Работа социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Цель: данной работы является обследование мышления дошкольников с ЗПР.
Задачи:
- провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
- изучить мышления у нормально развивающихся детей и дошкольников с ЗПР;
- проанализировать результаты обследования мышления у дошкольников с ЗПР и детей с нормальным развитием.
- выявить особенности мышления у детей с ЗПР.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Глава I. Методологические и теоретические подходы к изучению мышления и речи дошкольников с задержкой психического развития
1.1 Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР…………………5
1.2 Особенности мышления детей с ЗПР…………………………………..….19
1.3 Коррекционная работа по формированию мышления у дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………...24
Глава 2. Эмпирическое исследование мышления у нормально развивающихся дошкольников и детей с ЗПР
2.1 Организация и методы исследования …………………………….…...28
2.2 Изучение мышления у детей с ЗПР и у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………………………..30
2.3 Результаты и выводы по исследованию …………………………...…40
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список используемой литературы……………………………………………..44

Работа состоит из  1 файл

Клиническая психология.docx

— 90.06 Кб (Скачать документ)

На показателях психического развития основана возрастная периодизация: дошкольный возраст от 4 до 7 лет; младший  школьный возраст от 7 до 12 лет, средний  школьный возраст от 12 до 15 лет; старший  школьный возраст от 15 до18 лет.

Психическое развитие индивида происходит неравномерно: формирование отдельных психических свойств  может быть опережающим или замедленным.

Границы между уровнями психического развития по годам жизни не абсолютны (нельзя точно определить критерии психического развития по годам жизни).

Но в каждой возрастной стадии выделяется определённая совокупность признаков нормального психического развития. В экспертном исследовании можно установить этот возрастной период, которому соответствует психическое  развитие обследуемого индивида.

Показатели задержки психического развития: не критичность мышления, необдуманность действия, недоучёт объективных  условий деятельности, повышенная отвлекаемость  на случайные раздражители. Отдельные  внешне привлекательные объекты  для умственно отсталых детей  служат спонтанным побудителем к  действию, индивид подчинён ситуативному «полю» полезности.

Первый параметр дизонтогенеза  связан с функциональной локализацией нарушения.

Для детей с умственной отсталостью характерен приоритет  общих дефектов над частными, а  для детей с ЗПР характерны только частные дефекты. Иными словами, для ЗПР, в отличие от умственной отсталости, характерна парциальность  поражения с недостаточностью корко-подкорковых  функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно  нейродинамического характера, что  определяет лучший прогноз и динамику развития.

Второй параметр дизонтогенеза  связан со временем поражения. Характер аномалии развития будет различным  в зависимости от того, когда возникло повреждения нервной системы.

Для умственной отсталости характерно более раннее время воздействия  вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур), чем при задержке психического развития. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения, но и длительностью периода развития данной функции в онтогенезе. При умственной отсталости длительность воздействия негативных факторов значительно больше, чем при ЗПР.

Третий параметр дизонтогенеза  характеризуется взаимоотношений  между первичным и вторичным  дефектом. Исходя из идеи о системном  строении дефекта, Л.С. Выготский предложил  различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные  нарушения, непосредственно вытекающие опосредованно в процессе аномального  социального развития. При умственной отсталости приоритетное влияние оказывают  биологические факторы, при ЗПР  особую роль играет социокультурный  фактор.

Кроме того, значительная разница  между умственной отсталостью и  задержкой психического развития существует по критерию распространённости. Задержка психического развития встречается  значительно чаще, чем умственная отсталость. По разным источникам показатели распространенности встречается значительно  чаще, чем умственная отсталость. По разным источникам показатели распространенности олигофрении колеблются в пределах от 1 до 2,3 % от популяции.

Критерием задержки психического развития считается крайне низкий коэффициент  интеллектуального развития -IQ. Приняты следующие показатели IQ для оценки умственной отсталости:

- лёгкая умственная отсталость: IQ = 50-70;

- умственная отсталость средней тяжести: IQ = 35-50;

- резко выраженная умственная отсталость: IQ = 20-35;

- глубокая умственная отсталость: IQ = 20.

Умственно отсталым называют такого ребёнка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного  мозга. Термин «задержка» подчёркивает временный (несоответствующий уровень психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка  его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим  знаниям и навыкам (в том числе  и навыками интеллектуальной деятельности), личностной незрелости, поведению.

Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно в дальнейшим соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные  трудности усугубляются ослабленным  состоянием их нервной системы - у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности; часто возникают головные боли. Всё это в совокупности ведёт к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, повышенной работоспособности.

