Развитие познавательного интереса на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание

Цель – рассмотреть возможности развития познавательного интереса у учащихся при обучении иностранному языку.
Задачи:
1.изучить исторический аспект развития познавательного интереса;
2.раскрыть сущность познавательного интереса;
3.изучить приемы и средства развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка.
4.раскрыть сущность активных методов обучения при развитии познавательного интереса
5.изучить возможности создания проблемной ситуации на уроках иностранного языка
6.рассмотреть игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.

Содержание

Введение…………………………………………………………...........................3Глава I. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса:
1.1. Историко – педагогический аспект проблемы познавательного интереса…………………………………………………………………..5
1.2. Сущность познавательного интереса………………………...........12
Выводы по I главе………………………………………………...………...……15
Глава II. Организация познавательного интереса на уроках иностранного языка:
2.1. Использование активных методов обучения при развитии
познавательного интереса……………………………….……..……..…16
2.2. Игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса………………………………………………………....…….….25
Выводы по II главе……………………………………..…………………..……31
Заключение………………………………………..…………………………...…32
Литература………………………………………………..…………...…….…...33
Приложение

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 89.48 Кб (Скачать документ)

     Игры  лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы  снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные  эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в  ситуации, когда интерес или мотивация  детей к изучению иностранного языка  начинает ослабевать.

     Использование игр на уроках иностранного языка  помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его  положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и  т.д.), сохранить и укрепить учебную  мотивацию.

     Ребенок ,играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх  дети всё как бы делают втроём : их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно.

     Даже  самый слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность  здесь оказываются порой более  важными, чем знание предмета. Атмосфера  увлеченности, чувство равенства  – все это дает возможность  детям преодолеть стеснительность,

     29

скованность, мешающую свободно употреблять в  речи слова чужого языка. Языковой материал незаметно усваивается, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения и происходит интенсивное развитие познавательного интереса к предмету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     30

     Выводы по II главе. 

     В данной главе мы рассмотрели использование активных методов обучения при развитии познавательного интереса, а также игровой метод, который способствует развитию познавательного интереса.

     Мы  рассмотрели некоторые правила активизации процесса обучения, отражающие некоторые принципы организации проблемного обучения, рассмотрели сущность проблемного обучения, требования к проблемным ситуациям для обучения иноязычной речи, типы проблемных ситуаций, классификацию методов активного обучения.

     В реализации целей проблемного обучения лежат активные методы.

     Проблемное  обучение – это система обучения, при которой учащийся не только усваивает знания путём разрешения проблемных ситуаций, но и овладевает способами их решения.

     Применение  проблемного обучения в практике привело к возникновению  методов, получивших название активные . В основе этих методов лежит диалогическое взаимодействие учителя и учеников.

     Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

     К активному методу обучения относят  игровой метод.

     Игра – это традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей.

     Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.  

 31

     Заключение.

     Познавательный  интерес активизирует духовный потенциал  школьника, поднимает деятельность на более высокую ступень, приближает к ценностям окружающей действительности. Ценностные ориентации благодаря познавательному  интересу обеспечивают активно деятельностное вхождение молодого человека в жизнь  общества.

     Мы  рассмотрели возможности развития  познавательного интереса у учащихся при обучении иностранному языку, изучили исторический аспект развития познавательного интереса; раскрыли сущность познавательного интереса; изучили приемы и средства развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка; раскрыли сущность активных методов обучения при развитии познавательного интереса; изучили возможности создания проблемной ситуации на уроках иностранного языка; рассмотрели игровой метод обучения как средство развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.

     Исходя  из этого, мы делаем вывод, что познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает другие мотивы. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

     Систематически  укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного  интереса приобретают особую активность и направленность.

