Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель рассмотреть психолого-педагогические и методические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:
сделать анализ педагогической, психологической и методической литературы по вопросам организации сотрудничества на уроках русского языка в начальных классах.
подготовить задания для определения уровня развития при организации сотрудничества на уроках русского языка в начальных классах

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе
Учебное сотрудничество младших школьников в системе развивающего обучения
Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе
1.2.1.Сотрудничество школьников с учителем
1.2.2. Сотрудничество школьников друг с другом
1.2.3. Правила организации совместной работы школьников на уроках русского языка в начальной школе
Выводы по главе
Литература

Работа состоит из  1 файл

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ(Фатима).doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

       От  организации работы на уроке зависит  взаимосвязь между деятельностью учителя, ученика, классного коллектива. Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком–это единственный способ освоения, присвоения культуры. Но культура многоуровнева, разнородна. И столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые ребенок осваивает различные слои культуры. Наиболее точно отношение культурного содержания и формы сотрудничества сформулировал Л.С. Выготский: «Новый тип обобщения требует нового типа общения».(4,с.12)

       Будучи  еще дошкольником, ребенок был вовлечен в развитие формы сотрудничества (младенческие, детские, игровые). Однако, переступив порог школы, ему предлагается освоить еще одну совершенно новую форму сотрудничества - учебное сотрудничество.

       Учебное сотрудничество следует отличить от предшествующих - дошкольных, доучебных форм сотрудничества ребенка и взрослого. Для удобства воспользуемся таблицей возрастной периодизации ведущих форм сотрудничества ребенка со взрослым, построенной Д.Б.Элькониным.(4,с.36)

       Таблица 1. Возрастная периодизация ведущих форм сотрудничества ребенка со взрослым.

Раннее детство 

Непосредственно-эмоциональное  общение ребенка с любящим взрослым, как универсальным источником тепла, заботы, понимания, защиты и принятия ребенка в самоценности его уникального существования.

Дошкольное  детство

Предметно-действенное  сотрудничество ребенка с действующим взрослым, как носителями социальных отношении.

Младший школьный возраст

Игровое сотрудничество группы  детей с идеальным взрослым как носителем социальных отношении.

Отрочество 

Учебное сотрудничество группы детей с идеальным взрослым как носителем культурных норм и общих способов мышления и деятельности.

 

       Следует отметить, что ни одна из освоенных  ребенком форм сотрудничества не умирает  с окончанием собственного возраста, а продолжает существовать на протяжении всей человеческой жизни.

       Рассмотрим  примеры, где на уроке учитель  использует различные формы сотрудничества с классом:

  1. Учительница улыбается классу, просит всех посмотреть на нее, встречается глазами с детьми (младенческая).
  2. Учительница пишет на доске образец буквы, дети в воздухе повторяют ее движения (собственно учебная)
  3. Учительница диктует слово орфографически, дети пишут, проговаривая шепотом каждый звук (собственно учебная).
  4. Учительница просит детей встать парами и при помощи ног, рук, или изменения позы составить буквы, которые она называет (игровая).

       Данными примерами было показано, что дошкольные формы сотрудничества являются необходимым, но недостаточным условием освоения специального содержания учебной деятельности - системы научных понятий.

       Учебное сотрудничество направлено на общие  для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом  являются новые способы действия, освоенные ребенком.

       Чтобы обеспечить условия рефлексивного  развития сознания младших школьников средствами обучения существует по крайней  мере две причины утверждать, что  без специально организованного  сотрудничества развивающее обучение невозможно.

       Первая  причина: теоретические понятия, являющиеся содержанием ведущей - учебной деятельности младших школьников не могут быть усвоенными детьми в их формах сотрудничества со взрослыми, которыми ученики овладели до школы. Когда учитель приглашает учеников к совместной учебной деятельности, то дети отвечают ему только так, как умеют: неучебным образом.

       Вторая  причина связана с развитием  личности младшего школьника. Новые  учебные отношения детей с  миром взрослых, с культурой должна появиться для того:

  • чтобы, опираясь на достижения предыдущих возрастов, преодолеть их ограниченность, не дать развиться их слабым сторонам;
  • чтобы доверчивость ребенка не переросла в некритичность как свойство мышления и личности;
  • чтобы способность и склонность к подражанию не переродилась в исполнительскую репродуктивность, отказ от самостоятельности, склонность действовать по готовой инструкции;
  • чтобы ребенок начал осваивать учебную позицию раньше, чем он пресытится ролью «хорошего ученика».

