Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа
В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних - рост беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличение числа агрессивных детей, рост их девиантного поведения. В связи с неуклонным ростом антиобщественного поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и межгрупповых отношений) остро встал вопрос профилактики отклоняющегося поведения и детских правонарушений. В обществе поставлена задача предупреждения правонарушений и устранения порождающих их причин. Общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью, алкоголизмом и наркоманией, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.
6
Профилактика - это своего рода селекционная работа, которая должна устранять негативные процессы и явления, «вырывая сорняки на поле вырастания личности» [367].
Социально-педагогическая профилактика правонарушений заключается в определении признаков того, как, на какой основе и в каких целях общество воздействует на определенные социальные процессы, социальных субъектов и их деятельность предупреждает рост преступности среди детей и подростков.
Большинство криминологов, педагогов и психологов главную роль отводят профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что в подростковом возрасте формируется личность человека, его интересы, характер, наклонности и ценностные ориентации.
Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) - это демографическая, социально-психологическая, общественная группа населения, характеризующаяся интенсивным социальным, психологическим, физиологическим развитием, обусловленным возрастом и характером общественных отношений при определяющей роли социально-педагогических факторов. Поэтому профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой, с одной стороны, важную составную часть общей системы по предупреждению преступности в целом, а с другой - предпосылку и неотъемлемую часть работы по воспитанию подрастающего поколения в современных условиях.
Профилактика преступлений в подростковой среде представляет собой «организованный процесс, в котором есть четко сформулированная цель - не допустить конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека».
Итак, профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних - это процесс устранения из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении подрастающего человека и совершению
7
преступлений, а также создание социально-педагогических условий формирования высоконравственной личности.
Исходя из масштабов и целей применения профилактических мер, принято различать три уровня. Нами выделен четвертый уровень - педагогический, который рассматривает: два аспекта (семья и школа) предупреждения преступлений несовершеннолетних: первые три уровня - общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный, впервые предложены академиком В .Н.Кудрявцевым.
Общественный
уровень предупреждения преступлений
несовершеннолетних отличается тем, что
составляющие его меры являются необходимым
элементом социального развития
образования и воспитания, совершенствования
нравственно-психологической и
Специально-
Профилактика
на индивидуальном уровне представляет
собой конкретизацию
В
содержании профилактики преступлений
в подростковой среде К.Е.Игошев
выделяет два относительно самостоятельных
и взаимосвязанных блока
Социально-педагогический
уровень предусматривает
Моральная
профилактика представляет собой многообразную
деятельность общества по предупреждению
возможных нарушений
Профилактика преступлений и иных правонарушений занимает ведущее место в системе правовой профилактики. Это обусловлено, прежде всего тем, что она обеспечивает предупреждение особо опасных для общества деяний.
Правовая
профилактика является именно тем видом
социальной деятельности, который непосредственно
призван предупредить и не допустить
нарушения социального
Глава2. Организация профилактики девиантного поведения и правонарушений на примере МОУ « Спасского района РТ.
Экспериментальные
данные и практический опыт показали,
что процесс дезадаптации - обратимый
процесс. При определенных средствах
и методах педагогического
Вво все
времена, при всех экономических
формациях предметом
заботы учителя являются
не только знания учащихся,
но и их нравственный
облик, культура поведения.
В связи с этим важна
работа педагогов с
теми учащимися, поведение
которых не соответствует
требованиям дисциплины
и нормам морали. В практике
работы школ таких учащихся
называют «школьниками имеющими
отклонения в поведении»,
«педагогически запущенными»,
«социально- запущенными»,
«трудновоспитуемыми»,
дети «группы риска».
Данные научных исследований
и практика свидетельствуют
о том, что именно у этих
детей отсутствует мотивация
к учению. Они «мешают»
себе, другим, учителю.
Как правило, именно
из этого контингента
появляются в последствии,
как несовершеннолетние,
так и взрослые правонарушители
и преступники. По данным
ООН около 30% всех молодых
людей принимает участие
в противоправных действиях,
а 5% из них совершают
преступления.
Профилактическая деятельность образовательного учреждения регламентируется:
-Законом Российской Федерации "Об образовании", устанавливающим ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
- Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков);
-письмом
Министерства образования и
Актуальность
проблемы профилактики
Социально – психологическая служба обеспечивает медико-социально – психолого – педагогическое сопровождение работы школы по сохранению и укреплению психо-физического здоровья обучающихся, защите их прав и интересов, обеспечение успешной социализации, проводит государственную политику по профилактике правонарушений несовершеннолетними, поддержку детей, находящихся в кризисных жизненных ситуациях.
Первичная
профилактика в
На фоне общего
сокращения численности обучающихся
в учебном заведении увеличивается
количество детей, нуждающихся в психолого-медико-социально-
По
данным исследования, проведенного
социальными партнерами ОГУЦ
«Семья» в результате
-ребятами допускается некоторое количество обучающихся, знакомых с наркотиками, в среднем это 2% от числа всех отвечающих и составляет конкретных 1-2 человека, что ведет к вовлечению новых потребителей, страдание близких, семьи и окружающих, и как следствие кражи и другие последствия;
- местами употребления ПАВ меньше называется школа, школьные мероприятия, а увеличение произошло по местам нахождения ребенка вне школы и дома («на вечеринках» и «других местах»), под которыми в нашей местности надо понимать места остановок транспорта в вечернее время, необитаемые полуразрушенные здания, пристани, прилегающие территории магазинов, подвалы;
- в перспективе употребления алкоголя отмечается увеличение количества детей, которые в будущем намерены употреблять алкогольные напитки, как следствие этого нужно ожидать ухудшение здоровья будущих поколений, снижение работоспособности, совершение правонарушений, нестабильность семей;
- наиболее устрашающая картина касается проблемы курения, где в цифрах дословно сказано детьми: «Около меня и на моих глазах курят 90% моих знакомых». Пример заразителен для остальных детей. Местом курения чаще служит дом.
- в перспективе
курения отмечается увеличение
количество детей, которые в
будущем намерены курить, как
следствие этого увеличится
Установлено, что основные факторами «риска», влияющими на рост числа правонарушений связанных с употреблением наркогенных веществ, по данным исследований являются:
Гипотеза программы.
Изменение
подхода к профилактике с информационно-
Информация о работе Профилактика правонарушений девиантного поведения