Развитие познавательного интереса на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание

Цель – рассмотреть возможности развития познавательного интереса у учащихся при обучении иностранному языку.
Задачи:
1.изучить исторический аспект развития познавательного интереса;
2.раскрыть сущность познавательного интереса;
3.изучить приемы и средства развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка.
4.раскрыть сущность активных методов обучения при развитии познавательного интереса
5.изучить возможности создания проблемной ситуации на уроках иностранного языка
6.рассмотреть игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.

Содержание

Введение…………………………………………………………...........................3Глава I. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса:
1.1. Историко – педагогический аспект проблемы познавательного интереса…………………………………………………………………..5
1.2. Сущность познавательного интереса………………………...........12
Выводы по I главе………………………………………………...………...……15
Глава II. Организация познавательного интереса на уроках иностранного языка:
2.1. Использование активных методов обучения при развитии
познавательного интереса……………………………….……..……..…16
2.2. Игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса………………………………………………………....…….….25
Выводы по II главе……………………………………..…………………..……31
Заключение………………………………………..…………………………...…32
Литература………………………………………………..…………...…….…...33
Приложение

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 89.48 Кб (Скачать документ)

     Содержание: 

Введение…………………………………………………………...........................3Глава I. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса:

    1.1. Историко  – педагогический аспект проблемы  познавательного интереса…………………………………………………………………..5

            1.2. Сущность познавательного интереса………………………...........12

Выводы по I главе………………………………………………...………...……15

Глава II. Организация познавательного интереса на уроках иностранного языка:

    2.1. Использование  активных методов обучения при  развитии 

            познавательного интереса……………………………….……..……..…16

    2.2. Игровой  метод обучения как средство  развития познавательного интереса………………………………………………………....…….….25

Выводы по II главе……………………………………..…………………..……31

Заключение………………………………………..…………………………...…32

Литература………………………………………………..…………...…….…...33

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Социально- экономические реформы последних лет отразились на всех областях жизнедеятельности российского общества, в том числе и на образовании.

     Педагогическая  наука и практика показывают , что обучение должно быть построено, исходя из возможности реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Мы считаем, что уроки иностранного языка в школе очень важны в связи с требованиями современного мира. В связи с этим актуальной является проблема формирования познавательного интереса у учащихся на уроках иностранного языка.

     Проблема  развития познавательного интереса  учащихся, характер этих интересов  и условия формирования является одной из центральных проблем  педагогической науки. В течение  столетий этому вопросу уделяли  внимание многие философы, просветители, психологи и педагоги.

     Одним из первых проблему развития интереса разрабатывал выдающийся философ-гуманист, педагог Я.А.Коменский.

     Огромную  роль интересу придавали многие философы, педагоги, психологи, писатели. Изучением познавательного интереса занимались В.М. Кларин и А.Н. Джуринский, Дистверг, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович, К.Д. Ушинский, В.Б. Бондаревская, П.Ф. Каптерев, психологи В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев, О.В. Петунин, А.М. Смолкин и многие другие выдающиеся педагоги.

     Познавательный  интерес - это один из важнейших мотивов  учения школьников. Его действие очень  сильно. Под его влиянием учебная  работа даже у слабых учеников протекает  более продуктивно.

     Объект процесс обучения иностранному языку в школе.

     3

     Предмет – приемы и средства развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка.

     Цельрассмотреть возможности развития  познавательного интереса у учащихся при обучении иностранному языку.

     Задачи:

    1.изучить исторический аспект развития познавательного интереса;

    2.раскрыть сущность познавательного интереса;

    3.изучить приемы и средства развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка.

    4.раскрыть сущность активных методов обучения при развитии познавательного интереса

    5.изучить возможности создания проблемной ситуации на уроках иностранного языка

    6.рассмотреть игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса на уроках иностранного языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4

Глава I. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса.

     1.1. Историко – педагогический аспект проблемы познавательного интереса.

     Одной из острейших проблем современной  школы является формирование познавательной активности и самостоятельности  школьников. Познавательный интерес  имеет особое значение в школьном возрасте, так как в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний. Таким образом познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, познавательные возможности. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

     Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного  интереса считают Я.А. Коменского, который  писал в «Великой дидактике», что  «…нужно прежде всего возбудить  у школьников серьёзную любовь к  предмету, доказав его превосходство, приятность».

     Я.А. Коменский различает следующие  этапы познавательной деятельности в процессе обучения:

     Первый  этап – упражнения преимущественно  внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с  окружающими их предметами и распознавать их.

     Второй  этап – упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти с их исполнительными органами – рукой и языком – путём изучения определённых предметов.

     Третий  этап – это развитие понимания  и суждения обо всем материале,

     5

сообразно ощущениям, тоже при помощи определённых предметов.

     Четвёртый этап – развитие преимущественно  того, что относится к области  воли, т.е. способности, которая научит сохранять гармонию.[1]

     Проблема  развития познавательного интереса отражена в труде «Педагогическое  наследие» В.М. Кларина и А.Н. Джуринского, где они отмечают, что «школа должна организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их «ум, сердце и  руки», опираясь на их стойкие познавательные интересы».

     Также значимость познавательного интереса подчёркивали классики зарубежной педагогики Дистверг, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк. Они считали, что «познавательный интерес – это важнейшее средство привития любви к познанию». [2]

     Проблема  интереса к учению в истории русской  педагогической мысли и в практике обучения выявилась постепенно под  влиянием требований жизни. До II половины XVIII века определённых высказываний об интересе к обучению не было, так как грамотность и просвещение были доступны лишь немногим, и обучение сводилось к зазубриванию текстов.

     Но  во II половине XVII Iвека стало очевидным, что знания не отвечали уже потребностям общественно – экономического развития России. К поиску новых путей усвоения знаний были привлечены образованнейшие люди – И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

     В своей книге «Воспитание интереса к знаниям и потребности к  самообразованию» В.Б. Бондаревская пишет, что «обстоятельно, в контексте  своей педагогической теории проблему интереса и его стимулирования рассмотрел К.Д. Ушинский. О психологически обосновал  это. Глубокая психологическая основа Ушинского и проблемы интереса усилили  внимание к природосообразному развитию которого, делаются, впоследствии, выводы о методах стимулирования. По мнению Л.Н. Толстого интерес ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и

6

наклонностей. Он всецело полагал на интересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечение и стимулировать  их».

     Во  II половине XVIII века А.Н. Радищев в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» рассматривал проблему познавательного интереса. Он отождествлял интерес с потребностью, стремлением , жаждой к знаниям. Он считал, что учение должно быть без навязывания детям готовых рассуждений и зубрёжки, без перегрузки памяти меньшими предметами, а с опорой на собственные силы детей и их стремление к познанию многих наук. Он отстаивал учение, способное развить в ребёнке потребность в знаниях.

     С середины XIX века уже просматривалась связь интереса к познанию с интересом социальным.

     Также в своей книге «Воспитание  интереса к знаниям и потребности  к самообразованию» В.Б. Бондаревская пишет, что «Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу  ребёнка, развивает его интересы и любознательность, а также укрепляют  его ум и волю. Требуя интересной постановки преподавания, они защищали при этом серьёзное, глубокое содержание обучения, они считали, что только обучение, которое даёт пищу для  ума, может вызвать настоящий  интерес. В связи с этим необходимо использовать содержание учебных предметов  для развития интереса: нужно начинать с введения элементарных понятий, знакомых детям, с живого занимательного их раскрытия, а не с отвлечённостей, фантастики, которые уводят детей от жизни». [4]

     Идею  о роли интереса в обучении в ряде своих статей развил Д.И. Писарев. Рассматривая динамику интереса, он говорил о  двух его сторонах – об интересе как занимательности, и об интересе серьёзном. Воспитание серьёзного интереса Д.И. Писарев видел в постепенном  переходе от наглядных представлений  к абстрактным обобщениям. [5]

     Исходя  из вышеизложенного, можно сказать, что педагогическая мысль II половины XIX века была единодушна в том, что для того, чтобы

     7

вызвать интерес к учению, особенно важно  его развивать уже на первоначальном этапе.

     В конце XIX – начале XX века теория и практика проблемы интереса обогащается работами известных педагогов А.И. Анастасиева, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева.

     Для развития интереса необходимы наглядность, эвристика, повторение уроков с новой  точки зрения, разнообразие видов, методов, форм, способов и приёмов преподавания.

     Интерес – это условие успешного обучения, помогающее школьнику преодолевать трудности учения, доставляя удовольствие, возбуждая внимание. Обучение –  это серьёзный самостоятельный  труд и оно не должно быть забавляющее.

     Нужно стараться развивать в учениках интерес к приобретению знаний, как  одно из важнейших условий успешного  обучения, так интерес – это  «живое», возбуждаемое чувством приятного  ожидания, стремление человека познать  окружающие предметы и явления. Интерес должен быть предметом постоянной заботы каждого мыслящего и преданного своему делу учителя.

     П.Ф. Каптерев в своих избранных педагогических сочинениях писал, что «интерес –  это стремление к определенной деятельности, связанной с предметом». Также  он считал, что «первоосновой развития интересов являются органические свойства человека, а также культурные влияния, то есть окружающая среда, целенаправленное воздействие школы, привлекательность  содержания».

     Особая  роль в разработке проблемы интереса принадлежит Н.К. Крупской. Поставив перед новой школой задачу пробудить  в учениках пытливый активный интерес  к явлениям и фактам жизни, Крупская требовала также, чтобы «жизнь школы  учитывала интересы детей, а учебно-воспитательная работа опиралась на них и обеспечивала их развитие». [6]. Поэтому Крупская обращалась к сущности интереса, к особенностям его

     8

возрастного развития, к методике его формирования.

     В педагогическом наследии Крупской немало методических рекомендаций по развитию действенного интереса: это опора на окружающую ребёнка действительность, на конкретные, знакомые ребёнку факты, на исследовательский подход к изучаемым предметам; знакомство с материалом, наводящим на сравнение; его живость, конкретность.

     Непременным условием развития интереса учащихся является увлечённость самого учителя  предметом, его умение давать толчок мысли учеников, зарождать у них  вопросы.

     В книге «Лекции для родителей» А.С. Макаренко раскрыл некоторые  методические приёмы поддержания и  развития интереса: подсказку, вызывающую догадку, постановку интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, будящих интерес к  подробностям, причинам. Большое значение в развитии интереса он придавал личности учителя, его педагогическому мастерству, авторитету.

Информация о работе Развитие познавательного интереса на уроках иностранного языка