилактика правонарушений девиантного поведения.docx

— 101.24 Кб (Скачать документ)

     В психолого-педагогической литературе существует и дифференцированный подход к характеристике самого отклоняющегося поведения. Так, выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:[14 , с.195]

 • первый - отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это  может быть поведение, не соответствующее  возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры);

 • второй - нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;

 • третий - правонарушения, т. е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного  или уголовного законодательства;

 • четвертый - отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими  факторами, заболеваниями. Оно может  быть у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей .

    В других классификациях отклоняющееся поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм[7,с.56]:

  • отклонения корыстной ориентации;
  • агрессивной ориентации;
  • отклонения социально-пассивного типа.
 
   

 - отклонения социально-пассивного типа, выражающиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, погружение в мир искусственных иллюзий с помощью алкоголя, токсических и наркотических средств, суицид);

 -  отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);

 - отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганства, побои, нанесения телесных повреждений) .

     Как всякое действие, отклоняющееся поведение  имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены  психобиологическими особенностями  личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.

     Соответственно, девиантное (отклоняющееся) поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях [14,с.197]:

 • как  особенности отдельных психических  процессов (повышенная подвижность  нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность и др.);

 • как  социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);

 • как  низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты  со сверстниками и взрослыми, копирование  образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности);

 
   

 • как  вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических  средств, увлечение азартными играми).

     Все эти качества и свойства личности таких детей, сложности в отношениях с окружающими и поведении  ведут к трудоемкости их обучения и воспитания.

     Психолог  и педагог В. Н. Мясищев, определяя  характерные, наиболее типичные черты  трудных подростков с отклоняющимся  поведением, перечисляет их более  десятка: отвращение к школе, вражда к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному  досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться  школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками[28,с.47].

     Существует  несколько форм проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

  1. Алкоголизация. Это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки.

       Сравнительно-социологические исследования  выявили несколько закономерностей  этой проблемы:

  • Пьянство встречается чаще там, где больше социально-напряженных ситуаций.
  • Пьянство связано со специфическими формами социального контроля. В одних случаях оно является элементом каких-то обязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля.
  • Алкоголизм часто переносится во внутреннем комфорте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготеющее ее чувство зависимости.
  1. Наркомания. Находясь в наркотическом опьянении, подросток может совершить иной поступок. Отсюда растет число преступлений, краж, убийств. существуют разные уровни наркомании[22,с.78]:
  • единичное или редкое употребление наркотиков;
  • многократное употребление, но без признаков физической и психической зависимости;
  • наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости, и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных ощущений;
  • наркомания 2-й стадии, когда есть физическая зависимость от наркотика и поиск его уже направлен не столько на то, чтобы вызвать кайф, сколько на то, чтобы избежать мучений.
  • наркомания 3-й стадии – полная психическая и физическая деградация.

       По  наблюдениям психологов, врачей наркологов, 2/3 впервые приобщаются к наркотикам из любопытства, желания узнать, что  там за гранью запретного.

    1. Агрессивное поведение.

       Подростковая  агрессия - чаще всего следствие  озлобленности и пониженного  самоуважения в результате пережитых  жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы избалованны  маменькины сынки, не умеющие отвечать за свои поступки.

    1. Суицидальное поведение.  

          Среди подростков, обследованных  А.Е. Личко, –  

    • 32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;
    • 21% - 15 летних;
    • 12% - 14 летних;
    • 4% - 12-13 летних.

      Профилактика  подростковых самоубийств заключается  не в избежании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

       В 9 случаях из 10 юношеские покушения  – не желание покончить с жизнью, а крик о помощи.

    1. Психические расстройства.

       Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические  расстройства (заболевания) и, с другой стороны, характерные для этого  возраста акцентуации характера, то есть крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего проявляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

       Как связаны психические нарушения  и закономерности нормального протекания переходного возраста?

  1. Болезнь начинается в подростковом возрасте, потому, что ее характер, скрытый период простирается на много лет, и она просто не успевает развиваться в детстве.
  2. Нарушения вызываются тем, что среда и общество начинают проявлять индивиду непосильные для него требования. Например, усложнение учебных программ в старших классах, выявляет у некоторых подростков пограничную умственную отсталость, неспособность справиться с заданием.
  3. Возраст определяет своеобразие болезненных переживаний, накладывает отпечаток на протекающие болезни. Например, у подростков разные психические заболевания протекают в форме бреда физического недостатка.
  4. Процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным воздействиям.
  5. Период полового созревания провоцирует выявление ранее скрытой патологии.
    1. Правонарушения (противоправное поведение.)

Под правонарушением  понимается противозаконное, общественно  опасное или общественно вредное  деяние, запрещенное с помощью  юридической ответственности. Это  понятие охватывает преступления, гражданские  правонарушения, административные и  дисциплинарные проступки. Правонарушение -это противозаконные поступки людей  в обществе, акты социально вредного поведения. Вместе с тем правонарушения имеют не только социальную, но и  юридическую характеристику, поскольку  они представляют собою поступки людей, противоречащие действующим  правовым нормам.

         Наибольшую склонность к правонарушениям   имеют подростки, проживающие  в неблагополучных семьях, что  связано с плохими жилищными  и материальными условиями, напряженными  отношениями между членами семьи  и низкой заботой о воспитании  детей. По наблюдениям психологов, среди несовершеннолетних правонарушителей  довольно много таких, которые  имеют определенные отклонения  от нормы. По данным социологического  исследования, которое проходило  в Саратовской области среди  несовершеннолетних преступников, 60% из них имеют какие-то отклонения  в психике (психозы, неврозы  и т.д.) 

 

1.2.Классификации  видов отклоняющегося  поведения

Таким образом, палитра отклонений в поведении  у трудных подростков довольно обширна, и оценить ее, выделить главное, существенное довольно сложно. Поэтому исследователи проблемы девиантного поведения несовершеннолетних попытались сгруппировать схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую основу. Одна из классификаций -В.Н.Липника, который сгруппировал девиации подростков: 1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом; 2) по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества; 3) по отклонениям в понимании общественных интересов; 4) по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития; 5) по степени деформации психики; 6) по отклонениям в системе ведущих мотивов; 7) по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.

В другой классификации за основу взяты исходные данные того или иного отклонения, они сгруппированы: 1) по особенностям взаимоотношений и общения с  ними воспитателя, педагога (трудные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); 2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым  условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные); 3) по специфике  ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные); 4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии); 5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители) (А. Ф. Никитин).

Информация о работе Профилактика правонарушений девиантного поведения