 32

 Литература:

  1. Коменский Я.А. Избранные сочинения. – М., 1975, с.221
  2. Педагогическое наследие. / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М. Педагогика, 1988, с.105
  3. История познавательного интереса [Электронный ресурс] /Буркова Н.И. Режим доступа: http://osak9.narod.ru/burkova/nn9.html
  4. Бондаревская В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 1985, 160-162
  5. Писарев Д.И. Избранные сочинения. - М., 1951., с. 76- 78
  6. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании школьников. - М., 1987.c 234
  7. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1964. c/267
  8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971., с. 132
  9. Морозова Н.Г. Указ. соч. с.67.
  10. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. - М., 1991.217
  11. Петунин, О. А. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения , Кемерово, 2002. -  с. 134
  12. Щукина,Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/Г.И.Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 203 с.
  13. Щукина, Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст]/Г.И.Щукина. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. - 170 с.
  14. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. С. 187.
  15. Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной

    33

  1. Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: Совершенство, 1998. С. 154.
  2. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80 с.
  3. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение понятие и содержание. Итоги дискуссии и пути дальнейшей работы // Вестн. высшей школы. 1984. № 4. С. 27 - 33.
  4. Махмутов М. И., Теория и практика проблемного обучения, Каз., 1972, с.175
  5. Использование проблемного метода при обучении иностранному языку на примере работы над иноязычным текстом [Электронный ресурс] /Круглянова Н.Н. - Беларусь. - Режим доступа: http: // www.rushauka.com.
  6. Проблемность как основная составляющая обучения в сотрудничестве [Электронный ресурс] / Салтыковская Г.Н. - Пятигорск; 2005. - Режим доступа : http: //www.pn.pglu.ru
  7. Лысиче С.А. Лексико-грамматические игры на уроке английского языка в младших классах, №8, 2005 г., с 56
  8. Колкер Д.Г. Практическая методика обучения иностранного языка: Учеб.пос./ Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Епалиева. – М.: изд.-Центр «Академия», 200. – 264 с.
  9. Леонтьев А.А. Некоторые вопросы обучения речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М., 1990 г., с.145
  10. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 1994 г., с.234
 
 
 

     34

     Приложение 1.

Уровни      Критерии      Показатели
Высокий Познавательно-деятельностный 
 
 
 
 
     
     - познавательная активность учащегося;

     - интерес обучающегося к сущности  явлений и процессов, к установлению причинно-следственных связей, закономерностей;

     - интенсивная творческая самостоятельная  деятельность ученика;

     - посвящение школьником свободного  времени предмету интереса.

            Волевой      - самостоятельное преодоление школьником  познавательных затруднений;

     - сосредоточенность внимания учащегося.

       Эмоциональный      - активное проявление школьником  положительных эмоций.
Средний Познавательно-деятельностный 
 
 
 
 
 
     
     - познавательная активность ученика,  требующая побуждений педагога;

     - интерес учащегося к накоплению  информации, фактов, постижение учеником  сущности познания только при  помощи учителя;

     - зависимость самостоятельности  действий обучающегося от эмоциональных  побуждений;

     - эпизодические занятия школьника  предметом интереса в свободное  время.

            Волевой            - ожидание учеником помощи при  познавательных затруднениях;

     -ситуативная  сосредоточенность внимания учащегося

       Эмоциональный      - эпизодическое проявление школьником  положительных эмоций.
Низкий Познавательно-деятельностный 
 
 
     
     - познавательная инертность ученика;

     - ситуативный интерес учащегося  к внешней стороне явлений,  к занимательным фактам;

     - мнимая самостоятельность действий  обучающегося;

     - отсутствие у школьника интереса  к познавательной деятельности  во внеурочное время.

            Волевой      - полная бездеятельность ученика  при затруднениях;

     - несосредоточенность внимания учащегося.

       Эмоциональный      - эпизодическое проявление школьником  положительных эмоций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2.

    Схематично  данную классификацию  можно представить  следующим образом:

активные   методы   обучения 
неимитационные имитационные
игровые неигровые
проблемная  лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее  запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая  лабораторная учебная дискуссия;

самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии

деловая игра;

педагогические  ситуации;

педагогические  задачи и т.п.

коллективная  мыслительная деятельность;

ТРИЗ  работа;

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 3.

    1.Лексические игры. 

          СОБЕРИ  ПОРТФЕЛЬ         

     В  игре участвует весь класс.  Выходят к доске по желанию.       

     Учитель:  Поможем Буратино собраться в  школу.       

     Ученик  берёт находящиеся на столе  предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

      This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

    В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который  он берёт: 

      This is a book. This is an English book. This is a very nice book 

       

                         ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК 

Оборудование :  ромашки со съемными разноцветными лепестками.

Информация о работе Развитие познавательного интереса на уроках иностранного языка