Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:22, дипломная работа
Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Введение ………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи старших
дошкольников ………………………………………………...8
1.1 Особенности развития речи старших дошкольников ……..8
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие
речи старшего дошкольного возраста ……………………20
1.2.1Особенности понимания малых форм фольклора
старшими дошкольниками ………………………………26
Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с
использованием малых форм фольклора …………………29
2.1 Методика использования малых форм фольклора в
речевом развитии ребенка …………………………………29
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по
развитию речи детей с использованием малых
форм фольклора ……………………………………………51
Заключение …………………………………………………….58
Библиография ….………………………………………………61
Приложения
Федул. Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Гребень.)
Прошка. Светленько, чистенько – посмотреть любенько. (Зеркало.)
Федул. Четыре братца
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят. (Стол)
Скоморохи. Есть еще одна игра – "Золотые ворота".
Через них Тетерка шла, малых детушек вела, одного оставила.
Игра "Золотые ворота".
Общая пляска "Как у наших у ворот".
Прошка. Жил – был кот Колоброд, он развел огород.
Фудул.
Уродился огурец. Играм, песенкам –
конец!
Конспект 4. Тема: "Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай!".
Программное содержание. Активизировать в речи детей русские потешки. Развивать интерес к колыбельным песням. Развивать умения образовывать однокоренные слова. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Младенец еще "мама" сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку. Воспитатель пеленает куклу, приговаривает:
Баю - бай, баю – бай,
Поскорее засыпай.
Укладывает в колыбельку, качает и поет колыбельную песенку:
Ой, люли, люли, люленьки! Дайте Ванечке поспать.
Прилетели гуленьки, Перва гуля говорит:
Прилетели гуленьки, "Надо кашкой покормить",
Сели
возле люленьки.
Они стали ворковать, "Ване спать надо велеть".
Ване спать не давать. А третья гуля говорит:
Ой, вы, гули не воркуйте "Погулять надо сходить".
Вот какую ласковую песенку поет мама своему сыночку, а слова какие ласковы подобраны: "гуленьки", "люленьки". И звучат-то они особенно – плавно. В колыбельных песенках часто упоминается котик, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули, сон, дрема, угомон. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя, тишины… Давайте и мы с вами споем для Ванечки колыбельную песенку.
Баю – бай, баю – бай!
Ты, собаченька, не лай.
И в гудочек, не гуди.
Нашего Ванечку не буди…
Спит крепко наш Ванюша… Мать в огород пойдет. У колыбельки садится девочка-няня. Она качает колыбельку и поет:
Вырастешь большой,
Недосуг будет спать –
Надо работу работать:
Пахать, боронить,
Огород городить,
В лес по ягоды бродить,
По коровушку ходить.
Девочка-няня как бы сама "засыпает".
Воспитатель. А когда совсем устанет няня, рассердится, что Ванюшка в люльке капризничает, она и попугать может:
Баю - баюшки, баю!
Колотушек надою,
Колотушек двадцать пять –
Будет Ваня лучше спать.
Воспитатель. А Ваня уже голову поднимает, садиться хочет. Приходит мама и говорит: "Хватит нашему Ванюшке спать, пора просыпаться, зарядкой заниматься." Проснется Ваня, затекли ручки-ножки. Ох, как крепко мама запеленала нашего Ванечку. Развернет его мама и начинает поглаживать по животику, массаж, как теперь говорят, делать:
Потягунюшки, порастунюшки!
Поперек – толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
А в ручки – хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в голову – разумок.
Какие хорошие, ласковые слова, верно? И умные, учат малыша, и следит наш Ванечка глазками, где у него ножки, где роток. Поставят Ваню на ножки, держат под бока, подкидывают и приговаривают:
Ай, дыбок, дыбок, дыбок.
Скоро Ванечке годок!
А братишка сажает Ванюшку на ногу, качает и тоже приговаривает:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами.
Вприпрыжку, вприпрыжку,
По кочкам, по кочкам,
Бух в ямку!
Братишка
делает вид, что роняет малыша с ноги.
А хвать, нет, крепко держит Ванюшку. Ребята,
а вы знаете потешки или какие-нибудь игры
для таких маленьких? Дети играют с Ванюшкой
в игры: "Идет коза рогатая", "Ладушки-ладушки",
"Сорока-ворона". Вот сколько нянек
у нашего Ванюшки. Не скучно было Ванечке
с ними.
Приложение 9
Консультация для родителей "Баю - баюшки - баю…"
(Как укладывать ребенка спать.)
Пробуждение и засыпание – очень важные моменты в жизни детей. Проснуться – это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!
Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И –день начался.
Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.
Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: "Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут – будем укладываться". Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи "Спокойной ночи, малыши!" сразу умываться - и в постель.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает". Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику. Если выполнять это в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.
Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания – ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.
На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.
Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте для души!