Важным отличием детей  с ЗПР от умственно отсталых является то, что стимуляция деятельности этих детей оказания им своевременной  педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает  потенциальные возможности умственно  отсталых детей этого же возраста. [10].

Таким образом, в отличие  от олигофрении, при которой наблюдается  устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР недоразвитие высших психических функций носит  временный характер. И такие дети наиболее восприимчивы к оказанной  им своевременной педагогической помощи.

1.2 Особенности  мышления  детей с ЗПР

Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку и характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Сущность его в отражении:

- общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно;

- существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в  ощущениях и восприятие, а результаты мыслительной работы проверяются и  применяются на практике.

В дошкольном возрасте тесно  взаимодействуют три основные формы  мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может  преобладать то одна, то другая форма  мышления и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает  специфический характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях.

Совершая действия с реальными  предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребёнок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Он осознаёт динамичность окружающей среды, а главное, познаёт возможность действовать  на динамику предмета по своему замыслу  или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый.

Такая ситуация непосредственного  воздействия ребёнка на окружающие объекты создаёт благоприятные  условия для соотношения между  наглядными и словесно-логическими  формами мышления [23].

Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающих сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В. Егорова, В.И. Лубовской, У.В. Ульянкова, Т.Д. Пускаева), а именно:

* в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайней познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

* в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленным отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;

* в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

* в нарушение динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в  словесно-логическом мышлении (оперирующем  представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального  развития находится наглядно-действенное  мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

Проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения  мыслительных задач. У нормально  развивающих детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить  ситуацию путём анализа своих  действий, при которых речь начинает выполнять организационную и  регулирующую функции, т.е. позволяет  ребёнку планировать свои действия,

У детей с отклонениями в развитии такая потребность  почти не возникает. Поэтому у  них выявляется недостаточная связь  между практическими действиями и их словесным обозначением, отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознаны. Опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщён, и образы-представления формируются замедленно и фрагментарно.

Кроме того, у них страдает и формирование элементов логического  мышления, оно развивается замедленно, и по-иному, чем в норме, у них  складывается соотношение наглядного и словесно-логического мышления.

Начиная работать с ребёнком с ЗПР, необходимо учитывать благоприятный  интеллектуальный потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут  свободно перенести усвоенный образец-приём  в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество дошкольника - обучаемость, т.е. способность к продуктивному  усвоению знаний, умений, чужого опыта. Обозначенный потенциал является базой  для успешной коррекции интеллектуальной деятельности в условиях специального обучения.

Зная особенности мышления детей с ЗПР, необходимо правильно  диагностировать степень нарушения  каждого вида мышления. Зная особенности  диагностики детей старшего дошкольного  возраста можно, будет наметить пути формирования мышления детей с ЗПР.

Известно, что дети с задержкой  психического развития имеют следующие  наиболее значимые особенности: недостаточный  запас знаний и представлений  об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных  сторон речи.

Часто на первом году жизни  у детей этой категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении  речью.

В речи детей с ЗПР в  основном используются существительные  и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто  встречающихся в их речи, заменяют слова описанием ситуации или  действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе  слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются  качественные, обозначающие непосредственно  воспринимаемые признаки. [13].

Многие исследователи  отмечают недостаточную сформированность грамматического строя речи детей  с ЗПР. Чаще всего встречаются  нарушения порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов, а также  ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных  с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в  образовании новых слов с помощью  суффиксов, приставок.[12].

Речь детей с ЗПР  характеризуется нарушением звукопроизносительной  стороны, отмечается низкий уровень  ориентировки в звуковой деятельности речи, трудности в овладении звукобуквенным анализом.

Следующей особенностью детей  данной категории является своеобразие  связной речи. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них; дети испытывают трудности  в составлении рассказа по серии  сюжетных картин. Для речи детей  с ЗПР характерны неосознанность и произвольность построения фразы  как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль  перебивается посторонними мыслями  и суждениями.

Исследования Н.Ю. Боряковой [2] показали, что неполноценность  речевой деятельности детей с  задержкой психического развития связана  с недостаточной сформированностью  основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование).

Так, незрелость внутреннего  программирования проявляется в  речевой инактивности, трудностях создания контекста, в соскальзованиях на другие темы. При этом у детей  не возникает четкого замысла  высказывания.

Таким образом, отставание в  развитие мышления - одна из основных черт детей с ЗПР. Наиболее значительно отставание в словесно-логическом виде мышления. У детей с ЗПР отмечается разрыв между действием и словом Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны. Несформированностью грамматического строя речи. Своеобразием связной речи. Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей. У детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи.

Информация о работе Работа социального педагога с семьей