Автор работы: d********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 23:05, контрольная работа
Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок после года существенным образом отличается от младенца. Он уже не беспомощное существо, нуждающееся в постоянной заботе взрослых. Ребенок сам способен перемещаться в пространстве, может находить пищу и питье, способен к деятельности при отсутствии взрослых. Он становится относительно самостоятельным в своих действиях. Начавшие ходить дети разрываются между желанием быть рядом с матерью и желанием быть независимыми. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями.
Индивид начинает жить в этой среде и интериоризировать систему правил, норм и ценностей; начинается рост личности. Этот процесс интериоризации можно уподобить одной математической операции, которая называется инверсией плоскости в окружность. Согласно этой операции все внешние точки плоскости переходят во внутренние точки окружности. При этом соблюдается следующее правило: точки, находящиеся близко от контура окружности снаружи, переходят в точки, которые также близки к контуру изнутри; более удаленные точки плоскости оказываются ближе к центру окружности и, наконец, бесконечность инвертируется в самый центр окружности.
Процесс формирования
личности напоминает такую инверсию.
Сначала в ходе взаимодействия с
непосредственным окружением ребенок
усваивает нормы, опосредствующие
его физическое существование. Расширение
контактов ребенка с социальным
миром приводит к формированию "социального"
слоя личности. Наконец, когда на определенном
этапе своего развития личность вступает
в контакт с более высокими
слоями человеческой культуры - идеалами
и духовными ценностями - успешная
"инверсия" этого слоя формирует
духовный центр личности, ее нравственное
самосознание. При благоприятном
развитии личности эта духовная инстанция
встает над предыдущими структурами,
подчиняя их себе. Усиленные поиски
смысла жизни есть, как уже говорилось,
борьба самосознания за интеграцию личности,
превращение ее в одновершинную
структуру.