Развитие речи детей с недостатками слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:25, шпаргалка

Описание

Начиная обучать неслышащего ребенка речи педагог прежде всего опирается на сложившееся представления о сущности языка, о естественном ходе речевого развития детей и оценивает возможности каждого ребенка. Речь - это язык в действии. Главная функция речи - коммуникативная. Речь используется как средство общения. Общение развивается в процессе коллективной практической деятельности Совместная практическая деятельность ребенка и взрослого основной способ развития речевого общения.

Содержание

Сущность сурдопедагогической деятельности в работе над речью.
Основные направления в работе.
Значение двигательной сферы для овладения речью.
Обучение языку в процессе развития разных видов речевой деятельности.
Чтение и письмо как особый вид речевой деятельности.
Требования к формированию видов речевой деятельности. Отбор речевого материала.
Отработка разных типов предложений. Обучение связной речи.

Работа состоит из  1 файл

Развитие речи.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

К концу дошкольного  возраста дети уже могут анализировать  натуру и образец самостоятельно, без поддержки взрослого.

Организуя словесное общение детей в процессе выполнения разных заданий, педагог побуждает детей обращаться друг к другу за помощью, объяснять товарищу, как исправить ошибку, как довести работу до конца. Большое внимание уделяется обучению детей анализу готовых работ, рисунков, конструкций. У детей формируется умение сравнивать результаты с заданными условиями, давать словесный отчет о выполненной работе.

 

5. Занятия по развитию речи.

 

Особое место  в работе с детьми занимают занятия по развитию речи, которые строятся по принципу речевого общения. Для обеспечения мотивации речи дошкольников соблюдают ряд условий:

    1. Во всех случаях речь ребенка должна быть адресована какому-то определенному лицу. т.е.  чтобы был объект общения – собеседник.
    2. Постановка перед ребенком цели, с которой осуществляется общение (обычно это выполнение какого-либо действия, поручения, получить какую-то интересную информацию, сообщить друг другу о чем-то важном, предложить игру и т.д.).
    3. На всех занятиях широко используются конструкции с прямой речью, особенно при работе с наглядными картинками, которые отражают взаимоотношения людей, персонажей художественных произведений.
    4. Для развития навыков диалогической речи применяется моделирование ситуации общения (это могут быть общения, содержание которого почерпнуто из жизни детей, игрового опыта, детской художественной литературы). Нужно учитывать, что для общения решающее значение имеет практика общения.

На занятиях дети учатся строить высказывания, используя разнообразные грамматические формы глаголов, местоимений, а не только 3-е лицо ед. число. Например, использование картинок с изображением бытовых действий.        Педагог предлагает поговорить о том, как они помогают маме дома, как трудятся в детском саду. Если педагог говорит, что на картинках изображены сами дети, то ребенок сообщает своему соседу или всем детям о том,   как они трудятся.     «Наташа, посмотри, я здесь вытираю пол тряпкой, а на этой картинке я подметаю пол». Тут же организуется общение. «Наташа, спроси Сережу, часто он подметает пол. Нравится ли ему помогать маме? Зачем он это делает? А кто еще дома следит за чистотой? Где еще он видел, как подметают пол?». Все эти вопросы и побуждения адресуются ребятам в разных вариантах. После этого педагог предлагает изменить условия. Ребенок объясняет своему товарищу, как тот помогает маме «Дима, это ты. Ты помогаешь маме. Гладишь рубашку утюгом». Взрослый побуждает детей продолжать разговор: «Дима, спроси Сережу, умеет ли он гладить. Поинтересуйся, каким должен быть утюг.   Можно ли горячий утюг трогать рукой? Расскажи, кто у вас дома гладит». Общий разговор должен быть эмоциональным, направленный     на уточнение и расширение представлений об окружающих предметах, о труде взрослых и т.д. В данных примерах использовались глагол и местоимение в 1 и 2 лице сд. и мн. числа. Точно также составляются сообщения,     где используются формы 3 лица ед.ч. глагола и местоимения. Один ребенок объяснит другому содержание картинки, на которой изображен третий. «Сережа, расскажи Диме, как трудится Максим. Сообщи об этом детям». Картинный материал может быть использован для упражнений детей в составлении вопросов и побуждений Наглядный пример: «Что ты делаешь? Скажи, чем я занимаюсь? Угадай, кто мне поручил подмести» А где я взял веник? и т.д.» Педагог предлагает так же придумать, как следует попросить помочь выполнить какую-либо работу. «Как мама просит тебя? Что она тебе говорит?».

Особое внимание уделяет педагог умению вслушиваться в просьбы, вопросы, сообщения. Развитие понимания речи не ускользает из его поля    зрения. Он включает в свою речь конструкции с отрицанием в сочетании со всеми коммуникативными высказываниями. «Не хочешь ли ты мне помочь? Кто из вас не умеет подметать? и т.д.» В процессе работы с картинкой дети усваивают способы составления высказываний, содержащие все грамматические формы.

Общение детей  продолжается в имитации движений. Педагог показывает, как надо гладить, работать пылесосом, намочить веник и т.д., при этом он побуждает детей обращаться друг к другу с различными вопросами, просьбами, сообщениями.

