Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:11, дипломная работа
Цель:экспериментально проверить влияние индивидуального подхода на повышение уровня эффективности развития речи. Формировать у детей внимание, умения слушать.
Тематический цикл «Игрушки»
Занятие№1
Цель. Учить детей внимательно рассматривать игрушки в игровом уголке, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниям. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением игрушки и сенсорному воспитанию.
Наглядный материал. Игрушки.
Ход занятия
Игра «Здравствуйте игрушки»
Воспитатель ведёт детей в игровой уголок и проговаривает рифмованную миниатюру (2-3 раза)
В детский уголок мы пришли
И к игрушкам подошли:
- Здравствуйте, игрушки,
Куклы и зверюшки,
Будем с вами мы играть,
И не будем мы скучать.
Игра»Раздадим игрушки»
Воспитатель с кем-либо из малышей раздает детям игрушки, сопровождая действия словами:
Мы собачку берем
И Танечки даем.
Мы машинку берем
И Мишиньке даем.
Мы кубик берем
И Ванечки даем….
Малыши садятся на стульчики так, чтобы все видели друг друга. Воспитатель по очереди подходит к детям и говорит: «У Тани собачка. Дети, что у Тани? (Да у Тани собачка)»
Игру можно усложнить, предложив детям определить игрушку на ощупь (твердая или мягкая).
Игра «Встали дети в круг»
Воспитатель вместе с детьми встает в круг и проводит речевую подвижную игру, которая затем повторяется ежедневно вне занятий.
Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.
Встали дети в круг, в круг,
Кулачками стук, стук
Ручками хлоп, хлоп,
Ножками топ, топ.
Побежали, побежали
И к игрушкам прибежали,
Будем с ними мы играть,
А потом пойдем гулять.
Дети разбирают игрушки и играют с ними. Воспитатель выясняет, кто с какой игрушкой играет, какая она на ощупь- твердая или мягкая. Дети хором отвечают: «Ваня играет с мишкой, он мягкий. Катя играет с куклой ,она твердая…»
Чтение без наглядного сопровождения
Подружки
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки-
Весь перецарапали.
Лопнул шар, а две подружки,
Посмотрели- нет игрушки,
Сели и заплакали…
Занятие№2
Цель. Развивать умение понимать речь воспитателя, навык связной речи. Способствовать созданию фонетико – фонематической базы. Учить внимательно рассматривать предмет.
Наглядный материал. Пирамида из 5-6 колец, игрушки.
Ход занятия
Игра «Пирамидка»
Воспитатель показывает детям пирамидку и предлагает им сначала разобрать её, а затем собрать, при этом называть цвет каждого кольца пирамидки. Действия сопровождается чтением стихотворения.
Пирамидку мы возьмём,
Пирамидку разберем.
Колечко красное дадим Танюшке,
Колечко желтое дадим Андрюшке,
Колечко зелёное дадим Мариночке,
Колечко синее дадим Ванечке,
Колечко оранжевое дадим Катюшке.
Вы колечки отдавайте,
Пирамидку одевайте.
Колечко красное надела Таня,
Колечко желтое надел Андрей,
Колечко зелёное надела Марина,
Колечко синее надел Ваня,
Колечко оранжевое надела Катя.
Все колечки мы надели,
Пирамидку мы одели.
Игра «Дети играют»
Воспитатель вызывает двоих детей, дает им по игрушке и комментирует: «Вот Таня. Вот паша. У них игрушки. У Тани кукла. У паши машина. Таня и паша играют с игрушками. Таня играет с куклой. Паша играет с машиной».
Педагог повторяет 3 раза, каждый раз вызывая других детей и меняя игрушки. Воспитатель активно поддерживает речевую инициативу детей (хоровой пересказ).
Чтение с наглядным сопровождением
Чтение стихотворения сопровождается показом юлы.
Волчок
Мой волчок- на тонкой ножке,
С деревянной головой.
Покрутил его немножко-
Оказалось он живой.
Он и пляшет и поёт,
И гудит как самолет.
Он бежит бегом,
Он жужжит жуком.
Покружился мой волчок,
Завалился на бочок,
Лег на коврик-
И молчок.
Игра “Найди первый звук”
Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука “с” (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука “с”, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
Тематический цикл «Продукты питания»
Занятие№3
Цель. Развивать умение понимать речь воспитателя, навыки фразовой речи. Учить детей выполнять рифмованные инструкции.
Наглядный материал. Продукты питания или картинки с их изображением.
Ход занятия
Игра «На продукты посмотри»
Воспитатель раскладывает на столе продукты питания (или картинки с их изображением) и несколько вместе с детьми произносит четверостишие:
Раз- два-три, раз- два- три,
На продукты посмотри.
Их купили в магазине,
Принесли мы их в корзине.
Затем педагог показывает, какой - нибудь продукт и спрашивает, как он называется. Дети хором отвечают.
Игра «Съедобное- несъедобное»
Воспитатель раскладывает вперемешку продукты питания и предметы, которые нельзя есть. Он указывает на каждый предмет и спрашивает, можно его есть или нет. Дети отвечают хором: «Сыр можно есть, он съедобный. Кубик нельзя есть, он несъедобный…..»
При необходимости воспитатель помогает.
Чтение без наглядного сопровождения
Ай, качи- качи- качи.
Глянь- баранки, калачи.
Глянь- баранки, калачи.
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи-
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися
Бара-а-а-ночки
Занятие№4
Цель. Развивать навыки фразовой речи. Активизировать слуховое восприятие. Вызывать речевую инициативу у детей.
Наглядный материал. Продукты питания или картинки с их изображением.
Ход занятия
Игра «Что купила марина?»
Воспитатель показывает детям куклу марину и сообщает, что она пришла из магазина и принесла очень вкусные продукты. Педагог предлагает малышам посмотреть, что же в сумке у марины. Дети называют продукты.
Затем педагог читает стихотворение (несколько раз), побуждая детей к совместному проговариванию текста. По возможности стихотворение заучивается наизусть.
К нам пришла марина,
Пришла из магазина.
Долго шла- шла- шла
И продукты принесла:
Вот кефир и зефир,
Вот конфета и котлета,
Мармелад и шоколад,
Апельсин и мандарин.
Чтение без наглядного сопровождения.
Вкусная каша
Ну и каша,
Так в рот и просится.
Нос и щеки
Наелись досыта.
Подбородку тоже
Досталось.
И мизинчик
Попробовал малость.
Чуточку съели
Лобик с макушкою,
Остальное
Ушки
Докушали.
Кто скорее допьёт
Мама чашку молока
Маше налила.
«Мяу,- киска говорит,-
Вот я и пришла».
Киске в миску
Отольем-
Веселее пить вдвоем.
Ну-ка,
Кто скорее допьёт,
Кто ни капли не прольет?
Тематический цикл «Овощи»
Занятие №5
Цель. Развивать навык фразовой речи. Учить отвечать на вопросы полным предложением, опираясь на образцы воспитателя. Способствовать
усвоению обобщающего понятия овощи. Учить детей повторять и запоминать рифмованный текст с опорой на картинки.
Наглядный материал. Сюжетная картинка «Огород»; предметные картинки: капуста, свекла, картошка, лук, чеснок, морковь, горох; кастрюля; натуральные овощи.
Ход занятия
Игра «Огород»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинку «Огород», называет овощи, изображенные на ней. Потом он выставляет на наборном полотне предметные картинки и 2-3 раза проговаривает четверостишие:
Посмотрите- овощи тут,
Они в огороде растут:
Капуста, свекла, картошка,
Лук, чеснок, морковка.
Воспитатель выясняет у детей, где растут овощи: «Где растет капуста (свекла, картошка…)?» дети отвечают: «Капуста растет в огороде».
Речевая подвижная игра «Собираем овощи»
Воспитатель предлагает детям собрать овощи, чтобы мама сварила суп. Педагог читает стихотворение , а малыши повторяют и изображая, как они собирают овощи.
Игра повторяется несколько раз, пока дети не запомнят рифмовку. (В ходе игры рекомендуется использовать картинки.)
Собираем овощи,
Мама сварит щи, щи
Вот капуста, вот горох,
Ох, ох, ох, ох.
Упражнение «Составь описание»
- Опиши овощ, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем его. («Он круглый, красный, сочный, вкусный –это мой любимый ….помидор»)
Занятие №6
Цель. Развивать навыки фразовой речи в процессе
выполнения действий с предметом Обогащать
словарь детей глаголами. Способствовать
сенсорному
Наглядный материал. Сюжетная картинка «Огород»; предметные картинки: капуста, свекла, картошка, лук, чеснок, морковь, горох; кастрюля; натуральные овощи.
Ход занятия
Игра «Скажи ласково»
Слова : лук, помидор, огурец, капуста, морковь.
Речевая подвижная игра «Помидор»
Воспитатель произносит рифмовку, сопровождая ее соответствующими действиями.
Будем помидор катать-
Вот так, вот так. (Вперед – назад, 2 раза)
Будем помидор бросать-
Вот так, вот так (2 раза подбросить вверх)
Будем помидор крутить-
Вот так, вот так.
Будем помидор делить-
Вот так, вот так.
Игра повторяется, но на этот раз действия с помидором совершает кто- нибудь из детей. Затем воспитатель просит детей рассказать, что они делали с помидором.
Чтение с наглядным сопровождением
Воспитатель читает детям стихотворение и изображает описываемые в нем действия.
Страшный случай
Пять проворных пальчиков
Как-то за столом
Чуть не утонули
В супе овощном.
Испугались
Лук,
Морковка,
Свекла,
Помидоры,
Успокоится, не могут и по эту пору.
Тематический цикл «Растения»
Занятие №7
Цели. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и правильно выполнять его инструкции; отвечать на вопросы полным предложением. Развивать навык фразовой речи. Вызывать речевую активность детей.