Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа
Поэтому целью исследования является поиск эффективных педагогических условий, способствующих развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения арифметических задач.
Объект исследования: процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством решения арифметических задач.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством решения арифметических задач.
Гипотеза: развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством арифметических задач будет эффективным, если:
1. Использовать в работе с детьми занимательные и доступные по возрасту арифметические задачи.
2. Арифметические задачи вводить в обучение детей постепенно, в порядке усложнения трудности их решения.
3. Учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая готовых образцов.
Например: к 3 грушам прибавили 1 грушу, получилось 4 груши.
Необходимо обратить особое внимание на отличие чтения равенств (3+1=4) от чтения решения задачи. В нем проговариваются наименования чисел задачи.
В детском саду дети выделяют ответ задачи устно, проговаривая его кратко (4 груши) или полно, развернуто (в вазе стало 4 груши). Можно осуществлять предметное действие «зажигать огонек» около ответа, то есть выделять ответ фишкой, фигурой или другим знаком.
Итак, процесс работы над задачей для дошкольников включает:
Анализ условия.
Поиск путей решения задачи.
Решение задачи.
Ответ задачи.
Работа над задачей состоит в том, чтобы научить детей анализировать условие задачи и в результате этого выбрать правильное арифметическое действие. Проверить правильность полученного результата можно пересчетом объектов предметного моделирования. Пересчет – это способ проверки правильности полученного результата. Уже с первых шагов работы над задачей у детей формируются правильные представления, а именно: в ходе решения задачи главное – это поиск действия; решение задачи и ее проверка – это разные учебные действия.
Педагог, используя различные
4 этап. Решение задач на прибавление и вычитание группами по 2, 3.
На данном этапе работы над задачей детей учат приемам вычисления – присчитывание и отсчитывание группами.
Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и прибавляется последовательно по 1. Например, 5+2=5+1+1
Отсчитывание – это прием, когда от известной суммы вычитают число (разбитое на единицы) последовательно по 1. Например, 7-3=7-1-1-1
А. Белошистая предлагает использовать простейшие рисовальные схемы, т.е графические модели задачи. Они отличаются от схем рассказов ситуаций тем, что искомое число обозначено кругом с вопросительным знаком.
Например, фрагмент занятия по обучению составлению схем задач.
1)Послушайте
и скажите, задача ли это?
Мартышка сорвала четыре
Составьте решение задачи с помощью карточек с цифрами. Почему взяли знак сложения?
2)На поляне расцвело семь цветочков. Слоненок нечаянно наступил на два цветочка. Сколько цветочков осталось? Это задача? Почему? Составьте схему задачи.
На завершающем этапе работы над задачами можно предложить дошкольникам составлять задачи без наглядного и схематического материала, что развивает наглядно-образное мышление детей
Итак, таким образом, организованная работа над задачей не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает ценный материал для умственного развития детей.
Вывод по I главе.
В процессе математического и общего
умственного развития детей старшего
дошкольного возраста существенное
место занимает обучение их решению
и составлению простых
Информация о работе Развитие мышления в процессе решения арифметических задач