Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:11, дипломная работа
Цель:экспериментально проверить влияние индивидуального подхода на повышение уровня эффективности развития речи. Формировать у детей внимание, умения слушать.
Пояснительная записка
Актуальность. Важнейшая характеристика созревания человека - формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Но для того, чтобы грамотно воспитывать ребенка, формировать его речь, как важнейший фактор социализации, необходимо понимать процессы, которые происходят с ребенком в процессе его развития. Особенно важно распознавать на самых ранних стадиях проблемы с речью, если они есть у ребенка.
Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе. Недаром «маугли», чаще всего так и не могут овладеть полноценной речью.
У детей поступивших в реабилитационный центр преобладает низкий уровень 70%, и средний уровень по развитию речи 30%.
| |||
Уровень развития |
Количество человек |
% | |
Очень высокий |
- |
- | |
Высокий |
- |
- | |
Средний |
2 |
30% | |
Низкий |
4 |
70% | |
Всего |
6 |
100% |
Рис. 1 |
Таким образом, развитие речи, ранняя диагностика ее нарушений - задача и родителей, и воспитателей, и логопедов. Важно точно знать степень развития ребенка, а также причины недоразвития его речи. Причинами могут оказаться не только тяжелые расстройства, но недостаток в общении, недоразвитие мелкой моторики и т.д.
Тема нашей программы остается актуальной, несмотря на то, что о формирование речи вообще и нарушениях речи у детей с разными патологиями написано достаточно много литературы. Тем не менее, работ по словообразованию у детей с нормальным развитием речи, как и работ по словообразованию у детей с общим недоразвитием речи, недостаточно. Все это можно узнать при общении с человеком и от того, как развита его речь, насколько грамотно, красиво и выразительно он может говорить, выражать свои мысли, потребности, эмоции зависит его будущее, его дальнейшая судьба. В свези с этим определенная проблема по вопросу индивидуального подхода на занятиях по развитию речи. Таким образам, актуальность предложенной проблемы обусловлена разработанными в недостаточной мере вопросами педагогики, касающихся особенностей индивидуального подхода к детям. При поступление детей в реабилитационный центр у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие.
Проблемой развития речи, причиной и формой ее нарушений, а также способами коррекции занимались, и занимаются многие ученые, например Н.С. Жукова, Е.М. Маслакова, Л.Н. Ефименкова и многие другие.
Материал , содержащийся в программе имеет многофункциональный характер: формирует фонетика - фонетическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику; способствует сенсорному развитию; активизирует развитию высших психических функций, познавательной деятельности; формирует процесс социальной адаптации у детей, учит играть с игрушками и сверстниками. Каждое упражнения- это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Необходимо работать над речью, развивать культуру речи, развивать фонетический слух. Постепенно речь становится важным условием планирования дальнейших действий. Сначала ребенок проговаривает все свои последующие действия, но позже, такая речь становится внутренней. Занятия проходят в облегченных речевых условиях (с использованием игрушек, различных предметов, картинок, рифмованных текстов, речевых игр, мини- спектаклей, речевых подвижных игр, чтение без наглядного сопровождения).
Цель:
экспериментально проверить влияние индивидуального подхода на повышение уровня эффективности развития речи. Формировать у детей внимание, умения слушать.
Задачи:
-обогащение словарного запаса
- развитие грамматической структуры речи
- развитие фонетического восприятия
- формирование слоговой структуры слова
- обучение связной речи
- развитие мелкой моторики
- развитие зрительного внимания.
Основные концептуальные положения
Речь - не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями.
Сказка – самый удивительный жанр устного народного творчества. В ней все необычно и все возможно. Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви и правды. Сказка - великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво слушать и читать ее.
Пересказ и беседа по книге позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснять своими словами содержание или мораль прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребенка возможности почувствовать то, что он еще не может осмыслить.
Рассматривание иллюстраций учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.
Словообразование – это процесс образования новых слов, названных
производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.
Дидактическая игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей
Обогащения словаря. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, с которыми их знакомили на занятиях, глаголы, обозначающие трудовые действия.
Активизация словаря. Учить детей использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов, наиболее употребительные глаголы и наречия, предлоги. Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков. Продолжать работу над дикцией.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии).
Объект исследования: процесс развития речи у детей дошкольного возраста- дети 3-6 лет
Основные принципы
Принципы дошкольного обучения.
Принцип воспитывающего обучения |
Правильно организованный процесс обучения влияет на формирование личности ребёнка в целом. |
Принцип развивающего обучения |
Требует ориентации процесса обучения на потенциальные возможности ребёнка. |
Принцип наглядности обучения |
Выражает «золотое правило» дидактики, сформулированное Я.А. Коменским: «Всё, насколько возможно представлять ощущениям, а именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, нюхательное – нюху, вкусовое – вкусу, ощутимое прикосновением – прикосновению, а если что-то может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то должно одновременно подавать несколько чувств». |
Принцип научности и доступности. |
Ребёнок должен усваивать реальные знания, которые правильно отображают действительность и не противоречат научному толкованию понятий, явлений. В обучении нужно идти от простого к сложному, от известного к неизвестному. |
Принцип сознательности и активности. |
Связанный с использованием таких методов, которые дают возможность ребёнку стать действительным субъектом процесса познания. |
Принцип систематичности и последовательности. |
Обеспечивается рациональным
планированием, обозначением количества
познавательного материала |
Принцип позитивной мотивации обучения. |
Создание позитивного эмоционального климата, гуманных отношений педагога и детей в процессе обучения, атмосферы делового сотрудничества. |
Принцип индивидуального подхода. |
Изучение и учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка с целью всестороннего развития детей. |
Используемые методы и формы работы:
В работе используются такие методы, как беседа, наблюдения, игра, пересказ. Занятия проводятся в форме речевой подвижной игры, групповых игровых занятий и индивидуальных занятий с детьми. Главным методом является вовлечения ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого произойдет обучение правильному словообразованию.
Этапы и сроки реализации:
Этапы:
1.Ориентировочный
Основными задачами данного этапа является:
- установления позитивного эмоционального отношения ребёнок- взрослый;
- формирование положительного отношения ребёнка к игровым занятиям;
- знакомство с участниками группы и установление первичных взаимоотношений.
2. Конструктивно- формирующий этап
Конструктивно- формирующий этап занимает центральное место в процессе и по важности решаемых задач, и по многообразию игр, упражнений.
Основные задачи этапа:
-формирование положительного отношения ребёнка к занятиям;
- развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, память, мышление)
- формирование направленности ребёнка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности
3. Закрепляющий.
Основные задачи этапа:
- развитие познавательной сферы(восприятие, внимание, память, мышление)
- закрепление сформированных на предыдущем этапе способов взаимодействия со сверстниками.
Теоретическая значимость
исследования заключается в теоретическом об
Ожидаемый результат:
- установление доброжелательных отношений со сверстниками, умение принимать и понимать других;
- развитие познавательной активности, расширение кругозора, развитие грамматической структуры речи;
- развития фонетического восприятия;
- формирование слоговой структуры слова
- обучение связной речи
- развитие мелкой моторики
- развитие зрительного внимания.
Необходимые материалы и технические средства для занятия:
Игрушки, куклы, корзинки, матрешка трехместная, кубики, сюжетные картинки, предметные картинки, кастрюля, натуральные овощи, бумага.
Тематическое планирование.
Недели |
Тема тематического цикла |
Цели занятия |
1неделя |
Тематический цикл «Игрушки» Занятие №1
Занятие №2 |
Цель. Учить детей внимательно рассматривать игрушки в игровом уголке, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниям. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением игрушки и сенсорному воспитанию. |
Цель. Развивать умение понимать речь воспитателя, навык связной речи. Способствовать созданию фонетико – фонематической базы. Учить внимательно рассматривать предмет. | ||
2 неделя |
Тематический цикл «Продукты питания» Занятие №3
Занятие№4 |
Цель. Развивать умение понимать речь воспитателя, навыки фразовой речи. Учить детей выполнять рифмованные инструкции. |
Цель. Развивать навыки фразовой речи. Активизировать слуховое восприятие. Вызывать речевую инициативу у детей. | ||
3 неделя |
Тематический цикл «Овощи» Занятие №5
Занятие №6 |
Цель. Развивать навык фразовой речи. Учить отвечать на вопросы полным предложением, опираясь на образцы воспитателя. Способст-вовать усвоению обобщающего по-нятия овощи. Учить детей повторять и запоминать рифмованный текст с опорой на картинки |
Цели. Развивать навыки
фразовой речи в процессе выполнения
действий с предметом. Обогащать
словарь детей
глаголами. Спо- | ||
4 неделя |
Тематический цикл «Растения» Занятие №7
Занятие №8 |
Цели. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и правильно выполнять его инструкции; отвечать на вопросы полным предложением. Развивать навык фразовой речи. Вызывать речевую активность детей. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением растения. |
Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; вслушиваться в рифмованную речь педагога, запоминать текст и повторять его. Формировать фонетико –фонемати- ческую базу. Способствовать сенсорному развитию.
| ||
5 неделя |
Тематический цикл «Фрукты» Занятие №9
Занятие №10 |
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать словарь детей глаголами. Способствовать сенсор - ному воспитанию. |
Цели. Активизировать речевую
деятельность детей. Учить выполнять
двухступенчатые рифмованные ческую базу. | ||
6 неделя. |
Тематический цикл «Домашние животные» Занятие№11
Занятие №12 |
Цели. Развивать навык фразовой речи. Обогащать активный словарь детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные. Учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания. Воспитывать гуманное отношение к животным. |
Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игры речью. Обогащать активный словарный запас по теме. | ||
7 неделя. |
Тематический цикл «Домашние животные» Занятие№13
Занятие№14 |
Цели. Развивать навыки связной речи. Учить детей вслушиваться в связной рассказ и улавливать сюжет. Способствовать усвоению понятий один, много ,ни одной. Способствовать сенсорному воспитанию. |
Цели. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и точно выполнять его словесные инструкции. Ввести в пассивный словарь конструкции с предлогом с. | ||
8 неделя. |
Тематический цикл «Домашние животные и их детёныши» Занятие№15
Занятие№16 |
Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игру речью; внимательно рассматривать предметы и отмечать их детали. Обогащать активный словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к животным . |
Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлоги в; выполнять словесные инструкции и рассказывать о проделанной работе. | ||
9 неделя. |
Тематический цикл «Дикие животные» Занятие № 17
Занятие№18 |
Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игры речью. Обогащать активный словарный запас по теме. |
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлог на; сопровождая игру речью. | ||
10 неделя. |
Тематический цикл «Дикие животные и их детёныши» Занятие № 19
Занятие№20
Тематический цикл «Птицы» Занятие№21 |
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать текст; координировать речь с движениями. Развивать фонетическое восприятие. |
Цели. Обогащать активный
словарный запас детей. Учить
внимательно слушать рифмованну | ||
Цели. Развивать речь детей в процессе действий с предметом. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь; сопровождать игры речью. | ||
11 неделя. |
Тематический цикл «Птицы» Занятие№22
Тематический цикл «Профессии» Занятие№23 |
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлог на; сопро-вождать игру речью. |
Цели. Учить строить предложения с предлогом из, возле. Закрепить знания детей по теме. Формировать фонетико- фонематическую базу. Учить детей внимательно слушать и выполнять словесные инструкции воспитателя. | ||
12 неделя. |
Тематический цикл «Дом и предметы быта» Занятие№24
Занятие№25 |
Цели. Обогащать активный словарь детей по теме. Знакомить с бытовыми предметами, их назва-ниями и назначениями. |
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Побуждать детей к активным высказываниям. Обогащать словар-ный запас детей. Закреплять назва-ния предметов домашнего обихода. Развивать пространственное восп-риятие. | ||
13 неделя. |
Тематический цикл «Предметы труда» Занятие№26
Занятие№27 |
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать короткий текст. Знакомить детей с предметами труда, их названиями и назначениями. |
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный сло-варный запас детей. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст; выполнять двухступенчатые инструкции педагога. | ||
14 неделя. |
Тематический цикл «Посуда» Занятие№28
Занятие№29 |
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять словарь по теме. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий много, ни одного. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст; координировать речь с движениями. |
Цели. Учить детей играть в сюжетные игры. Закреплять словарь по теме. Побуждать детей к повторению речевого материала. Развивать фонетическое восприятие. Развивать внимание. | ||
15 неделя. |
Тематический цикл «Одежда» Занятие№30
Занятие№31
|
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный сло-варный запас детей. Способствовать усвоению обогащающего понятия одежда. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст; отвечать на вопросы педагога; правильно употреблять предлог в. |
Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Обогащать словарь детей существительными в уменьшительно- ласкательной форме. Учить сопровождать игру речью. | ||
16 неделя. |
Тематический цикл «Мебель» Занятие№32 |
Цели. Обогащать активный сло-варный запас детей. Способствовать усвоению обогащающего понятия мебель. Учить правильно употреблять предлоги на и под; вслушиваться в двухступенчатые рифмованные инструкции вос-питателя и правильно выполнять их. |