Работа социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Цель: данной работы является обследование мышления дошкольников с ЗПР.
Задачи:
- провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
- изучить мышления у нормально развивающихся детей и дошкольников с ЗПР;
- проанализировать результаты обследования мышления у дошкольников с ЗПР и детей с нормальным развитием.
- выявить особенности мышления у детей с ЗПР.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Глава I. Методологические и теоретические подходы к изучению мышления и речи дошкольников с задержкой психического развития
1.1 Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР…………………5
1.2 Особенности мышления детей с ЗПР…………………………………..….19
1.3 Коррекционная работа по формированию мышления у дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………...24
Глава 2. Эмпирическое исследование мышления у нормально развивающихся дошкольников и детей с ЗПР
2.1 Организация и методы исследования …………………………….…...28
2.2 Изучение мышления у детей с ЗПР и у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………………………..30
2.3 Результаты и выводы по исследованию …………………………...…40
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список используемой литературы……………………………………………..44

Работа состоит из  1 файл

Клиническая психология.docx

— 90.06 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава I. Методологические и теоретические подходы к изучению мышления и речи дошкольников с задержкой психического развития

1.1 Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР…………………5

1.2 Особенности мышления  детей с ЗПР…………………………………..….19

1.3 Коррекционная работа по формированию мышления у дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………...24

Глава 2. Эмпирическое исследование мышления у нормально развивающихся дошкольников и детей с ЗПР

2.1 Организация и методы  исследования …………………………….…...28

2.2 Изучение мышления у детей с ЗПР и у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………………………..30

2.3 Результаты и выводы  по исследованию …………………………...…40

Заключение…………………………………………………………………….…24

Список используемой литературы……………………………………………..44

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В дошкольном возрасте у  ребенка в норме чрезвычайно  усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего  мира. Недаром дети-дошкольники проходят всем известный период «почемучек».

Их интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между  предметами и явлениями, лежащие  в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но основой познания для ребенка  дошкольного возраста оказывается  чувственное познание-восприятие и  наглядное мышление. Ребенок может  не только воспринимать вещи, используя  анализаторы, но может рассуждать делать выводы, даже если не имеет непосредственного  личного опыта. То есть для ребенка характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание.

Познание не является непосредственным показателем наших анализаторов, а является, как говорят, опосредованным познанием. Опосредованное познание основано на наличие объективных отношений  и закономерных связей между предметами и явлениями. И осознание, понимание, знание человеком этих связей. Эти  связи обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы  выявить их, человек прибегает  к мыслительным операциям - сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.

Знание особенностей развития детей интересующей категории чрезвычайно  важно для понимания общего подхода  к работе с ними.

Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с  задержкой психического развития (ЗПР). Для таких детей характерно отставание в сроках развития и всех форм мышления; к началу школьного обучения у  этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.

Актуальность  темы: число детей с нарушениями в развитии из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье и в школе.

Цель: данной работы является обследование мышления дошкольников с ЗПР.

Задачи:

- провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;

- изучить мышления у нормально развивающихся детей и дошкольников с ЗПР;

- проанализировать результаты обследования мышления у дошкольников с ЗПР и детей с нормальным развитием.

- выявить особенности мышления у детей с ЗПР.

Объект исследования: мышление.

Предмет исследования: трудности мыслительных процессов у дошкольников с ЗПР.

Выборка: экспериментальной базой исследования являются дети ОГУСО «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», в возрасте от 4 до 6 лет. В исследовании принимали участие 40 детей, из них 20 -дети с ЗПР, 10 мальчиков, 10 девочек; 20-нормально развивающиеся дошкольники, из них 10 мальчиков, 10 девочек.

Гипотеза: больший процент в затруднении мыслительных процессов будут испытывать  дошкольники с ЗПР, нежели нормально развивающиеся дети.

Методы исследования:

1.Изучение литературы  по поставленному вопросу.

2. Наблюдение.

3. Тестирование.

4. Использование методик  изучения проблемы:

а) Методика 1. «Времена года»- И.Л. Соломин

б) Методика 2. «Пройди через лабиринт»- В. Г. Мельников

в) Методика 3. «Раздели на группы»- В. Р. Келих

Практическая  значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы практическими психологами, для разработки коррекционной программы, если это необходимо; педагогами образовательных учреждений внешкольного образования для правильного построения учебного процесса; социальными педагогами и медиками при работе с детьми.

В дошкольном возрасте закладывается  образный фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Поэтому так важно вовремя  помочь ребенку с задержкой психического развития развить мышление и речь, чтобы в дальнейшем предупредить трудности в обучении в школе.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методологические и теоретические подходы к  изучению мышления и речи дошкольников с задержкой психического развития

1.1 Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся  в нарушении нормального темпа  психического развития ребенка.[6].

