Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Цель рассмотреть психолого-педагогические и методические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:
сделать анализ педагогической, психологической и методической литературы по вопросам организации сотрудничества на уроках русского языка в начальных классах.
подготовить задания для определения уровня развития при организации сотрудничества на уроках русского языка в начальных классах

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе
Учебное сотрудничество младших школьников в системе развивающего обучения
Организация учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе
1.2.1.Сотрудничество школьников с учителем
1.2.2. Сотрудничество школьников друг с другом
1.2.3. Правила организации совместной работы школьников на уроках русского языка в начальной школе
Выводы по главе
Литература

Работа состоит из  1 файл

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ(Фатима).doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

       Освоение  коллективной формы работы учащимися  проходит с 1-го класса. Сначала дети работают парами (например, проверяя друг у друга домашние задания по предметам). Со 2-го класса они начинают проверять  и запись заданий в дневники.

       При работе парами дети приучаются внимательно  слушать ответ товарища (ведь ребенок  выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо  тебя обязательно тоже спросят (а  детям это очень важно). Поэтому  правила заучиваются всегда. Кроме  того, ученик получает возможность ещё раз проверить и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются, нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя.

       Но  эта работа учит их, и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное товарищу, заставляют повторить еще и еще раз правило.

       В.К. Дьяченко выделяет признаки коллективной работы:

            1) наличие у всех ее участников единой цели;

            2) разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;

           3)  налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;

          4) осознанный общественнополезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;

         5) культивируется забота всех о каждом и каждого, обо всех;

         6) достигается равенство объективных условий для каждого.

       Рассмотрим  несколько приемов организации  коллективной работы.

       Простейшим  случаем коллективных учебных занятий  могут служить взаимные диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучению (диктующего и проверяющего), то обучаемого. Взаимные диктанты в парах постоянного и сменного состава можно проводить, начиная с 1 класса (используя, например, разрезную азбуку).

       Следующий прием организации коллективной работы – смена заданий в четверках. Для этого объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они поворачиваются лицом друг к другу, выполнят задания в парах постоянного состава, а затем меняются друг с другом.

       «Ручеек». В ручейке идет общение ребят внутри одного ряда, где работают 10 учащихся. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. Итак, у учителя 3 комплекта карточек, по 10 штук в каждом. Маршрут движения учащихся по ручейку.

       На  уроке русского языка работа в  динамических парах проводится с  диктантами. Сначала заготавливаются  разные тексты диктантов по изучаемой  теме. Каждый ученик получает один из текстов, отличный от всех. Все учащиеся работают в парах сменного состава в следующем порядке:

  1. один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой пишет;
  2. затем другой ученик (тот, который перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;
  3. потом каждый берет тетрадь своего соседа и не заглядывая в карточку проверяет написанный им диктант;
  4. открывают карточки и по карточкам проверяют второй раз (уже вместе);
  5. допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок;
  6. каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
  7. снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова».

       После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся в выборе партнера для совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам-заданиям.

       Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы мы рекомендуем проводить коллективные учебные занятия, используя различные коллективные формы организации на протяжении всего урока.

       При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей:

  1. Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».
  2. Ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам.
  3. Деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно отучает других.
  4. Основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех.
  5. Каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.
  6. Полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

       До  настоящего времени проблема коллективного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава, взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава.

       Существенным  фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество  в современной школе часто  отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка.

       Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-воспитательного  процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном  процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности,  обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности. 

       1.2.3 Правила организации   совместной работы  школьников на уроках русского языка в начальной школе.

       Попадая в новые условия, дети не умеют  общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща.

       Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются  поисками такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая  создавала бы наиболее благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке.

       Устный  опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных  работ занимают в учебном процессе до двадцати пяти процентов рабочего времени урока. Но именно здесь ученик чаше всего остается один на один с учителем, отвечая только перед ним за результаты своей личной работы, а класс фактически остается «вне игры».

