Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:25, шпаргалка
Начиная обучать неслышащего ребенка речи педагог прежде всего опирается на сложившееся представления о сущности языка, о естественном ходе речевого развития детей и оценивает возможности каждого ребенка. Речь - это язык в действии. Главная функция речи - коммуникативная. Речь используется как средство общения. Общение развивается в процессе коллективной практической деятельности Совместная практическая деятельность ребенка и взрослого основной способ развития речевого общения.
Сущность сурдопедагогической деятельности в работе над речью.
Основные направления в работе.
Значение двигательной сферы для овладения речью.
Обучение языку в процессе развития разных видов речевой деятельности.
Чтение и письмо как особый вид речевой деятельности.
Требования к формированию видов речевой деятельности. Отбор речевого материала.
Отработка разных типов предложений. Обучение связной речи.
Разные типы предложений позволяют детям усвоить доступные значения падежных форм существительных, временных и видовых форм глаголов и дают возможность передавать содержание в связных высказываниях.
В начале усваивают предложения типа: это кукла, это Оля и т.д Дальше структура усложняется: эту девочку зовут Катя; эта машина заводная игрушка.
Отработка предложений проводится на материале составления рассказа в развернутых ответах на вопросы, при чтении текста. При затруднении высказывания педагог задает ребенку вопрос или дает знакомый речевой образец. Пример: дети говорят: Юля новые туфли. Педагог: у кого? У Юли новые туфли.
Большое количество предложений запоминается детьми, они входят в речевой запас как целые, неделимые выражения. Употребляя в рассказе предложение дети не могут его не сохранить, не распространить, не перестроить. Оно конкретно и единично. Это застывший штамп. Пример: в речь введено предложение: «Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг». Дети при пересказе употребляют только такое предложение. На ранних этапах речевого развития вся речь состоит из речевых штампов. Вариативность высказываний это результат длительной работы над речью. Расширение объема речи детей идет путем построения новых высказываний по образцам Дети запоминают несколько вариантов словесного оформления конкретного предложения. Т.о. планомерно пополняется словарный запас, идет лексическое наполнение синтаксических структур.
Связная речь
1. Основной задачей является формирование разговорно-обиходной речи. В этом реализуется коммуникативная направленность в процессе обучения.
2. Связная, монологическая речь отрабатывается на занятиях в 3 видах: описание, повествование, рассуждение. В соответствии с программными требованиями дети учатся последовательно описывать различные предметы, животных, людей.
3. Давая опоры:
-наводящие вопросы
-символы-указатели на различные признаки
-образцы описания и др.
Педагог учит:
-выделению и словесному оформлению существенных признаков
-учит у гадывать предмет по описанию
-дополнять описание
-отбрасывать несущественное из описания
Пример: описывая овощи, фрукты, дети обозначают форму, размер, цвет, вкус, где растет и т.д.
4. Повествование чаще строится на рассказе о выполняемых действиях, о происходящих событиях, о поступках детей в группе. Рассуждению учат через анализ событий, поступков, их оценку.
5. Методика обучения связной речи дошкольников отличается от школьной большей привязанностью к образцам, увеличением опорных моментов и их вариативностью (т.е. различного рода подсказка: образцы фраз, напоминание о принципах, выбор оттенков из числа предложенных).
6. Главный упор в поисках приемов и методов обучения делается на развитие мотивации - от игровой до учебной.
VIII. Формирование фразовой речи у умственно отсталых дошкольников.
(«Дефектология» № 1/1995. Кузнецова Т.Г.)
Появление у ребенка фразовой речи важно потому что при сочетании слов в предложении речь служит целям общения и познания действительности.
При у/о фразовая речь не может быть полноценно сформирована без систематических занятий.
Были произведены исследования у/о детей от 4 до 6 лет. Цель - выяснить какими навыками фразовой речи владеют у/о дети. Дети наблюдались в разных ситуациях:
Свободная игровая деятельность.
Занятия.
Детям были представлены картинки для описания (ситуативные и сюжетные) понятные им по содержанию.
У у/о детей фраза появляется позже чем у нормально развитых, и к 5 годам лишь 50% у/о детей имеют фразу, а активно пользуются ею 30%. К шести годам это соотношение 85% и 50%. к 7 годам 99% и 85%. Анализ исследования показал, что фраза не достигает полного развития и при поступлении в школу. Ответы детей на занятиях имеют эхоалалический характер или состоят из речевых штампов. Пример. Что нарисовано на картинке? Тут нарисовано на картинке котик (ребенку 8 лет)
Дети не понимают связей и отношений между предметами, явлениями, недоразвитие смысловой стороны. «Девочка купает полотенцем куклу».
Основное место в речи у/о занимают неполные предложения с пропусками подлежащего, сказуемого или отдельных фрагментов предложений
Алеша. 4 года: «Ухо» - показ жестом на больное ухо.
Надя. 5 лет: «Слизает тарслку »
Таня. 6 лет: «В магазин ходили одежду. А там одежда. И они брали». Распространенными предложениями пользуются поздно, стойкое нарушение связей согласование и управления. Наташа 7 лет: «Тут нарисована зима. Что дети гулять зимой. На коньки кататься.»
Сложные предложения встречаются крайне редко и имеют большое количество агромматизмов. Фраза у детей начинается часто со слов: «чтобы» или «потому». Саша. 7 лет: «Потому что водой полили и вот лед и дети катаются что лед».
Только к 6-7 годам дети начинают использовать в рассказах при описании картины прямую речь. Косвенная речь наблюдается лишь в единичных случаях. И в связи с этим важна роль специального обучения и становления фразовой речи. Эффективно речевое развитие идет в связи с различными доступными видами деятельности игровой, ИЗО деятельности, конструктивной, трудовой.
При формировании грамматического строя речи нужно помочь ребенку овладеть морфологической и синтаксической системой языка.
Нужно соблюдать следующие
Определить последовательность грамматических конструкций.
Использовать в речи знакомые грамматические конструкции.
Грамматически верно оформлять высказывания.
Методика формирования фразы у детей 1 и П года обучения.
На первом году обучении (4 года):
Дети не способны самостоятельно выделять и усваивать предложения из речи взрослых .
Основным видом работы является вопросно - ответная форма. Для последовательного формирования грамматического строя следует использовать приемы:
Показ действия.
Образец речи взрослого.
Сопряженная речь.
Отраженная речь
Исправление ошибок в речи детей.
Подсказка.
Методы и приемы при этом должны соответствовать возрасту детей. Для малышей это игровые упражнения.
По данным эксперимента
с у/о дошкольниками можно
I. Формирование однословной фразы из названия предмета или действия.
II. Формирование двухсловных предложений (предмет + действие)
III. Формирование простых распространенных предложений из 3 слов (предмет + действие + прямое дополнение).
На втором гору обучения (5 лет):
Задачи:
I. Развитие понимания речи.
II. Формирование предложения из 3 слов с предлогами и без предлогов (в. на под. у. около)
III. Использование глаголов настоящего и прошедшего времени, в единственном и множественном числах.
Приемы работы по формированию фразы.
1. Составление предложений по действию, игровым и бытовым ситуациям, по картинкам.
2. Дополнение или заканчивание предложения
3. Распространение предложения
Начинать работу нужно с выявления того, как дети понимают обращенную речь. Простые задания:
- Катя, возьми куклу.
- Миша, принеси машину.
- Оля, покажи зайку.
После этого создавали ситуации знакомые детям по игровому и бытовому опыту. Пример: «Играем в куклу», «Катаем машину». «Строим домик» и т.д. Таким образом ребенка побуждаем к самостоятельному высказыванию.
Пример:
- Оля, принеси куклу. Что ты принесла?
- Куклу.
- (обращаясь к другим детям) Что Оля принесла?
Вопросы должны быть направлены на разные ответы:
Кто принес?
Что принес?
Что сделал?
Затем детей подводим к двухсловным ответам типа, принесла куклу; Оля принесла.
Работа
по картинке позволяет
- Кто кушает?
- Кукла.
- Правильно. Кукла кушает. А кто еще скажет, что кукла делает? А теперь Оля корми Мишку. Алеша, что мишка делает?
- Мишка кушает.
- Верно.
На одном
занятии можно создавать
Пример:
- Ира, что нарисовано на картинке?
- Кто спит?
- Кукла.
- Алеша, что кукла делает?
- Кукла спит.
В работе следует использовать отраженную, а затем сопряженну ю речь.
Пример:
- Послушай, как я говорю «Кукла спит». А теперь скажи сам.
- Сначала послушай меня, а затем скажем вместе «девочка кушает».
После того как фраза усвоилась, нужно опять использовать отраженную речь Формирование 3 словной фразы начинается на первом году и активно проходит на втором году. На первом году обучения формируется 3 словная фраза с прямым дополнением, а на втором году с косвенным дополнением, с предлогом и без предлога. Использование приема моделирование ситуаций и работа с сюжетными картинками происходит в определенной последовательности:
1. Действие или моделирование ситуации.
2. Моделирование ситуации и затем использование картинки с этой же ситуацией.
3. Работа с сюжетной картинкой с последующим обыгрыванием се.
4. Использование сюжетных картин.
Методика:
Предлагаем Оле построить домик из кубиков. Говорим:
- Какой красивый домик. Оля построила домик.
Даем детям обращение: подлежащее +сказуемое + прямое дополнение.
Вопросы к детям:
- Ира, что построила Оля.
- Домик.
- Что Оля сделала?
- Построила домик.
На одном занятии можно моделировать несколько ситуаций. После этого шла работа с ситуативными картинками.
- А теперь посмотрим на картинку. Кто здесь нарисован?
- Мальчики.
- Что катают мальчики?
- Мальчики катают машинку.
Начинать работу следует по схеме ситуация - картинка - ситуация, а затем перейти к схеме картинка -ситуация.
Пример:
- Алеша, нарисуй солнышко
- Что делает Алеша?
- Алеша рисует солнце.
А теперь посмотрите на картинку. Мальчик рисует солнце. Т.е. провести аналогию между картинкой и ситуацией
После нескольких занятий переходим к работе с использованием только картинок. На втором году обучения формирусм предложения с косвенными дополнениями, с предлогами -в-, -на-. -у-, -возле-, -около-, -под-.
Использовали приемы:
1. непосредственно производимые ребенком действия
2. моделирование ситуаций
3. дидактические игры и упражнения
4. договаривание фразы
Детям предлагаем различные задания типа:
1. положи куклу в кроватку
2. посади мишку на стул
3. закати мячик под шкаф
4. встань возле Иры
Затем задавали вопросы:
Где лежит кукла?
Где сидит мишка? и т.д.
Использование приема «закончи предложение»:
- Оля спрятала... кого?
- Оля спрятала мишку.
- Мишка лежит где?
- Мишка лежит в шкафу, и т.д.
Использовались дидактические игры: «Угадай, где спрятали предмет?». «Кто где живет?»
На втором году обучения формируем фразу с личным местоимением 1 лица, единственного и множественного числа.
Начинаем работу с уже известной по картинке ситуацией «Дети пьют чай».
- Ребята, посмотрите, кто здесь нарисован?
- Правильно, это дети.
- А что они делают?
-Дети пьют чай.
- Сейчас мы с вами будем пить чай. Вот чайник, чашки, печенье. Давайте пить чай. Что Оля делает?
- Оля пьет чай.
- А что Миша делает?
- Верно. Оля пьет чай. Миша пьет чай. Таня пьет чай. Мы пьем чай. Я пью чай с вами. Я пью чай.
От каждого ребенка добивались произношение правильной фразы.
Т.о. вывод:
У у/о детей речь самостоятельно не развивается, только при специальном обучении можно развивать и формировать речь у/о детей
Информация о работе Развитие речи детей с недостатками слуха