       Таким образом, учебное сотрудничество необходимо в обучении, направленном на воспитание человека способного учить, менять самого себя. 

       1.2.Организация  учебного сотрудничества  на уроках русского  языка в начальной  школе

       Одной из главных целей организации  коллективной деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.

       В коллективной деятельности учащиеся приобретают  опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование). Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса.

       Особо остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации коллективной деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.

       Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:

  • Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
  • На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
  • Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
  • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
  • Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
  • Сплоченность класса возрастает;
  • Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
  • В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
  • Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.
  • Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
  • Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;
  • Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

       Разумеется, нет необходимости включать групповую  работу в каждый урок. Все хорошо в меру. Групповая работа возможна при решении задач, которые не решаются единолично (нестандартные, сложные). При формировании понятий, выведении способов решения определенного класса задач, при решении задач – ловушек, при контроле и оценке знаний.

       Цели  коллективной работы должны быть открыто объявлены учителем и объяснены самым тщательным образом. От этого зависит самоопределение учащихся, серьезность их намерения работать в группе.

       В основе разделения на группы не должны лежать сложившиеся между учащимися  дружеские отношения, в противном  случае есть опасность выделения, обособления внутри группы сильной доминирующей пары (тройки) учащихся, между которыми существует известная сплоченность.

       Педагогу  следует учитывать личные склонности, но следует учесть и то, что “слабому”  ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцев можно посадить вместе. Самых развитых не стоит на долго прикреплять к слабым, т.к. для успешного роста им тоже нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь. Хорошо, если в группе есть человек, который может организовать работу, пусть он не будет при этом генератором идей. Ни в коем случае не стоит вместе собирать “слабых” учеников.

       Для того, чтобы группа сработалась, часто  пересаживать учащихся не стоит, но и не редко.

       Обязательно после коллективной деятельности нужна  оценка работы группы.

       Идеология коллективной работы требует, чтобы  результат, о котором сообщает группа, был получен не индивидуально, а  был продуктом определенной мыслительной работы. Акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Оценивать можно. Но недопустимо оценивать по-разному детей, работающих в одной группе (учитель не объективен в данном случае). Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Отмечаются человеческие добродетели: терпение, доброжелательность, вежливость. Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. По-настоящему образец усвоен после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок: разбирать не содержательную ошибку, а ход совместных действий. (например: 1 человек все сделал и за всех решил: “мы готовы”; спор не продуктивный; возникает 2-3 решения). Если не пожалеть на это времени в начале организации коллективной деятельности, то позже она становится необходимой и приятной для всех участников.

       Как строится коллективная работа?

       При построении учебного сотрудничества самих  детей, необходимо учесть, что такой  формы общения в детском опыте  не было. Игра – дело спонтанное. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя “мелочей”, не пытаться перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой? Как соглашаться? Как возражать? Как помогать и просить о помощи? Как задать вопрос? Вот не полный перечень вопросов, на которые нужно ответить и учителю, и учащимся, начиная работать в группах.

       Впервые первоклассники встречаются с таким  видом деятельности в рамках курса «Введение в школьную жизнь». В самом начале ребята знакомятся, принимают нормы сотрудничества. Поэтому на этом этапе им необходимо дать образцы взаимодействия на личном примере, на примере других ребят, вплоть до речевых оборотов «Ты согласен? Почему ты так думаешь?» и др. Важно научить детей распределять роли в группе. Ребенок должен понимать, какую часть работы ему предстоит решить. Здесь можно провести аналогии с распределением ролей в игре. Общий принцип работы в группе – договорились, распределились, состыковались, как следствие – результат.

       И, конечно, роли нужно менять.

       Как правило, в 1 классе школьники учатся работать друг с другом; во 2 – могут  оценить не только результат, но и  способ работы; в 3 классе – организовать межгрупповое взаимодействие.

       Не допускается при организации коллективной работы:

  1. Принуждать, высказывать неудовольствия, если кто-то не хочет работать в группе. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
  2. 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
  3. Требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием. Для того, чтобы уровень шума был оптимальным, можно придумать “шумомер”.
  4. Наказывать лишением работы в группе.

       Также хотелось бы отметить, что групповая работа, конечно, не является панацеей от всех бед. Есть и проблемы, такие как:

  • взаимоотношения детей сложно налаживать;
  • не всегда учитель может проследить, насколько продуктивно работают все учащиеся (особенно в старших, средних классах);
  • дети много говорят не по существу.

Информация о работе Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе