Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа
Цель – рассмотреть возможности развития познавательного интереса у учащихся при обучении иностранному языку.
Задачи:
1.изучить исторический аспект развития познавательного интереса;
2.раскрыть сущность познавательного интереса;
3.изучить приемы и средства развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка.
4.раскрыть сущность активных методов обучения при развитии познавательного интереса
5.изучить возможности создания проблемной ситуации на уроках иностранного языка
6.рассмотреть игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.
Введение…………………………………………………………...........................3Глава I. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса:
1.1. Историко – педагогический аспект проблемы познавательного интереса…………………………………………………………………..5
1.2. Сущность познавательного интереса………………………...........12
Выводы по I главе………………………………………………...………...……15
Глава II. Организация познавательного интереса на уроках иностранного языка:
2.1. Использование активных методов обучения при развитии
познавательного интереса……………………………….……..……..…16
2.2. Игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса………………………………………………………....…….….25
Выводы по II главе……………………………………..…………………..……31
Заключение………………………………………..…………………………...…32
Литература………………………………………………..…………...…….…...33
Приложение
Проблема интереса не меньшее звучание получила в современных исследованиях, изучающих её с различных позиций. В работах учёных М.Ф. Беляева, А.А. Невского; в работах Ю.К. Бабанского познавательный интерес выступает в основном как средство обучения. Интерес как источник побуждения, как мотив поведения и деятельности изучен психологами В.И. Загвязинским, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович. Исследователи решают такие проблемы как определение структуры интереса, рассматриваемого во взаимосвязи с потребностями. Изучается роль интересов в поведении личности. А.Г. Здравомыслов определяет основные направления воздействия интереса на социальные процессы, в частности, интерес исследуется как причина социального действия и непосредственная основа познавательной деятельности. [7]
Для теоретического обоснования рассматриваемой проблемы особого внимания заслуживают труды Г.И. Щукиной, в которых подчёркнута
9
значимость развития познавательного интереса как важнейшего образования личности в социальном возрасте. При этом познавательный интерес как мотив деятельности должен опираться на потребности самой личности, на то, что представляет для неё необходимость и ценность. [8]
Познавательный
интерес как мотив является звеном
в системе мотивации и не обособлен
от других мотивов, которыми одновременно
руководствуется школьник. Он взаимосвязан
с мотивами долга, ответственности,
необходимости самоутверждения
и другими. Это необходимо учитывать,
формируя познавательный интерес, потому
что взаимосвязь мотивов
Однако,
взаимосвязь мотивации и
Изоляция познавательного интереса как мотива деятельности – это явление крайне нежелательное. Оно может способствовать академизму. Система предварительных условий, необходимых для формирования у учащихся интереса к познанию в наиболее чётком виде представлена в работе Н.Г. Морозовой. Автор подчёркивает, что «познавательный интерес является частным случаем интереса к учебной деятельности, к приобретению знаний и определяется как эмоционально – познавательное отношение к предмету». [9]
Идею обучения, основанного на интересе, развивают П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев.
В работе «Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы» П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев подчёркивают, что «познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие
10
ребёнка. Обучение эффективно лишь тогда, когда ученики проявляют интерес к знаниям. Опора на интерес повышает познавательную активность у учащихся, сознательность в усвоении учебного материала, помогает более успешно самореализовываться в учебно-воспитательном процессе» [10]
Учитель математики Н.И. Буркова написала статью «История познавательного интереса». В своей статье она пишет, что « Янкович считал, что нужно избавить учеников от «жалостного мучения», от зубрёжки, угроз и наказаний, что учение следует облегчить, он ратовал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятий. По словам И.И Бецкого, «… природу детей нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению». Линия связи интереса с нравственным воспитанием ещё более отчётливо прослеживается во взглядах Н.И. Новикова, который видел в просвещении средство изменения сознания и нравственности людей, средство, которое позволяет правильно мыслить и познавать истину и добро, отличать добро от зла. Важно развивать у людей любопытство, приобщение их к знаниям, обогащающее ум и приносящее этим удовольствие. Любопытство, побуждаемое чувством удовольствия, обогащает не только ум, но и нравственность, возбуждая в сердце «чувствование изящного и доброго». Важным показателем развивающего любопытства, Новиков считал вопросы детей. Н.И. Новиков впервые увидел в любопытстве одну из форм проявления интереса, возбуждения охоты к учению. В интересе он видел путь приобщения ребёнка к нравственным ценностям. Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно – педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребенка на основе его полной свободы. Большой вклад в изучение феномена интереса внесли В.Г. Белинский и А.И. Герцен, доказав, что интерес к учению не является присущим ребёнку свойством, что только стимуляция познавательной деятельности с раннего детства позволяет вызвать у детей
11
интерес
к ней. Они считали, что интерес,
являясь стимулом овладения знаниями
об окружающем мире, обогащает личность,
воспитывает её». [3]
1.2. Сущность познавательного интереса.
В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г.И. Щукиной. В своей книге «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся» Г.И. Щукина пишет, что «познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями».
Познавательный интерес – это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создаёт наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Познавательный интерес является образованием формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определённых педагогических условий познавательный интерес возможно формировать в младшем школьном возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным. Наличие познавательных интересов у школьников поддаётся контролю с помощью специальных критериев. Повышению познавательного интереса способствует использованию на уроках современных информационных технологий.
О.В.
Петунин исследовал комплекс критериев
сформированности познавательного
интереса учащихся, который включает
в себя: познавательно –
12
волевые проявления; эмоциональные проявления). Опираясь на данные критерии и показатели, О.В. Петунин также определил три уровня сформированности познавательного интереса учащихся: низкий, средний и высокий. [11] (см. приложение 1)
Структура познавательного интереса раскрывается взаимодействием пяти компонентов:
Эмоциональный (положительные эмоции, чувство удовлетворения результатами познания);
Мотивационный (внутреннее побуждение к познанию);
Интеллектуальный (внимание, восприятие, память, мышление);
Волевой (настойчивость, сосредоточенность, выдержка, готовность к преодолению трудностей);
Содержательно – операционный (система опорных знаний, умений, навыков; методы, приёмы и способы познавательной деятельности).
Существует высший этап познания, когда на основе высокоразвитого абстрактного мышления формируется обобщённое представление об окружающем мире. Обучение переходит на новый уровень, что влечёт за собой повышение познавательного интереса и образованности. Главным фактором в этот момент становится мотив учения.
Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности складывающиеся, отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения учащихся и т.п.
Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования ( по Г.И.
13
Щукиной).
Низший элементарный уровень познавательного
интереса выражается во внимании к
конкретным фактам, знаниям, описаниям,
действиям по образцу. Второй уровень
характеризует интерес к
В
книге «Активизация учебно – познавательной
деятельности учащихся» Г.И. Щукина
пишет, что «познание проходит ряд
этапов. Вначале чувственное познание,
которое приводит к многообразию
представлений о предметах и
событиях. Второй этап – абстрактное
познание, овладение системой понятий.
Познавательная деятельность учащихся
становится односторонней. Конкретное
и абстрактное в познавательной
деятельности учащихся выступают как
противоречивые силы и создают различные
тенденции в умственном развитии.
Преподаватель должен знать механизмы
возникновения и разрешения противоречий,
чтобы умело управлять
14
Выводы
по I главе.
В
данной главе мы рассмотрели историко-
До II половины XVIII века определённых высказываний об интересе к обучению не было, так как грамотность и просвещение были доступны лишь немногим, и обучение сводилось к зазубриванию текстов.
Во II половине XIX века учёные были единодушны в том, что для того, чтобы вызвать интерес к учению, особенно важно его развивать уже на первоначальном этапе.
В конце XIX – начале XX века теория и практика проблемы интереса обогащается работами известных педагогов А.И. Анастасиева, К.В. Ельницкого, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской и другими.
Учёными были выделены этапы познавательной деятельности в процессе обучения, также условия развития познавательного интереса. Были разработаны методические приёмы поддержания и развития интереса.
О.В. Петунин исследовал комплекс критериев, показателей и уровней сформированности познавательного интереса учащихся.
Существует
очень много определений
Таким
образом, познавательный интерес – это
избирательная направленность личности,
обращённая к области познания, к её предметной
стороне и к самому процессу овладения
знаниями.
15
Глава II. Организация познавательного интереса на уроках иностранного языка.
2.1.
Использование активных
методов обучения
при развитии познавательного
интереса.
В реализации целей проблемного обучения лежат активные методы. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики.
Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.
Информация о работе Развитие познавательного интереса на уроках иностранного языка