Профилактика правонарушений девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних - рост беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличение числа агрессивных детей, рост их девиантного поведения. В связи с неуклонным ростом антиобщественного поведения среди подростков, коренным изменением его характера и структуры (ранняя алкоголизация, токсикомания, наркомания, никотиномания, распущенность в сфере сексуальных отношений, эгоизация, дегуманизация межличностных и межгрупповых отношений) остро встал вопрос профилактики отклоняющегося поведения и детских правонарушений. В обществе поставлена задача предупреждения правонарушений и устранения порождающих их причин. Общественные организации, педагогические заведения, государственные органы обязаны делать все необходимое, сохранить все ценности, на которые опираются при воспитании детей, вести решительную борьбу с преступностью, алкоголизмом и наркоманией, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.

Работа состоит из  1 файл

профилактика правонарушений девиантного поведения.docx

— 101.24 Кб (Скачать документ)

   6

   Профилактика - это своего рода селекционная работа, которая должна устранять негативные процессы и явления, «вырывая сорняки  на поле вырастания личности» [367].

   Социально-педагогическая профилактика правонарушений заключается  в определении признаков того, как, на какой основе и в каких  целях общество воздействует на определенные социальные процессы, социальных субъектов  и их деятельность предупреждает  рост преступности среди детей и  подростков.

   Большинство криминологов, педагогов и психологов главную роль отводят профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Это объясняется тем, что в  подростковом возрасте формируется  личность человека, его интересы, характер, наклонности и ценностные ориентации.

   Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) - это демографическая, социально-психологическая, общественная группа населения, характеризующаяся  интенсивным социальным, психологическим, физиологическим развитием, обусловленным  возрастом и характером общественных отношений при определяющей роли социально-педагогических факторов. Поэтому профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой, с одной стороны, важную составную часть общей системы по предупреждению преступности в целом, а с другой - предпосылку и неотъемлемую часть работы по воспитанию подрастающего поколения в современных условиях.

   Профилактика  преступлений в подростковой среде  представляет собой «организованный  процесс, в котором есть четко  сформулированная цель - не допустить  конфликта молодого человека с законом, определить задачи, найти свое выражение  во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием  личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на человека».

   Итак, профилактика преступлений и иных правонарушений среди несовершеннолетних - это процесс  устранения из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении  подрастающего человека и совершению

   7

   преступлений, а также создание социально-педагогических условий формирования высоконравственной личности.

   Исходя  из масштабов и целей применения профилактических мер, принято различать  три уровня. Нами выделен четвертый  уровень - педагогический, который рассматривает: два аспекта (семья и школа) предупреждения преступлений несовершеннолетних: первые три уровня - общесоциальный, специально-криминологический  и индивидуальный, впервые предложены академиком В .Н.Кудрявцевым.

   Общественный  уровень предупреждения преступлений несовершеннолетних отличается тем, что  составляющие его меры являются необходимым  элементом социального развития образования и воспитания, совершенствования  нравственно-психологической и в  целом духовной сферы подростковой среды.

   Специально-криминологический  уровень предупреждения преступлений несовершеннолетних характеризуется  совокупностью мер, непосредственно  направленных на устранение общих причин преступности или конкретных преступных проявлений.

   Профилактика  на индивидуальном уровне представляет собой конкретизацию общесоциальных, психолого-педагогических и специально-криминологических  мер в отношении отдельных  подростков.

   В содержании профилактики преступлений в подростковой среде К.Е.Игошев выделяет два относительно самостоятельных  и взаимосвязанных блока деятельности: а) моральную профилактику; б) правовую профилактику, дополним ее еще одним  блоком в) педагогическим.

   Социально-педагогический уровень предусматривает систему  мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних где основным являются педагогические условия образования  и воспитания. 

   Моральная профилактика представляет собой многообразную  деятельность общества по предупреждению возможных нарушений социального  механизма моральной регуляции.