Подобные дети обратили на себя внимание исследователей еще в  прошлом столетии. Они описывали  под разными названиями: «псевдоненормальные», «отстающие в педагогическом отношении», «запоздавшие», «малограмотные», а  также как дети, занимающие промежуточное  положение между «малограмотными» и «ненормальными», дети с «пограничной чертой».

В отечественной литературе для обозначения подобных состояний  использовались термины «дети с  пониженным общим развитием и  недостаточностью отдельных функций (И. Борисов); переходные формы между  нормой и дефективностью; «субнормальные»  дети (А.И. Граборов). «Слабоодаренные» (В.П. Кащенко, Г.В. Муромов). «Умственно неразвитые», находящиеся между  дебилами и ненормальными детьми (П.П. Блонский). Термин «задержка психического развития», были предложены Г.Е. Сухаревой.

Основной причиной отставания является слабо выраженные (минимальные) органические повреждения головного  мозга, выраженные или возникшие  во внутриутробном, при родовом или  раннем периоде жизни ребенка. Недоношенность, близнецовость, инфекционное заболевание  на ранних этапах жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и ее основного отдела-головного мозга; интоксикация, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения.

Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагополучные  условия воспитания, дефицит информации и т. п., усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину.[2].

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы  личности происходит замедленно с отставанием  от нормы. Ограничения психических  и познавательных возможностей не позволяет  ребенку успешно справляться  с заданиями и требованиями, которые  предъявляет ему общество.[1].

У детей с ЗПР отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них явлений  церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости, отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги  и агрессии (М.С. Певзнер). Познавательная деятельность у таких детей характеризуется  низким уровнем активности и замедленной  переработки информации. Вместе с  тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различные  возможности слуха и зрения.

Явное отставание детей с  ЗПР от нормально развивающихся  сверстников авторы отмечают при  анализе их мыслительных процессов. [11]. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени). В исследованиях многих ученых (И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, С.Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР.

Так, С.Г. Шевченко, изучая особенности  речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей  отчетливо проявляются на фоне недостаточной  сформированности познавательной деятельности.[33].

Дети с ЗПР дорожат  доверием взрослых, но это не избавляет  их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания без достаточных  на то оснований. Поэтому они с  трудом приходят в себя и еще долго  чувствуют неловкость, угнетенность, извиняются перед взрослыми, но через  некоторое время срыв может повториться.[31].

Дети с ЗПР не остаются равнодушными к оценке результатов  их работы: ищут у взрослого подтверждения  правильности своих решений, одобрения, поддержки. Очень огорчаются своим  неудачам.

Большинство таких детей  отдает предпочтение подвижным играм, любят побегать, повозиться. К сожалению, и у «тихих», и у «шумных» детей  фантазия и выдумки в самостоятельных  играх, как правило, бывает мало. Их игры отличаются примитивным содержанием, трафаретностью. Чаще всего дети устраивают возню, валяются по полу, бегают. При  этом не щадят друг друга, нередко  умышленно стараются причинить  боль. Лишь при непосредственном руководстве  взрослых удается организовать детей  подчинить их игру цели и правилам, придать ей смысл.

В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей  умственных усилий: изготовление несложных  поделок, составление рассказов  по образцу или схемам. Дети с  ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой, связанный  с умственным напряжением, при этом быстро утомляются.

В медицине ЗПР относят  к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов состояние характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности.

Широко использовавшийся ранее термин «временная задержка психического развития» применим лишь к части  случаев ЗПР, наиболее тесно примыкающей  к норме, тогда как большая  их часть отличается более стойкой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к  компенсации и обратимому развитию, выраженной только в условиях специального обучения и воспитания. Однако и  эти состояния имеют свои клинико-психологические  особенности, и при них наблюдается  тенденция к сглаживанию интеллектуального  дефекта. [22].

Едиными принципами систематически пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее  время наука не располагает.[28]. Г.Е. Сухарева, исходя из этиопатогенетического  принципа, выделила следующие формы  нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:

- интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;

- интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

- нарушения при различных формах инфантилизма;

- интеллектуальная вторичная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;

- функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекции и травм центральной нервной системы.

Таким образом, задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. У детей с ЗПР отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости.

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется  низким уровнем активности и замедлением  переработки информации. Дети с ЗПР  способны использовать помощь, оказанную  в процессе работы. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями  для дальнейшего развития.

В результате многолетних  клинико-психолого-педагогических исследований были определены сущность и структура  ЗПР, его симптоматика и этиология. Состояния ЗПР дифференцируется и по степени, и по характеру отклонений. [14].

Информация о работе Работа социального педагога с семьей