       При групповой форме организации  учебного процесса в 1 классе главным  становится выработка умения договориться. Но задания способствуют и развитию у учащихся обобщенных интеллектуальных умений. С этой целью мы рекомендуем проводить игры «Однорукие», «Повтори! Дополни! Отличись!» (смотри в Приложении)

       При организации коллективной работы учитель должен готовить  карточки с заданиями, разработать специальные задания, обучать детей новому для них виду сотрудничества. Целесообразно вводить элементы коллективной работы уже с первых дней учебы детей в школе. Детей можно рассадить по группам. Группы формируются за счет определенной расстановки мебели (хотя это необязательно). Группы по содержанию возникают уже позже. Пока группа – это механизм поддержки. Задания по организации групп даны в Приложении.

       Урок, благодаря старанию учителя, богатому содержанию, сочетанию различных форм работы учащихся, характеру взаимоотношений между учителем и учащимся, приобретает черты нестандартности, мобильности. По удельному весу высказываний, конкретных действий на первый план выходят ученики, учитель ставится как бы дирижером, усиливается его роль по организации подлинно творческой поисковой деятельности, которая является основным направлением развивающего обучения русскому языку. Необходимо подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях, а для этого необходимо сформировать у учащихся обобщенные интеллектуальные умения:

  • анализ сложившейся ситуации и выводы относительно этой ситуации;
  • видение разных функций одного и того же объекта;
  • устанавливание связи данного объекта с другими;
  • выделение в них существенных признаков.

       Для того чтобы сформировать умения с большим развивающим эффектом, необходима постановка учителем нестандартных учебных задач, и при этом организация коллективного поиска (процесс познания идет «от учеников»).

       Постановка  и решение познавательных задач проблемного характера приобретает особое значение на начальном этапе формирования умения коллективного труда. Содержащееся в них «неизвестное новое» в силу возникающей познавательной потребности выступает перед классом как общая познавательная задача, решение которой становится доступным благодаря объединению индивидуальных усилий учащихся в процессе совместной работы. В дальнейшем, по мере становления умения «работать коллективно», коллективная работа возникает и в том случае, если общая задача ставится в форме задания, которое может и не иметь проблемного содержания.

       Привычка  к коллективному труду возникает  не спонтанно, не приходит сама собою  с возрастом учащихся. Формирование навыков коллективного труда  требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. При этом очень важно, чтобы коллективная деятельность с самого начала приносила учащимся эмоциональное удовлетворение от самого факта участия в общей работе на уроке.

          Опыт работы подсказывает, что в начальных классах эффективно используются формы коллективной работы. Которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, создать условия для их развития и помогают учителю организовать работу всех учеников. Весь класс изучает новую тему, отвечает на вопросы, данные в учебнике, на карточках, все задают друг другу вопросы, участвуют в диалоге. Такие уроки проходят живо и интересно.

       Идеальной формой для сотрудничества является пара. В паре ученики проверяют  друг у друга задание, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, могут изложить новый материал. Закрепить его, повторить ранее изученное. Можно предложить работу с использованием трех видов пар: постоянной, сменной и сменной в малой группе.

       Постоянная  пара является школой подготовки к работе в парах сменного состава и малых групп. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями ученика и учителя. Они могут обучать друг друга, контролировать.

       Когда ученики научатся работать в парах  постоянного состава, можно перейти к работе в парах сменного состава.

       Пара  получает одинаковое задание, объясняет  его выполнение, а затем переходит  к разным партнерам, продолжая работать дальше. Ученики помогают друг другу, объясняют, проверяют и т.д.

       То  есть идет активное общение с разными партнерами и соответственно значительное повышение речевой и мыслительной активности каждого обучающегося. Половина учащихся говорят одновременно. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров.

       Успешно работают вместе и два сильных, и  два слабых учащихся, и сильный  со слабым при условии взаимного  расположения друг к другу. Этот вид работы часто используется при закреплении нового материала, например, таких тем:

Информация о работе Психолого-педагогические основы организации учебного сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе