Развитие речи детей с недостатками слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:25, шпаргалка

Описание

Начиная обучать неслышащего ребенка речи педагог прежде всего опирается на сложившееся представления о сущности языка, о естественном ходе речевого развития детей и оценивает возможности каждого ребенка. Речь - это язык в действии. Главная функция речи - коммуникативная. Речь используется как средство общения. Общение развивается в процессе коллективной практической деятельности Совместная практическая деятельность ребенка и взрослого основной способ развития речевого общения.

Содержание

Сущность сурдопедагогической деятельности в работе над речью.
Основные направления в работе.
Значение двигательной сферы для овладения речью.
Обучение языку в процессе развития разных видов речевой деятельности.
Чтение и письмо как особый вид речевой деятельности.
Требования к формированию видов речевой деятельности. Отбор речевого материала.
Отработка разных типов предложений. Обучение связной речи.

Работа состоит из  1 файл

Развитие речи.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

- -

Развитие речи детей с недостатками слуха.

 

 

План:

 

  1. Сущность сурдопедагогической деятельности в работе над речью.
  2. Основные направления в работе.
  3. Значение двигательной сферы для овладения речью.
  4. Обучение языку в процессе развития разных видов речевой деятельности.
  5. Чтение и письмо как особый вид речевой деятельности.
  6. Требования к формированию видов речевой деятельности. Отбор речевого материала.
  7. Отработка разных типов предложений. Обучение связной речи.

 

I.    Сущность сурдопедагогической деятельности в работе над речью.

 

Начиная обучать  неслышащего ребенка речи педагог  прежде всего опирается на сложившееся представления о сущности языка, о естественном ходе речевого развития детей и оценивает возможности каждого ребенка. Речь - это язык в действии. Главная функция речи - коммуникативная. Речь используется как средство общения. Общение развивается в процессе коллективной практической деятельности Совместная практическая деятельность ребенка и взрослого    основной способ развития речевого общения.

Ранняя потеря слуха или его глубокое нарушение в дословесный период речевого развития ребенка коренным образом меняют весь ход дальнейшего психического развития ребенка. При нарушенном слухе имеет место недоразвитие или полное отсутствие речи, обеднение всей речемыслительной деятельности, нарушение ориентировки в предметной деятельности, искажение представлений о социальном окружении, нарушение плана деятельности ребенка - и в итоге всего этого - ущербное развитие личности в целом. Без коррекционного воздействия   все эти отклонения порождают дополнительные трудности.

Коррскционно-восстановитсльная  работа, направлена на обучение словесной  речи. Процесс формирования речи тесно связан с развитием многих способностей. Пример: нужно специально развивать движения, способность к осознанному подражанию. Сама по себе речь имеет комплексную структуру и включает в себя несколько компонентов, каждый из которых имеет особую основу для развития. Под речью нельзя понимать только процесс говорения. Речь включает в себя восприятие, понимание, смыслообразование, программирование высказывания и т.д. Функционирование всех компонентов речи образует сложный механизм и приступая к обучению речи детей с нарушением слуха педагог должен руководствоваться тремя ориентировками:

1.   Главная особенность речи детей с нарушением слуха каким бы не был исходный уровень речевого развития (голосовые реакции, непроизвольные артикулирование, неотнесённый лепет, усеченные слова, короткая фраза, приближенное произнесение речевого материала при сопряжено - отраженном проговаривании и др.). Эта главная особенность в том, что без специального обучения невозможно успешно овладеть языком. Речь при нарушении слуха спонтанно не развивается.

2.   Ранний возраст, в котором начинается коррекционно-воспитатсльная работа с глухими и слабослышащими позволяет полно использовать этот период для овладения речью, а так же использовать методы обучения, которые стимулируют способности и умения ребенка.

3. Специальное обучение языку в действии должно строится на представлении о языке и в соответствии с поставленными задачами.

 

П. Основные направления в работе.

 

 

 Психолингвистическая модель  языка раскрывает его суть, как триединство языковых явлений, в которое входят:

- языковая способность,

- речевая деятельность,

- языковая система, позволяет наметить конкретные направления в работе.

 Таким образом, для развития способности необходима деятельность, а в деятельности реализуется система языка. Для развития всех 3 компонентов необходимо создать условия.

Необходимыми  условиями для возникновения языковой способности, развития всех видов речевой деятельности и усвоения языковых элементов прежде всего является речевая среда, окружение говорящих людей и вовлечение ребенка в совместную практическую деятельность. Важным является стимуляция способностей ребенка и развитие всех психических процессов.

