Раннее детство

Автор работы: d********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание

Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок после года существенным образом отличается от младенца. Он уже не беспомощное существо, нуждающееся в постоянной заботе взрослых. Ребенок сам способен перемещаться в пространстве, может находить пищу и питье, способен к деятельности при отсутствии взрослых. Он становится относительно самостоятельным в своих действиях. Начавшие ходить дети разрываются между желанием быть рядом с матерью и желанием быть независимыми. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями.

Работа состоит из  1 файл

ped.docx

— 76.62 Кб (Скачать документ)
ustify">  Развитие  воспитательной системы определяется в первую очередь субъективными  факторами, поскольку ее создателями  и субъектами являются люди разных возрастов и направленности, люди творческие, нестандартные и упорядоченные, консервативные. Поэтому в функционировании воспитательной системы, с одной стороны, присутствуют элементы унификации, стандартизации поведения людей, воспроизводства повторяющихся ситуаций, где востребованы хорошо отработанные технологии, с другой стороны, на микроуровнях системы зарождаются и происходят процессы, которые нарушают установленную стабильность (неудовлетворенность отдельных личностей чем-либо, появление новых людей с идеями, уход одного или нескольких субъектов из центра системы и т.п.), создают очаг хаоса, могут повлиять на целостность системы. Ввиду сложности этого социального организма управление им должно осуществляться одновременно в трех плоскостях: системой как целым, каждым ее компонентом в отдельности, взаимодействием компонентов.

  Рассмотрим  на примере воспитательной системы  В.А. Сухомлинского (1918-1969), как осуществлялось управление ее развитием в Павлышской средней школе, ориентируясь на изложенный выше вариант структуры. Его система  создавалась в течение 25 лет, она  может быть охарактеризована как  гуманистическая. В.А. Сухомлинский выстраивал эту систему кропотливым трудом с большой душой и добрым сердцем, с искренней любовью к детям. Он был ее центром, идеологом, творцом. Своими идеями, воплощенными в жизнь, он намного опередил свое время: демократизация управления, выборность администрации, гуманизация отношений между  взрослыми и детьми, ориентация на развитие личности как цели школы, богатство  человеческих отношений, продуманная  до мелочей технология обучения и  воспитания, личностный подход к учителю  и ученикам, опора на знание психологии, которую он сравнивал со «сложнейшими инструментами» в мастерской, со «сложными  приборами» под названием «педагогика».

  Цели  воспитательной системы В.А. Сухомлинского - создание условий для разностороннего развития детей. Личность ребенка - в центре всей педагогической деятельности. По

  В.А. Сухомлинскому, «забота человека о  человеке, ответственность человека за человека - основа организационного и морального единства школьного  коллектива». Такая забота осуществлялась побуждением детей к совершению гуманных поступков (сочувствие и помощь больному однокласснику, внимание к  старому ветерану, практические дела на радость мамам, занятым тяжелым  физическим трудом). Все эти деяния вписываются в такую технологическую  цепочку: внесение в сознание детей  мысли о проблеме человека - пробуждение  адекватного эмоционального состояния - стимулирование совершения доброго  поступка - совместное с детьми переживание  доставленной другому радости - инициирование  собственной активности в поиске нуждающихся в помощи и способах ее оказания - новые совместные переживания.

  Деятельность  по реализации целей разнообразна и многопланова. Например, хорошо продуманная подсистема разных видов труда, обязательно окрашенного чувствами: умственный напряженный труд; физический труд, требующий преодоления усталости; труд «черный»; труд эстетического характера для малышей («делание» красоты, выращивание цветов); труд технический, творческий; труд любимый; труд бесплатный общественный и производительный оплачиваемый труд; труд ручной; совместный труд учителя и ученика и т.п.

  Перечисленные виды труда, составляют технологическую  цепочку, обеспечивающую формирование трудовых навыков и качеств личности (уважение к людям любого труда, чувство  собственного достоинства, трудолюбие, упорство, терпение и др.).

  Не  менее упорядочены подсистемы интеллектуального, физического, нравственного, эстетического  направлений. Эффективность каждого  из них обусловлена хорошо продуманной  последовательностью применения форм, методов, средств деятельности. Даже нравственное воспитание может быть представлено как совокупность частных  технологий.

  Например, технология формирования нравственных убеждений (понятие - поступок - убеждение) имеет следующую технологическую  цепочку: внесение в сознание азбуки моральной культуры (общечеловеческих норм нравственности) - вовлечение детей  в практику совершения добрых дел - пробуждение переживания радости  от сделанного хорошо и огорчение  дурными проявлениями - осмысление совершенного действия -обретение уверенности  в действиях - самостоятельный и  осознанный выбор позиции или  действия во имя добра и справедливости.

  Для младших детей создаются памятки, оснащающие их способами действий в  различных ситуациях. Например: «Если  ты увидел иссохшую, растрескавшуюся  почву вокруг розового куста, персикового  дерева или куста винограда, разрыхли почву, а вечером полей дерево или куст».

  Возникающему  при виде беды эмоциональному состоянию  В.А. Сухомлинский придавал исключительно  важное значение: «Главное в том, чтобы  у ребенка заболела душа, когда  он увидел поврежденное дерево».

  Субъектом системы В.А. Сухомлинского является педагогический совет и единый коллектив учителей и учащихся. Он помогал каждому учителю в становлении его субъектности: «Индивидуальная, дружеская, откровенная, душевная беседа - главный метод работы директора с учителем». Каждому учителю своей школы он помогал вырасти до учителя-мастера. И здесь также просматривается его авторская технология: поиск интересного, увлеченного творческого человека - личное знакомство с целью изучения направленности его личности - вовлечение в общение с детьми в кружковой работе - посещение и совместное обсуждение уроков коллег - пробуждение желания учиться в педагогическом институте - приглашение к себе на уроки для обсуждения с учителем своей деятельности - апробирование молодым учителем различных типов уроков - создание ситуации успеха - помощь учителю в дальнейшем творческом росте.

  Отношения в школе В.А. Сухомлинского строились на основе веры в ребенка, знании его духовного мира. Все члены коллектива вовлекались в разноплановое общение воспитателей и детей в многочисленных кружках, в совместной трудовой деятельности, при проведении школьных праздников, в походах по родному краю и др. В.А. Сухомлинский считал, что у каждого учителя должно быть личностное общение с небольшой группой детей, где в совместной деятельности они раскрываются друг другу как равноправные интересные люди, важной составляющей общения было умение чувствовать состояние другого человека, чутко прикоснуться к нему, проявить внимание и заботу.

  Среда (село Павлыш и его окрестности), освоенная в ходе развития системы, была пронизана густой сетью связей со школой. За два года до поступления ребенка в школу оба родителя посещали школьный лекторий; дети заботились о старых и одиноких людях; помогали малышам; сажали деревья и разводили сады; работали на колхозных полях; вносили красоту в жизнь родного села, школы, дома. За годы становления воспитательной системы почти все население села стало выпускниками школы. Система жила и развивалась, пока жил ее создатель и генератор.

  В современном  российском образовательном пространстве функционирует много авторских  школ, анализ деятельности которых  позволяет утверждать, что их успешность обусловлена наличием эффективной  воспитательной системы.

  Рассмотрим  особенности воспитательной системы  В.А. Караковского (школа № 825, г. Москва) [6].

  Цели. Гуманистическая воспитательная система, задача которой - создание условий для полноценного развития личности, в первую очередь через создание гуманистических, демократических отношений между педагогами и учащимися, через творчество и самоуправление.

  Деятельность. Системообразующими видами деятельности являются весенний трехдневный сбор и серия ключевых общешкольных дел (клуб выходного дня, праздник чести школы, дидактический театр, праздник знаний и творчества и др.). Все виды деятельности пронизаны духом и опытом творчества (в основе лежит коммунарская методика). Например, весенний лагерный сбор проводится по следующей технологии. За 2 месяца до сбора собираются все желающие принять участие в подготовке (150-160 добровольцев). Все они делятся на группы по 8-10 человек (взрослые образуют отдельную группу) для проведения «мозговой атаки» в течение 30 минут. Все предложения фиксируются. Выбранный специальный совет из взрослых и учащихся анализирует их и составляет 2-3 варианта плана будущего сбора. Совет работает по методу свободной дискуссии.

  Основной  структурной единицей сбора является разновозрастный отряд в 25-30 человек  из учеников 6-11-х классов. Они создаются  задолго до начала сбора, крепнут  во время сбора и существуют некоторое  время после сбора, сплачивая  коллектив «по вертикали».

  Отряд «старичков» – из выпускников  прошлых лет, учителей и взрослых гостей - живет общими делами и законами сбора, выполняя роль методического  центра. Выпускники являются «переходным звеном» между учениками и педагогами, олицетворяя традиции школьного коллектива, контролируя точность их выполнения.