   Профилактика  преступлений и иных правонарушений занимает ведущее место в системе  правовой профилактики. Это обусловлено, прежде всего тем, что она обеспечивает предупреждение особо опасных для  общества деяний.

   Правовая  профилактика является именно тем видом  социальной деятельности, который непосредственно  призван предупредить и не допустить  нарушения социального механизма  правовой регуляции. Поэтому существенна  роль принадлежит педагогической профилактике. Воспитание и образование в общеобразовательных  учреждениях, знание несовершеннолетними  основ законодательства, где основная задача - формирование у подрастающего  человека практики общечеловеческих ценностей: любви, мира, ненасилия, истины, веротерпимости т.е. рационального подхода к происходящим изменениям в общественной жизни. Необходимо также научить молодое поколение  ориентироваться в сложных жизненных  условиях, прививать этические нормы, воспитывать патриотические чувства, к родному краю, Родине, культуре. 
 
 
 
 
 

Глава2. Организация профилактики девиантного  поведения и правонарушений на примере  МОУ «               Спасского района РТ.

     Экспериментальные данные и практический опыт показали, что процесс дезадаптации - обратимый  процесс. При определенных средствах  и методах педагогического воздействия  отклонения в физическом и психофизическом  состоянии подростков выравниваются, что отчасти способствует и профилактике правонарушений. Для восстановления социального статуса подростка, переориентации антиобщественной направленности его поведения необходимы специальные  мероприятия, направленные на своевременное  выявление, диагностику и коррекцию  отклоняющегося поведения. 

Вво все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких учащихся называют «школьниками имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально- запущенными», «трудновоспитуемыми», дети «группы риска». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к учению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются в последствии, как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники. По данным ООН около 30% всех молодых людей принимает участие в противоправных действиях, а 5% из них совершают преступления. 

 

Профилактическая  деятельность образовательного учреждения регламентируется:

-Законом  Российской Федерации  "Об образовании", устанавливающим  ответственность  образовательного учреждения  за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, в том числе и за защиту обучающихся от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- Федеральным  законом  "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливающим правовые основания для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества, а также совершающими правонарушения и антиобщественные действия (в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков);

-письмом  Министерства образования и науки  России, МВД России и ФСКН России       «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях»;   

 Актуальность  проблемы профилактики употребления  ПАВ и  предупреждения  правонарушений  в  Муниципальном образовательном учреждении «Тогурская СОШ»  связана с ростом числа правонарушений среди несовершеннолетних  обучающихся за последние 3 года, в  том  числе и связанных с употреблением ПАВ. Профилактическая деятельность образовательного учреждения осуществляется  силами социально-психологической службой совместно с педагогами и с привлечением родительской общественности.   

 Социально  – психологическая служба  обеспечивает медико-социально – психолого – педагогическое сопровождение работы школы по сохранению и укреплению психо-физического здоровья обучающихся, защите их прав и интересов, обеспечение успешной социализации, проводит государственную политику по профилактике правонарушений несовершеннолетними, поддержку детей, находящихся в кризисных жизненных ситуациях.  

 Первичная  профилактика в образовательном  учреждении регламентируется нормативно-правовыми  актами и документами и включает  в себя ряд аспектов:  

