Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель рассмотреть психолого-педагогические и методические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:
сделать анализ педагогической, психологической и методической литературы по вопросам организации сотрудничества на уроках русского языка в начальных классах.
подготовить задания для определения уровня развития при организации сотрудничества на уроках русского языка в начальных классах

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе
Учебное сотрудничество младших школьников в системе развивающего обучения
Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе
1.2.1.Сотрудничество школьников с учителем
1.2.2. Сотрудничество школьников друг с другом
1.2.3. Правила организации совместной работы школьников на уроках русского языка в начальной школе
Выводы по главе
Литература

Работа состоит из  1 файл

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ(Фатима).doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)
  • Склонение имен существительных;
  • Безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа;
  • Безударные гласные в корне;
  • Непроизносимые согласные;
  • Парные звонкие и глухие согласные;
  • При изучении темы «Состав слов» и т.д.

       В диалогах вырабатываются навыки социального  и делового общения. Происходит глубокое усвоение изучаемого материала, формируются  педагогические умения и навыки. Обучение в парах (сменных) значительно обогащает каждого участника этого процесса.

       Не  менее важна для учителей начальных  классов и другая задача. Научить  детей самостоятельно работать с  карточками. Карточки составляются по вариантам в зависимости от изучаемой  темы. В карточке предусматриваются теоретические и практические вопросы. Например, I часть карточки это ввод нового материала и взаимообмен;  II часть – дан набор практических заданий (2-3) с возможным усложнением. При этом предусматривается различный темп работы учащихся; III часть – контрольные вопросы и задания по теме. Или: I часть – теоретический материал с пояснением, II – практическая часть, III часть – усложненное задание.

       Для подготовки устного рассказа по теоретическому вопросу  в каждой карточке дается план, который помогает акцентировать внимание на значимых вопросах. Выполняя вторую часть карточки, ученики показывают свое умение применять теоретические знания на практике.

       Составлены  карточки таким образом, чтобы на выполнение каждой из них понадобилось одинаковое время, иначе собьется ритм работы класса.

       Обязательны на каждом уроке инструктаж и постановка учебных задач. В конце урока  – оценка, итог.

       Нельзя  исключать на уроках русского языка  при коллективной работе и различные  виды помощи:

  • Словарь;
  • Карточка с орфограммой;
  • Учебник;
  • Контрольная карточка;
  • Всевозможные таблицы;
  • Вопросы по чтению к тексту и др.

       Работы  в малых группах, особенно сформированных с учетом их пожеланий, повышает интерес  к учебным занятиям, способствует овладению умениями трудиться в  коллективе, делить задание на части, выбирать каждому ту часть, которая отвечает его возможностям и способностям.

       Количество  учащихся в малой группе должно соответствовать  числу карточек в блоке. Как посадить учащихся в группе. Главное при  посадке учесть возможность общения учащихся в группе.

       Работа  в малой группе идет в парах  сменного состава.

       К концу урока ученик должен выполнить  задания всех карточек блока. Можно  предложить несколько вариантов  ввода одной карточки или запуска  блока заданий. Это:

  • Ввод делает учитель;
  • Ввод делают ассистенты (из числа учащихся);
  • Групповой ввод;
  • Самоввод;
  • Самоввод с групповой консультацией учителя.

       Учет  работы в малых группах производится следующим образом: составляется листок учета для малой группы. 
 
 
 
 

           № карточки Фамилия, имя        1        2        3        4
           Алибердова Ирина                          +         
           Востриков Дмитрий                 +                  
           Васильева Наталья        +                           
           Гусев Павел                                   +

       Ученик  получает карточку и ставит в листок учета точку в клетку из пересечения  строки со своей фамилией и столбца  с номером карточки. Когда учащийся закончил работу и готов обменяться с товарищем, точку заменяют на крестик. После окончания работы в паре крестик обводится кружочком и т.д. По этому  листу учета учитель может быстро определить, с кем какую карточку изучал ученик. Возможны и другие формы контроля.

       Работу в малых группах можно использовать на уроках чтения, природоведения, истории. Коллективная работа над текстом очень важна. Во время такой работы происходит взаимообогащение, развитие мышления и речи в благоприятных для каждого ученика условиях общения друг с другом при полной релаксации. Учить вычленять главное при такой коллективной работе значительно легче. Создаются условия для поискового и проблемного обучения. Учащиеся готовят доклады на различные темы, используя дополнительные источники. После проверки докладов учителем каждый ученик рассказывает свой материал, выслушивает чужой, обменивается опорными текстами и меняет партнеров и т.д. практически в течение нескольких уроков идет интенсивное семинарское занятие.

       Такая активная работа повышает не только общую информированность учащихся по предмету, но и способствует активному овладению этой информацией.

       Как и при работе в парах, в малых  группах учитель составляет алгоритм работы учеников. Он обычно пишется  на доске или отпечатан для  каждого ученика. А также на доске дана схема работы в малой группе.

       Хочется подчеркнуть, что роль учителя не сводится только к подготовке заданий  и организации коллективной и  индивидуальной обособленной работы.

       Главное – расширить поле коллективной работы, включиться в нее, стать полноценным членом ученического коллектива. Как и все учащиеся, учитель меняет партнеров, консультирует, оказывает помощь всем, нуждающимся в ней, используя свой более высокий уровень компетентности.

       Коллективное  обучение не следует подменять работой в малых группах, где проверяющим назначается сильный ученик, командир, ассистент. Лидерство порождает неравноправие. В этом случае, даже если ассистенты меняются, каждый из них проходит через искушение субъективного оценивания. В условиях четверки усиление контроля достигается через совместный контроль.

       Одной из перспективных форм работы в малых  группах является проведение творческих дискуссий. Каждый может участвовать  в обсуждении, высказывать свое мнение, критиковать выступление товарища. Руководит этой дискуссией один из равноправных ее участников. Формы коллективной и групповой работы могут быть различны. Например, в начальном звене дети с увлечением играют. Потому можно предложить использовать коллективную работу в форме игры. Это:

  • «Не будь вороной!»;
  • «Лото» (в различных вариантах по всем предметам);
  • «Почта»;
  • «Третий лишний»;
  • «Домино»;
  • «Задание для товарища» и многие другие.

       Накопленные наблюдения убеждают в исключительной целесообразности диалогового обучения на уроках русского языка различного типа:

  • При изучении нового материала;
  • При обобщении, повторении и систематизации изученного.
  • При развитии речи учащихся

       В сотрудничестве учащиеся расширяют  зону ближайшего развития. Она формируется  за счет общения. Об этом мы читаем у  Л.С.Выгодского: «…В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им…

       Центральный для всей психологии обучения момент есть возможность подниматься в  сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень, возможность перехода оттого, что ребенок умеет, к тому, что он не умеет…».

       Работу  в парах сменного состава можно  проводить по уровням:

    • 1 уровень – ученический;
    • уровень – алгоритмический;
    • уровень – эвристический;
    • уровень – творческий.

       1 и 2 уровни относятся к репродуктивному  методу обучения, а 3 и 4 – к  продуктивному методу. Работая, дети  усваивают лучше материал и  выходят  на более высокий  уровень обучения, создавая творческие  работы, делая маленькие открытия, выдвигая гипотезы. 
 
 
 
 
 

       Выводы  по I главе.

       Таким образом, в первой главе нашей  работы мы рассмотрели психолого-педагогические основы организации сотрудничества на уроках русского языка в начальной  школе. Выявили роль учебного сотрудничества младших школьников в системе  развивающего обучения, показали необходимость использования сотрудничества школьников с учителем и друг с другом для развития познавательной активности младших школьников, мотивации обучения, развития речи и мышления учащихся начальных классов. 

       Нами  были рассмотрены некоторые приемы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе, а также правила организации совместной работы школьников на уроках русского языка в начальной школе.

       В первой главе были также выделены цели учебного сотрудничества на уроках в начальной школе.

       Использование учебного сотрудничества, в организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.

       При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Учебное сотрудничество дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

       Активность  и самостоятельность школьников выражается и в психологическом  настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в  интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы – все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

       Научившись работать в постоянных парах и группах, учащиеся могут переходить к обучению общения в парах сменного состава. Но это очень сложный процесс, он требует тщательной подготовки, как учителя, так и учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой активности становится одной из центральных  проблем современности, настоятельной  необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга вопросов по организации учебного процесса становится исключительно актуальной.

       Цель  курсовой работы реализована.

       Задачи, поставленные в соответствии с целью  данной курсовой работы, предметы и  объекты исследования, решены.

       Кооперация  в малых группах является эффективным  условием обучения всех младших школьников.

       Опробовав два варианта формы организации  работы: фронтальную и коллективную – мы пришли к выводу, что коллективная форма обучения более эффективна при работе в системе развивающего обучения и организации сотрудничества.

       Использование коллективной формы организации  учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается  на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.

       При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.

       Активность  и самостоятельность школьников выражается и в психологическом  настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в  интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы – все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

Информация о работе Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе