Профилактика правонарушений девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних - рост беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличение числа агрессивных детей, рост их девиантного поведения. В связи с неуклонным ростом антиобщественного поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и межгрупповых отношений) остро встал вопрос профилактики отклоняющегося поведения и детских правонарушений. В обществе поставлена задача предупреждения правонарушений и устранения порождающих их причин. Общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью, алкоголизмом и наркоманией, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.

Работа состоит из  1 файл

профилактика правонарушений девиантного поведения.docx

— 101.24 Кб (Скачать документ)

       По  наблюдениям психологов, врачей наркологов, 2/3 впервые приобщаются к наркотикам из любопытства, желания узнать, что  там за гранью запретного.

    1. Агрессивное поведение.

       Подростковая  агрессия - чаще всего следствие  озлобленности и пониженного  самоуважения в результате пережитых  жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы избалованны  маменькины сынки, не умеющие отвечать за свои поступки.

    1. Суицидальное поведение.  

          Среди подростков, обследованных  А.Е. Личко, –  

    • 32% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;
    • 21% - 15 летних;
    • 12% - 14 летних;
    • 4% - 12-13 летних.

      Профилактика  подростковых самоубийств заключается  не в избежании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, где подросток не чувствовал бы себя одиноким, непризнанным и неполноценным.

       В 9 случаях из 10 юношеские покушения  – не желание покончить с жизнью, а крик о помощи.

    1. Психические расстройства.

       Целесообразно различать, с одной стороны, возрастно-специфические  расстройства (заболевания) и, с другой стороны, характерные для этого  возраста акцентуации характера, то есть крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, в результате чего проявляется избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

       Как связаны психические нарушения  и закономерности нормального протекания переходного возраста?

  1. Болезнь начинается в подростковом возрасте, потому, что ее характер, скрытый период простирается на много лет, и она просто не успевает развиваться в детстве.
  2. Нарушения вызываются тем, что среда и общество начинают проявлять индивиду непосильные для него требования. Например, усложнение учебных программ в старших классах, выявляет у некоторых подростков пограничную умственную отсталость, неспособность справиться с заданием.
  3. Возраст определяет своеобразие болезненных переживаний, накладывает отпечаток на протекающие болезни. Например, у подростков разные психические заболевания протекают в форме бреда физического недостатка.
  4. Процессы переходного возраста предрасполагают подростка, делают его особенно восприимчивым к определенным неблагоприятным воздействиям.
  5. Период полового созревания провоцирует выявление ранее скрытой патологии.
    1. Правонарушения (противоправное поведение.)

Под правонарушением  понимается противозаконное, общественно  опасное или общественно вредное  деяние, запрещенное с помощью  юридической ответственности. Это  понятие охватывает преступления, гражданские  правонарушения, административные и  дисциплинарные проступки. Правонарушение -это противозаконные поступки людей  в обществе, акты социально вредного поведения. Вместе с тем правонарушения имеют не только социальную, но и  юридическую характеристику, поскольку  они представляют собою поступки людей, противоречащие действующим правовым нормам. 
 
 

         Наибольшую склонность к правонарушениям   имеют подростки, проживающие  в неблагополучных семьях, что  связано с плохими жилищными  и материальными условиями, напряженными  отношениями между членами семьи  и низкой заботой о воспитании  детей. По наблюдениям психологов, среди несовершеннолетних правонарушителей  довольно много таких, которые  имеют определенные отклонения  от нормы. По данным социологического  исследования, которое проходило  в Саратовской области среди  несовершеннолетних преступников, 60% из них имеют какие-то отклонения  в психике (психозы, неврозы  и т.д.)

2.2 Социально – психологические  условия и причины  девиантного поведения,  правонарушений подростка.   

     В комплексе многочисленных причин, вызывающих девиантное поведение детей, особого внимания и рассмотрения требует следующее:

- приобщение  подростков к употреблению спиртных  напитков в раннем  возрасте;

- отсутствие  контроля родителей за детьми;

- просчеты  школы;

- недостаточная  связь семьи, школы и общественности;

- несоблюдение  единых требований в воспитании;

- отрицательное  влияние микросредового окружения;

- запущенная  сфера организации досуга;

- в учебно-воспитательном  процессе не учитываются индивидуальные  психофизиологические особенности учащихся;

- сложная  социально- экономическая обстановка  в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Технологии профилактики  девиантного поведения и правонарушений подростков в общеобразовательных учреждениях

    профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление  и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям  и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с  индивидуальной профилактической работой  с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном  положении; .[1, ст.1]

    1. Основными задачами деятельности  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних  являются:

    предупреждение  безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и  условий, способствующих этому;

    обеспечение защиты прав и законных интересов  несовершеннолетних;

    социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении;

    выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.[1, ст.2]

    Органы  и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 

    1. В систему профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних  входят комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав, образуемые  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации,  органы управления социальной  защитой населения, органы управления  образованием, органы опеки и  попечительства, органы по делам  молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы  внутренних дел.

    Статья 14. Органы управления образованием и  образовательные учреждения 

    1. Органы управления образованием  в пределах своей компетенции:

    1) контролируют соблюдение законодательства  Российской Федерации и законодательства  субъектов Российской Федерации  в области образования несовершеннолетних;

    2) осуществляют меры по развитию  сети специальных учебно-воспитательных  учреждений открытого и закрытого  типа органов управления образованием, образовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, а  также других образовательных  учреждений, оказывающих педагогическую  и иную помощь несовершеннолетним  с ограниченными возможностями  здоровья и (или) отклонениями  в поведении;

(в ред.  Федеральных законов от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

    3) участвуют в организации летнего  отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

    4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически  пропускающих по неуважительным  причинам занятия в образовательных  учреждениях;

    5) разрабатывают и внедряют в  практику работы образовательных  учреждений программы и методики, направленные на формирование  законопослушного поведения несовершеннолетних;

    6) создают психолого-медико-педагогические  комиссии, которые выявляют несовершеннолетних  с ограниченными возможностями  здоровья и (или) отклонениями  в поведении, проводят их комплексное  обследование и готовят рекомендации  по оказанию им психолого-медико-педагогической  помощи и определению форм  дальнейшего обучения и воспитания  несовершеннолетних.

(в ред.  Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

    2. Общеобразовательные учреждения  общего образования, образовательные  учреждения начального профессионального,  среднего профессионального образования  и другие учреждения, осуществляющие  образовательный процесс, в соответствии  с уставами указанных учреждений  или положениями о них:

(в ред.  Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

    1) оказывают социально-психологическую  и педагогическую помощь несовершеннолетним  с ограниченными возможностями  здоровья и (или) отклонениями  в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

(в ред.  Федерального закона от 30.06.2007 N 120-ФЗ)

    2) выявляют несовершеннолетних, находящихся  в социально опасном положении,  а также не посещающих или  систематически пропускающих по  неуважительным причинам занятия  в образовательных учреждениях,  принимают меры по их воспитанию  и получению ими общего образования;

(в ред.  Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

    3) выявляют семьи, находящиеся в  социально опасном положении,  и оказывают им помощь в  обучении и воспитании детей;

    4) обеспечивают организацию в образовательных  учреждениях общедоступных спортивных  секций, технических и иных кружков,  клубов и привлечение к участию  в них несовершеннолетних;

    5) осуществляют меры по реализации  программ и методик, направленных  на формирование законопослушного  поведения несовершеннолетних.

    3. Образовательные учреждения для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в  соответствии с уставами указанных  учреждений или положениями о  них:

(в ред.  Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

    1) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства  и подготовки к самостоятельной  жизни несовершеннолетних в случаях  смерти родителей, лишения их  родительских прав, ограничения  их в родительских правах, признания  родителей недееспособными, длительной  болезни родителей, уклонения  родителей от воспитания детей,  а также в других случаях  отсутствия родительского попечения;

    2) принимают на срок, как правило,  не более одного года для  содержания, воспитания и обучения  несовершеннолетних, имеющих родителей  или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние  проживают в семьях, пострадавших  от стихийных бедствий, либо являются  детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных  переселенцев;

(в ред.  Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

    3) осуществляют защиту прав и  законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся  в указанных учреждениях, а  также участвуют в пределах  своей компетенции в индивидуальной  профилактической работе с ними.

    4. Руководители и педагогические  работники органов управления  образованием и образовательных  учреждений пользуются правами,  предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона. 
 

   Социально-педагогическая профилактика - процесс государственно-общественный, основная направленность которого - устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений. В  ней концентрируется деятельность целых институтов и отдельных  людей. Она всегда так или иначе  связана с окружающей жизнью, отражает ее требования.

Информация о работе Профилактика правонарушений девиантного поведения