Работа социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание

Цель: данной работы является обследование мышления дошкольников с ЗПР.
Задачи:
- провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
- изучить мышления у нормально развивающихся детей и дошкольников с ЗПР;
- проанализировать результаты обследования мышления у дошкольников с ЗПР и детей с нормальным развитием.
- выявить особенности мышления у детей с ЗПР.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Глава I. Методологические и теоретические подходы к изучению мышления и речи дошкольников с задержкой психического развития
1.1 Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР…………………5
1.2 Особенности мышления детей с ЗПР…………………………………..….19
1.3 Коррекционная работа по формированию мышления у дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………...24
Глава 2. Эмпирическое исследование мышления у нормально развивающихся дошкольников и детей с ЗПР
2.1 Организация и методы исследования …………………………….…...28
2.2 Изучение мышления у детей с ЗПР и у нормально развивающихся дошкольников…………………………………………………………………..30
2.3 Результаты и выводы по исследованию …………………………...…40
Заключение…………………………………………………………………….…24
Список используемой литературы……………………………………………..44

Работа состоит из  1 файл

Клиническая психология.docx

— 90.06 Кб (Скачать документ)

 

Диаграмма 8. Уровень развития наглядно - образного мышления у нормально развивающихся дошкольников.

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 9. Сравнительный  анализ наглядно-образного мышления у детей с ЗПР и нормально  развивающихся дошкольников (по результатам  методики В.Р.Келиха).

В результате сравнительного исследования мыслительных процессов  у детей с ЗПР 4-6 лет и нормально  развивающихся детей того же возраста было установлено, что в целом (по средним значениям показателей  успешности) дети с ЗПР выполняют  все типы предъявленных задач  несколько хуже своих нормально  развивающихся сверстников.

Дети, при затруднении  оречевляли свои действия, показывая  при этом умение, логически рассуждать, делать умозаключения. 30 % детей с  нормальным развитием показали средний  уровень успешности. У детей были отмечены сложности в высказываниях  своих мыслей, в речи отмечались негрубые аграмматизмы. Темп работы этих детей был незначительно ниже, чем темп второй группы, а ответы не развернуты.

Дети с ЗПР показали на 60% средний уровень сформированности мыслительных процессов и речи. Детям  при выполнении заданий требовалось  побуждающие к рассматриванию, наводящие  вопросы, незначительная организующая помощь со стороны взрослого. Особые трудности у детей с ЗПР  возникали при диагностиках требующих высокого уровня развития речи, умения делать выводы, доказывать свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мышление - это процесс  познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнений . Формируется мышление и речь в ходе предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление у дошкольников развиваются последовательно и в тесной взаимосвязи. Появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребенка, существенно перестраивает его

Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. У детей с ЗПР отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости.

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется  низким уровнем активности и замедлением  переработки информации. Дети с ЗПР  способны использовать помощь, оказанную  в процессе работы. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями  для дальнейшего развития.

В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей  с ЗПР недоразвитии высших психических  функций носит временный характер. И такие дети наиболее восприимчивы к оказанной им своевременной  педагогической помощи.

Отставание в развитие мышления - одна из основных черт детей с ЗПР. Наиболее значительно отставание в словесно - логическом виде мышления. У детей с ЗПР отмечается разрыв между действием и словом.

Речь детей с ЗПР  характеризуется нарушением звукопроизносительной  стороны. Не сформированностью грамматического  строя речи. Своеобразием связной  речи. Отмечается неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи этих детей. У детей с ЗПР  недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи.

Систематическая коррекционная  работа по формированию мышления существенно  изменяет способы ориентировки ребенка  в окружающем мире, приучают его  выделять существенные связи и отношения  между объектами, что приводит к  росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и способы достижения ее. А это меняет их отношение  к задаче, ведет к оценке собственных  действий и разграничению правильных и неправильных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Блинова Л.Н «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития». - М., 2002.
  2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития». - М., 2002.
  3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». - М., 2000.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. Т. 4. - М., 1994.
  5. Головей Л.А.,. Рыбалко Е.Ф. «Практикум по возрастной психологии». - Санкт-Петербург. 2002.
  6. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой. Т.А, Лубовского В.И.,. Цыпиной Н.А. М., 1984.
  7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций Санкт-Петербург.2002.
  8. Еникеева М.И. «Общая психология». - М., 2000.
  9. Забрамная С.Д. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе». - М., 1993.
  10. Забрамная С.Д, Боровик О.В. «Методические рекомендации к пособию «Медико-психолого-педагогическое обследование детей». - М., 2002.
  11. Катаева А.А.,Стребелева Е.А.«Дошкольная олигофренопедагогика». - М., 1998.
  12. Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР. // Дефектология. - Л., 1967.
  13. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. - М.,2004.
  14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2003.
  15. Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.,2002.
  16. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.,1978.
  17. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Хомской. - М.,1979.
  18. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - М.,2003.
  19. Немов Р.С. Психология. - М.,1995.
  20. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.,1977.
  21. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.
  22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. - М., 2001.
  23. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2003.
  24. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.,2001.
  25. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Венгера Л.А - М.,1996.
  26. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.,1984.
  27. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 1997.
  28. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. - М.,1990.
  29. Урантаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии - М.,1995.
  30. Фотекова Т.А., Ахунтина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических приемов: Пособие для логопедов и психологов. - М.,2002.
  31. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. - М.,1994.
  32. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. - М.,2003.
  33. Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. Шевченко С.Г. - М.,2001.
  34. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Работа социального педагога с семьей