Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель рассмотреть психолого-педагогические и методические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:
сделать анализ педагогической, психологической и методической литературы по вопросам организации сотрудничества на уроках русского языка в начальных классах.
подготовить задания для определения уровня развития при организации сотрудничества на уроках русского языка в начальных классах

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе
Учебное сотрудничество младших школьников в системе развивающего обучения
Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе
1.2.1.Сотрудничество школьников с учителем
1.2.2. Сотрудничество школьников друг с другом
1.2.3. Правила организации совместной работы школьников на уроках русского языка в начальной школе
Выводы по главе
Литература

Работа состоит из  1 файл

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ(Фатима).doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

       Научившись  работать в постоянных парах и  группах, учащиеся могут переходить к обучению общения в парах  сменного состава. Но это очень сложный процесс, он требует тщательной подготовки, как учителя, так и учащихся.

       Для учителей начальных классов по использованию  коллективной формы организации  учебно-воспитательного процесса разработаны  следующие методические рекомендации.

       1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные — свободные и творческие формы совместной работы учащихся. Для организации коллективной работы полезно использовать наглядность (см. Приложение 3)

       2. При введении новой формы сотрудничества  необходимо дать ее образец.  Учитель вместе с 1-2 детьми  у доски показывает на одном  примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?…») Несколько образов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.

       3. При оценке работы группы следует  подчеркивать не столько ученические,  сколько человеческие добродетели:  терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно  лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

       4. групповая работа требует перестановки  парт. Для работы парами удобны  обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.

       Таким образом, организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе – работа кропотливая, требующая творческого подхода, знания психологии детского коллектива, с которой непосредственно работает учитель. Однако, при всей сложности подготовки к сотрудничеству учителя с детьми и сотрудничества ученик – ученик, как мы успели заметить, дает свои результаты и эти результаты за указанное взаимодействие. 
 
 
 
 
 

       ЛИТЕРАТУРА

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Педагогика, 1995.
  2. Аргинская И.И и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова. Первый год обучения. – М., 1994 – 244с.
  3. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе. // Начальная школа. – 1993 №4, с.57-59.
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– М.:Педагогика, 1983. – т.4ю – 358с.
  5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 1992. – 114с.
  6. Давыдов В.В. Психология младшего школьника // Феникс. – 1995 –№2.
  7. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. – 1998. –№1, с.17-24.
  8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192с.
  9. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа – 1990. – №1, с.4-7.
  10. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, 1994. –320с.
  11. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. – 1989. –№10-11. С.34-35.
  12. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. –М.: Педагогика, 1985. –144с.
  13. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. Рязань, 1977. –100с.
  14. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава // Начальная школа. – 1990. –№11, с.47-53.
  15. Нечаева Н.В., Занков Л.В. О методической системе начального обучения // Начальная школа. – 1995.–№11, с.47-53.
  16. Обучение и развитие. / Под ред. Л.В. Занкова. –М.: Педагогика, 1975.–440с.
  17. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком. –М.: Просвещение, 1993.–191с.
  18. Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения.–М., 1995. –46с.
  19. Полякова А.В. Русский язык. 1 класс.–М., 1995.–46с.
  20. О преемственности между начальным общим и основным общим образованием по системе Л.В. Занкова // Начальная школа. –1994.–№7, с.4-12
  21. Репкин В.В, Развивающее обучение как система. –Томск: Пеленг, 1994
  22. Репкин В.В, Русский язык. 2 класс. Программа развивающего обучения. –Томск–Харьков: «Пеленг», 1994–227с.
  23. Репкин В.В, Что такое развивающее обучение? –Томск: Пеленг, 1994
  24. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчих и др.–М.: Просвещение, 1993.–383с.
  25. Рябцева С.Л. Диалог за партой. –М.: Педагогика, 1989.–96с.
  26. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. –Томск: Пеленг, 1993.–263с.

Информация о работе Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе