Развитие речи детей старшего дошкольного возроста средствами малых форм фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:22, дипломная работа

Описание

Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Содержание

Введение ………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………...8
1.1 Особенности развития речи старших дошкольников ……..8
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста ……………………20
1.2.1Особенности понимания малых форм фольклора
старшими дошкольниками ………………………………26
Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с
использованием малых форм фольклора …………………29
2.1 Методика использования малых форм фольклора в
речевом развитии ребенка …………………………………29
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по
развитию речи детей с использованием малых
форм фольклора ……………………………………………51
Заключение …………………………………………………….58
Библиография ….………………………………………………61
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Word.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)
p>       Расти, коса, до пояся,

       Не  вырони ни волоса.

       Расти, косонька, до пят –

       Все волосыньки в ряд.

       Расти , коса, не путайся,

       Маму, дочка, слушайся.

       ***

       Наши  уточки с утра – 

       Кря – кря – кря! Кря – кря  – кря!

       Наши  гуси у пруда – 

       Га  – га – га! Га – га – га!

       А индюк среди двора – 

       Бал – бал – бал! Балды – балда!

       Наши  гуленьки вверху – 

       Грру - грру – у - грру – у – грру – у!

       Наши  курочки в окно – 

       Кко – кко – кко – ко – ко – ко!

       А как Петя – петушок

       Ранним  – рано поутру

       Нам споет ку – ка – ре – ку!

       И др.

    Приложение 7

    Конспекты занятий по развитию речи. 

    Конспект 1. Тема: "Счастливая зыбка".

       Программное содержание. Поддерживать положительное эмоциональное отношение, развивать интерес к колыбельным песням. Формировать знания детей о традициях русского народа. Обогащение словаря детей: зыбка, люлька. Развивать навыки описательной речи при составлении рассказа "Моя кроватка". Развивать эстетическое воспитание фольклорных  произведений.

       Предварительная работа. Беседа с детьми о семье. Подбор наглядного материала. Подбор загадок. Словарная работа: колыбель, зыбка, люлька.

       Ход занятия. Воспитатель предлагает детям познакомиться с тем, как жили сами ребята. Он обращает внимание детей а то, что к малышам в народе всегда относились с большой любовью, о чем говорят и пословицы русского народа: "У матери – дитя, у кошки – котя, всякому мило свое дитя", поэтому взрослые создавали условия для того, чтобы дети росли здоровыми, счастливыми. Затем педагог предлагает посмотреть на то, как было обустроено место, где дети спали. Для этого он подводит ребят к уголку, оформленному в народном стиле, где одним из атрибутов является колыбелька. Предлагается вспомнить свою кровать и охарактеризовать ее. Выслушав ответы детей, воспитатель заключает, что у каждого ребенка своя кроватка, и она не похожа на кроватку другого, и тем более не похожа на ту, в которой спали детки в давние времена. Затем воспитатель просит подумать и сказать, как назывались кровати, в которых спали малыши. Выслушав ответы детей, подводит итог: "Кроватка для малышей называлась "колыбелька". Это слово произошло от старого русского слова "колыбать", что значит – качать. А еще она называлась "зыбка". Слово "зыбка" тоже старое и происходит от слова "зыбать", что тоже значит "качать". Есть и еще одно название – "люлька". После педагог говорит о том, что матери не просто качали в кроватках деток, но и пели им песни, и предлагает детям вспомнить, как они назывались. Обобщает ответы детей: "Они назывались колыбельные, потому что пели их, когда детишек укладывали спать". Затем педагог просит детей вспомнить колыбельные песни, которые пели им мамы, и дает для заучивания колыбельную:

       Спи, младенец маленький,

       Голубочек аленький,

       Мой младенец будет спать,

       А я буду напевать.

       Воспитатель предлагает пропеть эту колыбельную  и те, которые дети сами знают. После  беседы он заключает: "Вот такие  добрые песни пели своим малышам  мамы, которыми они желали детям счастья, здоровья, радости". По окончании занятия педагог предлагает детям поиграть в игру "Семья". 

       Конспект 2. Тема: "В тереме расписном я живу,

                     К себе в избу всех гостей приглашу…".

       (Знакомство  с пословицами,  поговорками, прибаутками

       о русском быте и  гостеприимстве).

       Программное содержание. Активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте и гостеприимстве. Звуковая культура речи: отработка звуков "ж", "ш". Обогащение словаря детей: комод, половица, гребень. Воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры. Развивать навыки речи-доказательства.

       У входа в избу встречает хозяюшка.

       Хозяюшка. Русь деревянная – края дорогие,

                           Здесь издавна русские люди живут.

                           Они прославляют жилища родные,

                           Раздольные русские песни поют… (Звучит песня.)

       Хозяюшка. А почему Русь называют деревянной?

       Дети  отвечают.

         Хозяюшка. Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда… Наша изба встречает нас красивыми деревянными резными воротами. (Проходят в избу.)

       Хозяюшка. Наша изба ровно тепла,

                           Домом жить – не лукошко шить,

                           Домом жить – не развеся уши ходить,

                           Домом жить – обо всем тужить.

       Сколько было народных умельцев на Руси? (Хозяюшка разливает чай.)

       Чай пить – не дрова рубить! (После  угощения дети благодарят, встают и  кланяются.)

       Мальчик. Эх, возьму я в руки балалайку,

                        Да потешу я свою хозяйку!

                        Сядем, братцы, все рядком

                        Да частушки пропоем! (Исполнение частушек.)

       Хозяюшка. Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаек. А помогли мне  в этом мои помощники: печка-барыня, самоварище – дружище, у которого сверху – дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода.

       Да  вот эти четыре братца:

       Одним кушаком подпоясаны,

       Под одной шляпой стоят.(Показывает на стол.)

       А это мои голубки,

       Которым место – у прорубки. (Раскладывает ложки.)

       Вот какие у меня живут друзья-помощники.

       Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?

       Воспитатель. Наша хозяюшка в дому, что оладушек в меду. Она прибирает, она подает, одним одна за всех отвечает.

       Хозяюшка. Ах! В тереме расписном я живу,

                           К себе в избу всех гостей приглашу!

                           Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

                           Самовар в руках несу, прибауточки пою.

                           Эх, чай, чай, чай…

                           Уж ты, кумушка, встречай,

                           Прибауткой привечай. (Вынимает из печи блины, пироги.)

       Как для вас, мои друзья, наварила, напекла

       Девяносто два блина, два корыта киселя,

       Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

       Хозяйку потешьте – пирогов моих поешьте!

       Не  красна изба углами, а красна пирогами! (Гости угощаются.)

       Хозяюшка. Из обыкновенного полена могли вырезать вот такую шкатулку, в которой  храним мелкие предметы. А как красиво  смотрится деревянный комод, отделанный витыми деревянными планками.

       Какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканных половиков, которые ткали вот на таком деревянном ткацком станке.

       Послушайте! О каком предмете я сейчас вам  расскажу?

       Для кудрей и хохолков

       Целых двадцать пять зубков,

       И под каждым под зубком

       Лягут волосы рядком. (Дети отвечают.)

       Хозяюшка. В старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож? (Дети отвечают.)

       Хозяюшка. А вот здесь собраны старинные  предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали  и про них загадки:

       Двадцать деревянных коней одним поводом веду. (Грабли.)

       Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву  срезает. (Коса.)

       Кто берет сено тремя зубами. (Вилы.)

       Воспитатель. Красны девицы да добры молодцы,

                               Собирайтесь, наряжайтесь,

                               На гуланье отправляйтесь.

                               Спасибо вам, хозяюшка!

                               Наделил бы вас Господь

                               И житьем, и бытьем,

                               И здоровьицем. 

       Конспект 3. Тема : "Русские  потешки".

       Программное содержание. Активизировать в речи детей русские потешки. Активизация словаря: изба, зыбка, коромысло. Закреплять знания детей об утвари русской избы. Развивать языковое чутье.

       Предварительная работа:

      1. Разучивание русских потешек "Федул и Прошка".

      2. Знакомство с народными играми "Как у дяди Грифона", "Горелки", "Тетерка".

      3. Разучивание загадок о предметах старинной русской утвари.

      4. Игра на русских народных инструментах (ложки, бубен, трещетки, свистульки).

       Два скомороха - дети, участники кружка драматизации.

       Федул. Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

       Прошка. Я – скоморох Прошка.

       Федул. А я Федул – скоморошка.

       Прошка. Фудул, а Федул, что губу надул?

       Федул. Кафтан прожег.

       Прошка. Зачинить можно?

       Федул. Можно, да иглы нет.

       Прошка. А велика ли дыра – то?

       Федул. Один ворот остался.

       Прошка. Под кустом у дорожки сидели скоморошки.

       Федул. Они срезали по пруточку, они сделали  по гудочку. (Оба гудят.)

       Скоморохи. Вы, гуды, гуды, гудите, парней, девок  веселите!

       (Игра  детей на русских народных  инструментах под народную мелодию.)

       Прошка. У меня, скомороха Прошки, игр  да забав полное лукошко!

       Федул. Собирайся народ, становись в  хоровод, без толчеи, без спешки.

       Хоровод "Как у дяди Грифона".

       Прошка. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

       Федул. Стой подоле, гляди в поле – едут там трубачи, да едят калачи.

       Прошка. Погляди на небо – звезды горят, журавли летят.

       Федул. Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

       Вместе. Игра в "Горелки".

       Воспитатель. "Горелки" – старинная русская  игра. Несколько веков игра в "Горелки" была одной из самых любимых игр русского народа. Она сохранилась во многих местах до сих пор. В эту игру любили играть наши пробабушки и продедушки. (Дети играют.)

       Скоморохи проводят конкурс загадок.

       Прошка. Стоит терем, в тереме – ящик, в ящике – мучка, в мучке – Жучка. (Изба, печь, зола, жар.)

       Федул. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок.)

       Прошка. Без рук, без ног, во все стороны  кланяется. (Зыбка, люлька.)

       Федул. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.)

       Прошка. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга.)

       Федул. Ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло.)

       Прошка. Мать толста, дочь красна, сын – сокол  под небеса ушел. (Печь.)

Информация о работе Развитие речи детей старшего дошкольного возроста средствами малых форм фольклора