Развитие познавательного интереса на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание

Цель – рассмотреть возможности развития познавательного интереса у учащихся при обучении иностранному языку.
Задачи:
1.изучить исторический аспект развития познавательного интереса;
2.раскрыть сущность познавательного интереса;
3.изучить приемы и средства развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка.
4.раскрыть сущность активных методов обучения при развитии познавательного интереса
5.изучить возможности создания проблемной ситуации на уроках иностранного языка
6.рассмотреть игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.

Содержание

Введение…………………………………………………………...........................3Глава I. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса:
1.1. Историко – педагогический аспект проблемы познавательного интереса…………………………………………………………………..5
1.2. Сущность познавательного интереса………………………...........12
Выводы по I главе………………………………………………...………...……15
Глава II. Организация познавательного интереса на уроках иностранного языка:
2.1. Использование активных методов обучения при развитии
познавательного интереса……………………………….……..……..…16
2.2. Игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса………………………………………………………....…….….25
Выводы по II главе……………………………………..…………………..……31
Заключение………………………………………..…………………………...…32
Литература………………………………………………..…………...…….…...33
Приложение

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 89.48 Кб (Скачать документ)

              2. Развертывание различных ситуаций в речи для создания необходимых смысловых опор и расстановка акцентов , ориентация на восприятие слушателей

              3. Ознакомление слушателей с фактами, которые требуют объяснения, предположения, формулировки гипотез

             4. Обращение к личности слушающего, использование его познавательных, социальных, профессиональных, личностных мотивов

             5. Использование эмпатии, идентификации с чувствами и мыслями слушателей

             6. Вопросно-ответная форма построения лекции

              7. Упорядочение фактов, событий, явлений на основе их соотнесения и систематизации

              8. Принятие на себя постоянных, оперативных и ситуативных ролей слушателей, позволяющее наглядно «проиграть» процесс решения проблемы.

             Как видно из вышесказанного применение проблемного обучения в практике привело к возникновению  методов  получивших название активные . В основе этих методов лежит диалогическое взаимодействие учителя и учеников.

            Активные   методы   обучения  при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

             1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя;

             2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных;

             3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

              Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации  методов   обучения . В качестве отличительного признака

23

используется  степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности.

             Рассмотрим классификацию  методов   активного   обучения  предложенную Смолкиным А.М. в его книге «Методы активного обучения». Он различает имитационные  методы  активного   обучения , т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на занятиях.

              Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие. (см. приложение 2).

              Основные условия развития интереса к учению:

  1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
  3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует

    24

    возникновению интереса к новому материалу.

  1. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  2. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.
  3. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.

      Приведённому комплексу при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, игровой метод в частности. Поговорим об игре, как об одном из методов обучения. В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредствам самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определённой деятельности, которая создаёт ситуацию необходимости знания.

     2.2. Игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса.

       В настоящее время большой интерес  вызывает использование игр на уроках иностранного языка для моделирования  реальной ситуации общения.

       Игра – это начальная школа поведения. Какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, смысл их именно в том, чтобы стать для обучающихся школой жизни. Игра – объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, представляющий ребенку возможность ознакомления с традициями поведения окружающих его людей. Игровой метод обучения интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности учащихся и может использоваться на любой ступени обучения языку.

     На  раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя  – сделать этот предмет интересным и любимым. В среднем 

     25

школьном  возрасте дети очень эмоциональны. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей  этого возраста. Как правило, дети обращают внимание в первую очередь  на то, что вызывает их непосредственный интерес. Учитывая это, необходимо использовать на уроках разнообразные игры, соревнования, наглядный материал.

     По  мнению С.А. Лысиче, «игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей»[21]. Игра соответствует естественным желаниям и потребностям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Колкер Д.Г. считает, что благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры [22].

     А.А. Леонтьев считает, что игра не только учит, изменяет, воспитывает, но и ведет за собой развитие. Где игра – там эмоции, а где эмоции, там активность, внимание, воображение и, конечно, работает мышление.

     Все это заложено в игре, ведь игра –  это:

     а). деятельность (речевая);

     б). мотивированность, отсутствие принуждения;

     в). индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

     г). обучение и воспитание в коллективе;

     д). развитие психических функций и способностей;

     е). «учение с увлечением».[23]

     26

     Игра  должна быть хорошо организована. Перед  учащимися должна быть поставлена игровая  цель, объяснены условия игры; что  касается программы их действий, то это зависит от скрытой учебной  цели:

  1. Формирование определенных навыков;
  2. Развитие определенных речевых умений;
  3. Обучение умению общаться;
  4. Развитие необходимых способностей и психических функций;
  5. Познание (в сфере становления собственного языка);

     6. Запоминание речевого материала.

     М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида игр:

     1. подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

     2.   творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

     По  виду деятельности игры делятся на:

     1) физические (двигательные);

     2) интеллектуальные (умственные);

     3) трудовые;

     4) социальные;

     5) психологические.

     По  характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

     27

     По  характеру игровой методики игры можно разделить на:

     1) предметные;

     2) сюжетные

     3) ролевые;

     4) деловые;

     5) имитационные;

     6) игры-драматизации.[24]

     Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и  без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с техническими средствами обучения, а также с  различными средствами передвижения.

     М. Ф. Стронин, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка», подразделяет игры на следующие категории:

    1. лексические игры;
 

 Цели:

         - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

         - активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

         - развивать речевую реакцию учащихся.

    1. грамматические игры;

     Цели:     

               -  научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;    

         -   создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.

    1. фонетические игры;

     Цель - тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

             4.  орфографические игры;(см. приложение 3).

              5.  творческие игры.

     28

     Цель  творческих игр – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков. [25]

     Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивают память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

     Игры  на уроках иностранного языка можно  и нужно использовать также для  снятия напряжения, монотонности, при  отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется  своим типом ведущей деятельности.

Информация о работе Развитие познавательного интереса на уроках иностранного языка