Речевых сигналов, обращенных к глухому и слабослышащему ребенку  с первых дней его жизни должно быть во много раз больше, чем при нормальном развитии слуховой функции Взрослые специально демонстрируют обращение друг к другу и у ребенка закладываются зачатки речевого поведения:

- они привыкают смотреть говорящему в лицо,

- пытаются понять обращенную речь по ситуации, по настроению говорящего, по его действиям,

- возникает потребность в установлении речевых контактов (обращаться к собеседнику с просьбой, желанием),

- необходимость действовать с предметом сообща,

- усиливается внимание к предметным и речевым действиям, создает условия для подражания.

При наличии  необходимых условий - речевой среды  и практической деятельности - у ребенка нужно специально развивать все формы восприятия, а так же и нарушенную слуховую функцию, все виды движений и действий, учить применять речевые средства с момента их усвоения.

Развитие  слуховой функции осуществляется путем специальной тренировки при выполнении слухоречевых упражнений и использовании слуховой аппаратуры. Восприятие нужно формировать в процессе практической деятельности, при проведении дидактических игр и упражнений. Большую роль играет зрительное восприятие, развитие тактильно - вибрационных ощущений, кинестетических ощущений в восприятии речи. Таким образом, не только слуховой анализатор, но и все остальные анализаторы тесно связаны с развитием речи.

 

Ш. Значение двигательной сферы для овладения речью.

 

Ребенку на первом году жизни присущи рефлекторные и непроизвольные движения. На протяжении всего раннего возраста преобладают в основном пассивные действия, когда взрослый помогает и направляет движения ребенка.

В младшем  и среднем возрасте основные движения и действия ребенок выполняет по подражанию. В старшем дошкольном возрасте многие движения и действия выполняет по словесному сигналу и инструкции. Все произвольные движения и действия являются необходимыми компонентами языковой способности и так же являются важной предпосылкой в развитии речевой моторики.

Важно иметь  в виду несколько групп движений и действий, которые нуждаются в развитии, как на занятиях, так и в различных режимных процессах.

1.  Движения позы - активная тоническая напряженность мышц при сидении, стоянии, лежании (следить за осанкой детей на скамейках, кубах, пуфиках, полу и т.д.). Трудно сохранить позу длительное время, необходимо часто менять позы, организовывать перемещение внутри группы.

2.  Локомоции - движения, связанные с передвижениями. Педагог формирует походку, осанку.

3. Выразительные движения лица (мимика, пантомима) должны носить повышенную смысловую нагрузку, т.е. отражать эмоции человека, отношение к ситуации, реакцию на партнера и его действия. Маленьким неслышащим детям приходится специально показывать лицо смеющегося или недовольное лицо, удивленное и т.д. Педагог следит, чтобы дети на своем лице выражали радость, обиду, горе, боль, сочувствие.

4.  Семантические движения используются для выражения определенного значения, обобщенного смыслового содержания. Человек пожал плечами, хлопнул в ладоши, топнул ногой, поднял руку для приветствия, помахал рукой и т.д. - все эти движения отражают смысл ситуации, они должны быть сформированы у детей дошкольного возраста и осознаваться ими.

5.  Речевые движения являются носителями семантики словесной речи, а также реализуют ее в динамическом аспекте. Для детей этой группы движений уделяется особое внимание. Сюда входят артикуляционные движения, движения пальцев при дактилировании, движения пишущей руки, движение глаз при чтении с лица.    Для развития всех видов речевых движений проводятся систематические упражнения. В случаях нарушения моторики широко используется массаж, коррекционные упражнения, надолго сохраняются в обучении 
способы пассивных движений и подражание.

6. Орудийные действия и рабочие движения формируются в процессе предметно-манипулятивной деятельности ребенка и совершенствуются при овладении простейшими трудовыми операциями. Взрослый учит ребенка:

-   Брать и удерживать предмет,

- Самостоятельно пользоваться столовыми приборами, простейшими инструментами,

-   Уметь одеваться, раздеваться, чистить одежду, ухаживать за цветами и т.д.

 

Разнообразные навыки получают в процессе проведения дидактических  игр.

 

Пример: шнуровать, застегивать, насыпать, открывать и т.д.

Все эти движения и действия способствуют развитию речи в двух планах:

в моторном,

в семантическом.