Для развития диалогической речи, полезно составлять диалоги передовая смысл отношений  между двумя людьми, опираясь на различные картинки.      Говоря от имени изображенного лица на картинке, ребенок как бы входит в роль другого человека. Если на картинке 2 персонажа, то можно подключить 2 детей. Этот   вид диалогической речи доступен в старшем дошкольном возрасте, когда есть достаточный опыт игровой деятельности.

В настоящее  время на занятиях по развитию речи широко используется оригинальный вид работы - это комментированное рисование. Смысл  заключается в организации общения детей между собой и с учителем по поводу содержания изображений, которые учитель создает  мелом на доске на глазах у детей.                  На рисунках взрослый отражает совместные игры, прогулки, экскурсии, труд и т.д. Сами дети становятся объектом изображения. У детей появляется интерес и желание увидеть себя в знакомой и пережитой ситуации, и это повышает интерес к работе, концентрирует внимание на рисунке, отношениях персонажей, но главное - это повышает речевую активность детей, стимулирует овладение речевым общением, как особым видом деятельности. Во время комментированного рисования педагог задает вопросы, дает объяснения, использует в собственной речи все основные типы коммуникативных высказываний Дети охотно отзываются на вопросы, просьбы и подсказывают, что  по их мнению, нужно добавить в рисунок.

Комментированное  рисование может сочетаться с  составлением рассказа по созданной  педагогом картинке. Воспитатель говорит: «Видите, какая красивая у нас елочка. Вы все тут изображены. Только я не пойму, кто где. Давайте попробуем рассказать о том, что здесь нарисовано». Дети выходят и рассказывают сначала о себе, потом о товарищах, об играх и т.д. После рассказов, название картины уже дать не сложно, т.к. было отражено содержание.

После составления  рассказа можно показать детям картинки и иллюстрации аналогичного содержания.

По принципу речевого общения строятся занятия  по ознакомлению детей со сказками, рассказами, художественными произведениями.

Сначала педагог  не читает, а рассказывает сказку или  что-то другое, сопровождая ее действиями с фигурками настольного или пальчикового театра (набор кукол би-ба-бо). В свой рассказ он вводит большое количество примеров прямой речи (о чем подумал персонаж, что хотел сделать и почему и т.д.). Использование прямой речи помогает понять содержание сказки в целом, и осмыслить причинность каждого эпизода, более четко установить последовательность событий. После первого знакомства с содержанием сказки педагог повторяет ее сначала, но при этом привлекает детей к сочинению текста каждой роли («Что он подумал? Понравилось ли ему это? Что он сделал?  и т.д.»). В ходе обсуждения поступков и взаимоотношений персонажей педагог организует общение детей, дети обращаются друг к другу с вопросами, добиваясь осмысленного восприятия содержания сказки. Только после того, как цель достигнута, педагог знакомит детей с текстом сказки, давая при этом пояснения. Педагог переходит затем к драматизации сказки, в которой принимают участие все дети, как хорошо говорящие, так и имеющие речевые трудности. Педагог помогает каждому говорить от имени определенного лица, придумывать необходимые высказывания, иногда произносит слова и фразы вместе с ним.         В процессе драматизации педагог может выступать от имени какого-либо персонажа, создавать выразительный образ, давая наглядный пример игрового и речевого поведения. В речи педагога не должно быть речевых штампов. Количество занятий зависит от степени доступности содержания произведения, от уровня психологического развития детей. Некоторые моменты можно не переносить на индивидуальную работу

Индивидуальные  коррекционные занятия проводятся с ребенком 2-3 раза в неделю и включают работу по развитию речи.     На индивидуальных занятиях разучивают стихи. У /о дети плохо запоминают стихи и с трудом воспроизводят ритмическую структуру стиха Это связано с недоразвитием чувства ритма, что характерно для у/о. При подборе стихов, особенно на начальном этапе, важно предлагать простые по содержанию, написанные в двухсложном размере (ямб. хорей) стихи. Чтобы лучше почувствовать ритм стиха педагог использует дирижирование, выразительные интонации. В старшем дошкольном возрасте детям доступна трехсложная структура (допетилем, анапестом, амфибрахием). Музыкальные занятия помогают детям овладевать чувством ритма.

Таким образом, работа по развитию речи проводится по нескольким направлениям: в быту, в практической деятельности, в игре, на фронтальных и индивидуальных занятиях. В результате этого дети начинают пользоваться речью в быту, обращаться друг к другу предложениями, вопросами, передают в речи определенное содержание

В результате работы по развитию речи на принципе речевого общения, удается  добиться того, что все у/о оказываются способны выражать свои желания, впечатления, просьбы.   Реализация принципа речевого общения   в обучении языку, впервые предприняты в отношении глухих детей, у которых речь без специального обучения не возникает (С. А.Зыков. В.Д.Корсунская. Л.Л Носкова), имеет важное значение в работе с у/о детьми.

Подводя итог, главным является и  то, что педагог обращает особое внимание на обеспечение мотивации и формирование потребности в общении. Важно так же создать условия для речевого общения детей. Педагог добивается, чтобы речь у/о детей стала средством общения, организацией деятельности и способствовать более целостному формированию личности.


Информация о работе Развитие речи детей с недостатками слуха