  • Первичная профилактика ПАВ и пропаганда здорового образа жизни, включает в себя социальное партнерство социально-психологической службы с центром «Семья», центром «Здоровье» ЦРБ, по пропаганде здорового образа жизни с обучающимися и их родителями на классных часах, родительских собраниях, индивидуальных консультациях,  разработка  профилактических программ, целью которых  является профилактика девиантного поведения несовершеннолетними, формирования негативного отношения к наркотикам и ПАВ.
  • Первичная профилактика правонарушений, формирование правовой компетентности обучающихся осуществляется социально – психологической службой в сотрудничестве с правоохранительными органами, ОДН, КДН, прокуратуры, уголовной инспекции, органами опеки и попечительства. В рамках данного сотрудничества проводятся рейды и посещение семей на дому, организуется летняя занятность детей групп «риска».  Организуются дни профилактики, «День Гражданина»,  осуществляется профессиональное определение обучающихся с трудностями в обучении в сотрудничестве с профессиональными учебными заведениями района и Службой занятости. Первичная профилактика конфликтных ситуаций, социализация личности проводится не только в индивидуальной работе социального педагога и психолога, но и разработаны и ведутся элективные курсы: «Основы социализации личности»  9 класс, «Планирование карьеры» 11 класс. Работа социально-психологической службы по первичной профилактике правонарушений осуществляется в рамках Совета  по профилактике и подчиняется председателю Совета  в лице директора школы. Совместная профилактическая работа всех участников образовательного процесса координируется программой «Всеобуч», принятой педагогическим коллективом в 2005 году.
  • Первичная профилактика социального сиротства осуществляется в сотрудничестве с органами опеки и попечительства, социальной службой района  и заключается, прежде всего, в социально-психологической поддержке малообеспеченных семей через организацию бесплатного питания  (реализация 120 ФЗ о социальной поддержке), проведения «Акции добра», психологического сопровождения детей и их семей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.  Социально-психологическая служба осуществляется медико-психологическое -социально-педагогическое сопровождение обучающихся классов ККО, обеспечивает деятельность ПМПК для обучающихся, испытывающих трудности в обучении по причинам социально-педагогической запущенности, задержки психического развития, астенического развития личности, сопровождает детей – инвалидов, опекаемых детей, обучающихся в общеобразовательных классах и индивидуальном обучении.
 

 На фоне общего сокращения численности обучающихся  в  учебном заведении увеличивается количество детей, нуждающихся в психолого-медико-социально-педагогической поддержке.  

     По  данным исследования, проведенного  социальными партнерами ОГУЦ  «Семья» в результате мониторинга  «Подросток и ПАВ» в 2005 году  и сравнение динамики в 2007 году, было выявлено:

-ребятами  допускается  некоторое количество обучающихся, знакомых с наркотиками, в среднем это 2% от числа всех отвечающих и составляет конкретных 1-2 человека, что ведет к вовлечению новых потребителей, страдание близких, семьи и окружающих, и как следствие кражи и другие последствия; 

- местами употребления ПАВ  меньше  называется школа, школьные мероприятия, а увеличение произошло по местам нахождения ребенка вне школы и дома («на вечеринках» и «других местах»),  под которыми в нашей местности  надо понимать места остановок транспорта в вечернее время, необитаемые полуразрушенные здания, пристани, прилегающие территории магазинов, подвалы;

- в перспективе употребления алкоголя отмечается увеличение количества детей, которые в будущем намерены употреблять алкогольные напитки, как следствие этого нужно ожидать ухудшение здоровья будущих поколений, снижение работоспособности, совершение  правонарушений,  нестабильность семей;

- наиболее  устрашающая картина касается  проблемы курения, где  в цифрах дословно сказано детьми: «Около меня  и на моих глазах курят 90% моих знакомых».  Пример  заразителен для остальных детей.  Местом курения чаще служит дом.

- в перспективе  курения отмечается увеличение  количество детей, которые в  будущем намерены курить, как  следствие этого увеличится число  пассивно- курящих одноклассников, членов семьи, что скажется  на здоровье будущих поколений.   

  Установлено, что основные факторами «риска», влияющими на рост числа правонарушений связанных с употреблением наркогенных веществ, по данным исследований  являются:      

 Гипотеза программы.

    Изменение подхода к профилактике  с   информационно-просветительского   на деятельностный позволит повысить эффективность работы по предупреждению социального сиротства, употребления ПАВ, пресечения правонарушений в МОУ «Тогурская СОШ».  В основе деятельностного подхода к профилактике лежат принципы:

Информация о работе Профилактика правонарушений девиантного поведения