Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:25, шпаргалка
Начиная обучать неслышащего ребенка речи педагог прежде всего опирается на сложившееся представления о сущности языка, о естественном ходе речевого развития детей и оценивает возможности каждого ребенка. Речь - это язык в действии. Главная функция речи - коммуникативная. Речь используется как средство общения. Общение развивается в процессе коллективной практической деятельности Совместная практическая деятельность ребенка и взрослого основной способ развития речевого общения.
Сущность сурдопедагогической деятельности в работе над речью.
Основные направления в работе.
Значение двигательной сферы для овладения речью.
Обучение языку в процессе развития разных видов речевой деятельности.
Чтение и письмо как особый вид речевой деятельности.
Требования к формированию видов речевой деятельности. Отбор речевого материала.
Отработка разных типов предложений. Обучение связной речи.
К концу дошкольного возраста дети уже могут анализировать натуру и образец самостоятельно, без поддержки взрослого.
Организуя словесное общение детей в процессе выполнения разных заданий, педагог побуждает детей обращаться друг к другу за помощью, объяснять товарищу, как исправить ошибку, как довести работу до конца. Большое внимание уделяется обучению детей анализу готовых работ, рисунков, конструкций. У детей формируется умение сравнивать результаты с заданными условиями, давать словесный отчет о выполненной работе.
5. Занятия по развитию речи.
Особое место в работе с детьми занимают занятия по развитию речи, которые строятся по принципу речевого общения. Для обеспечения мотивации речи дошкольников соблюдают ряд условий:
На занятиях
дети учатся строить высказывания,
используя разнообразные
Особое внимание уделяет педагог умению вслушиваться в просьбы, вопросы, сообщения. Развитие понимания речи не ускользает из его поля зрения. Он включает в свою речь конструкции с отрицанием в сочетании со всеми коммуникативными высказываниями. «Не хочешь ли ты мне помочь? Кто из вас не умеет подметать? и т.д.» В процессе работы с картинкой дети усваивают способы составления высказываний, содержащие все грамматические формы.
Общение детей продолжается в имитации движений. Педагог показывает, как надо гладить, работать пылесосом, намочить веник и т.д., при этом он побуждает детей обращаться друг к другу с различными вопросами, просьбами, сообщениями.
Для развития
диалогической речи, полезно составлять
диалоги передовая смысл
В настоящее время на занятиях по развитию речи широко используется оригинальный вид работы - это комментированное рисование. Смысл заключается в организации общения детей между собой и с учителем по поводу содержания изображений, которые учитель создает мелом на доске на глазах у детей. На рисунках взрослый отражает совместные игры, прогулки, экскурсии, труд и т.д. Сами дети становятся объектом изображения. У детей появляется интерес и желание увидеть себя в знакомой и пережитой ситуации, и это повышает интерес к работе, концентрирует внимание на рисунке, отношениях персонажей, но главное - это повышает речевую активность детей, стимулирует овладение речевым общением, как особым видом деятельности. Во время комментированного рисования педагог задает вопросы, дает объяснения, использует в собственной речи все основные типы коммуникативных высказываний Дети охотно отзываются на вопросы, просьбы и подсказывают, что по их мнению, нужно добавить в рисунок.
Комментированное рисование может сочетаться с составлением рассказа по созданной педагогом картинке. Воспитатель говорит: «Видите, какая красивая у нас елочка. Вы все тут изображены. Только я не пойму, кто где. Давайте попробуем рассказать о том, что здесь нарисовано». Дети выходят и рассказывают сначала о себе, потом о товарищах, об играх и т.д. После рассказов, название картины уже дать не сложно, т.к. было отражено содержание.
После составления рассказа можно показать детям картинки и иллюстрации аналогичного содержания.
По принципу речевого общения строятся занятия по ознакомлению детей со сказками, рассказами, художественными произведениями.
Сначала педагог не читает, а рассказывает сказку или что-то другое, сопровождая ее действиями с фигурками настольного или пальчикового театра (набор кукол би-ба-бо). В свой рассказ он вводит большое количество примеров прямой речи (о чем подумал персонаж, что хотел сделать и почему и т.д.). Использование прямой речи помогает понять содержание сказки в целом, и осмыслить причинность каждого эпизода, более четко установить последовательность событий. После первого знакомства с содержанием сказки педагог повторяет ее сначала, но при этом привлекает детей к сочинению текста каждой роли («Что он подумал? Понравилось ли ему это? Что он сделал? и т.д.»). В ходе обсуждения поступков и взаимоотношений персонажей педагог организует общение детей, дети обращаются друг к другу с вопросами, добиваясь осмысленного восприятия содержания сказки. Только после того, как цель достигнута, педагог знакомит детей с текстом сказки, давая при этом пояснения. Педагог переходит затем к драматизации сказки, в которой принимают участие все дети, как хорошо говорящие, так и имеющие речевые трудности. Педагог помогает каждому говорить от имени определенного лица, придумывать необходимые высказывания, иногда произносит слова и фразы вместе с ним. В процессе драматизации педагог может выступать от имени какого-либо персонажа, создавать выразительный образ, давая наглядный пример игрового и речевого поведения. В речи педагога не должно быть речевых штампов. Количество занятий зависит от степени доступности содержания произведения, от уровня психологического развития детей. Некоторые моменты можно не переносить на индивидуальную работу
Индивидуальные
коррекционные занятия
Таким образом, работа по развитию речи проводится по нескольким направлениям: в быту, в практической деятельности, в игре, на фронтальных и индивидуальных занятиях. В результате этого дети начинают пользоваться речью в быту, обращаться друг к другу предложениями, вопросами, передают в речи определенное содержание
В результате работы по развитию речи на принципе речевого общения, удается добиться того, что все у/о оказываются способны выражать свои желания, впечатления, просьбы. Реализация принципа речевого общения в обучении языку, впервые предприняты в отношении глухих детей, у которых речь без специального обучения не возникает (С. А.Зыков. В.Д.Корсунская. Л.Л Носкова), имеет важное значение в работе с у/о детьми.
Подводя итог, главным является и то, что педагог обращает особое внимание на обеспечение мотивации и формирование потребности в общении. Важно так же создать условия для речевого общения детей. Педагог добивается, чтобы речь у/о детей стала средством общения, организацией деятельности и способствовать более целостному формированию личности.
Информация о работе Развитие речи детей с недостатками слуха