  В сборе  не участвуют ученики 1-5-х классов, но школьные ключевые дела охватывают всех до одного учеников и учителей, а также многих выпускников школы. Например, праздник знаний и творчества, который проводится в течение двух дней в послеурочное время в трех возрастных группах по своей программе. В первый день - общая встреча: у младших - путешествие в Читай-город; в средних классах - турнир «знатоков»; в старших классах - научная конференция с приглашением ученых. Во второй день - индивидуальные конкурсы. Все это сопровождается выдумкой в сочетании с глубоким содержанием, хорошей организацией, эмоциональным подъемом.

  Субъект системы - воспитательный коллектив, т. е. все взрослые и учащиеся, в том числе и многие выпускники. Но, по мнению В.А. Караковского, коллектив педагогов должен иметь более высокий уровень развития, чем коллектив ученический. Директор школы осуществляет идею сочетания коллегиальности и единоначалия, личной ответственности и единства действий всех педагогов. Для этого он беседует с учителями, бывшими выпускниками, старшеклассниками, устанавливая «точки напряжения». Используется опрос всех учителей для оценки и взаимооценки каждого педагога (в том числе и директора). Каждый ученик имеет возможность через многочисленные добровольные акты реализовать и развить свою субъектность. Для обеспечения личностного роста учителей в школе ведется насыщенная научно-исследовательская работа. Планомерные исследования позволяют прогнозировать развитие воспитательной системы, обновлять ее компоненты.

  Отношения. Создание гуманистических отношений - одна из целей воспитательной системы В.А. Караковского. Их возникновению в большей степени способствует весенний лагерный сбор, поскольку там возникает особая атмосфера: доверительные, теплые отношения между учителями и учениками, эмоциональный творческий подъем, острое переживание чувства «мы». Сбор имеет самостоятельную духовную ценность как феномен школьной культуры, передающийся из поколения в поколение. Участникам удается окунуться в идеальный мир, который существует в мечтах многих людей.

  Уравновешивают  атмосферу праздника многочисленные комплексные дела (цепь ситуаций). В  школе стремятся к созданию отношений  «по типу семьи», а не «по типу парламента», т. е. к созданию духовного  единства взрослых с воспитанниками.

  Освоенная среда. Социальное окружение школы № 825 -«спальный» район. Основное направление освоения среды - ее «педагогизация», заключающаяся в широкой общественно-педагогической деятельности учащихся.

  Рассмотренная система очень технологична, о  чем свидетельствуют как ее длительная жизнестойкость, так и отзывы многочисленных гостей школы, которые «заражаются» духом творчества, простотой и  изяществом реализации идей.

  Сравнение двух описанных воспитательных систем позволяет выделить два «кита», на которых они стоят: первый -взгляд на ребенка как на величайшую ценность, как на главный предмет педагогической и человеческой заботы; второй -огромный личностный потенциал авторов этих систем.

  Каково  место психолога  в воспитательной системе школы? Ответ на этот вопрос дается в коллективной монографии под ред. В.А. Караковского. Авторы подчеркивают, что при ориентации психологической работы на выстраивание гуманистической воспитательной системы перед психологом стоят две задачи. Первая - построение гуманных отношений, комфортное общение через создание благоприятных социально-психологических условий для продуктивного сотрудничества учителей, учащихся и их родителей. Вторая - содействие личностному росту, самореализации субъектов воспитательной системы. Для решения этих задач необходима социально-психологическая служба, роль которой меняется на разных этапах развития воспитательной системы.

  На  первом этапе (становлениесистемы)первоочередными  задачами для психолога являются установление причин неудовлетворенности  педагогов и учащихся существующей в школе ситуацией в отношениях между субъектами системы.

  На  втором этапе (стабильного функционирования системы) приоритетными для психолога  становятся задачи поддержки успешного  взаимодействия субъектов внутри различных  групп, развития креативности, самостоятельности, лидерских качеств учащихся, профилактика и снятие психологических перегрузок учащихся и педагогов, оценка эффективности  воспитательной системы по психологическим  критериям.

  На  третьем этапе (сложившейся системы) на первый план выдвигаются задачи психологического просвещения, образования, экспертизы. Необходимо реализовать  программу психологической поддержки  личностного роста учащихся, профессионального  совершенствования педагогов.

Информация о работе Раннее детство