То есть, движения имеют выход не только на развитие трудовых операций, но и на развитие языковой способности (в пантомиме и применение языка).

Движения являются компонентом  языковой способности и поэтому  нужно совершенствовать основные движения детей и скорость, силу, темп, ритм, координированность, пластичность, ловкость.  Развитие   движений   происходит   на   языковых   и   физкультурных   занятиях   и   в   разных   видах деятельности, в режимных моментах.

 

Движения на физкультурных занятиях.

 

Физкультурные минутки. В физ. минутки включаются такие задания типа: лепите снежки, катайтесь на коньках, лыжах,  копайте огород  и  т.д.  Особую роль     в  развитии  языковой  способности  играют соотнесение предметных действий с речевыми, развитие их подражания. Педагог старается вплетать в речь предметную деятельность.   В начале он дает предварительные инструкции, а затем проговаривает с детьми что сделано.

 

IV. Обучение языку в процессе развития разных видов речевой деятельности.

 

В методике обучения дошкольников с нормальным слухом предусматривается  развитие следующих видов речевой деятельности:

1. Говорение.

2. Письмо.

3. Дактилирование.

4. Слушание

5. Слухозрительное восприятие устной речи.

6. Зрительное восприятие с руки.

7. Чтение.

8. Складывание из разрезной азбуки.

 

Обучение устной речи и восприятие речи происходит интенсивно в дошкольном возрасте. Письмо, чтение, дактилирование подключаются для точной передачи звуко - буквенной      структуры слова.  В программах и методических рекомендациях раскрывается соотношение форм словесной речи для каждого этапа обучения. Все виды речевой деятельности взаимосвязаны, они динамичны. В работе с детьми над развитием речи нужно учитывать множество факторов:

-  Состояние слуха, зрения,

- Время и причины потери слуха,

- Состояние речевой среды,

- Предпосылки к овладению речи

 Большой объем письменной  речи (т.е. предъявление табличек) и дактилирование используется с такими видами речевой деятельности :  говорение, слушание. слухозрительное восприятие речи. Если же будут    игнорироваться    письмо,    чтение,    дактилирование    может    привести    к   снижению    качества проговаривания и восприятия обращенной к ребенку речи.

Соотношение форм речи может быть представлено так (пятилетний срок обучения):

      1. От 2 до 4 лет - слушание, слухозрительное восприятие + приближенное проговаривание, глобальное чтение с табличек + письмо отдельных слов по образцу и с помощью.

               От  4  до   5   лет  -  слушание,   слухозрительное   восприятие   +   говорение  с   уточнением: аналитическое  чтение  с табличек,  дактилирование, письмо  знакомых  слов  с опорой   на дактилирование, на таблицу.

От 5 до 7 лет - слушание, слухозрительное  восприятие, восприятие с руки, аналитическое  чтение + говорение с использованием всех отработанных фонетических элементов, письмо самостоятельное с дактильным контролем, дактилирование сложных слов. II.

2.   При укороченных сроках обучения.

      От 4 до 5 лет - слухозрительное    восприятие речи, зрительное восприятие дактильно -письменных   табличек,   приближенное   проговаривание.   письмо   с   опорой   на   табличку, собственное дактилирование, складывание разрезной азбуки с опорой на образец.

 От 5 до 7 лет - слушание,   слухозрительное   восприятие, аналитическое чтение, восприятие устно    -    дактильного        проговаривания.    говорение    с    использованием    отработанных фонетических элементов, написание слов и фраз с опорой на дактилирование. складывание из разрезной азбуки.

 

У слабослышащих  письмо и чтение при разных уровнях речевого общения складывается из разрезной азбуки,   а   дактилирование   подключается   тогда,   когда   возникает   необходимость   ускорить   процесс аналитического восприятия речевого материала, добиваться уточнения структуры слова.

У слабослышащих  объем речи возрастает быстрее чем  у глухих и слабослышащие дети могут членить слово, более точно воспринимают его состав на ранних этапах, чем глухие. Нужно обязательно помнить, что ни письменная форма речи, ни дактилирование не должны выступать вместо говорения, не должны заслонять устную речь, а должны способствовать ее поддержанию, уточнснию.

Каждый из видов речевой  деятельности осуществляется особыми способами, для этого следует обучить детей совокупности действий - артикуляции проговаривания, движениям пальцев при дактилировании, специфическим приемам письма, глобальному, аналитическому чтению.

Информация о работе Развитие речи детей с недостатками слуха