Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:11, дипломная работа
Цель:экспериментально проверить влияние индивидуального подхода на повышение уровня эффективности развития речи. Формировать у детей внимание, умения слушать.
Занятие№14
Цели. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и точно выполнять его словесные инструкции. Ввести в пассивный словарь конструкции с предлогом с.
Наглядный материал. Игрушки: кошка, коза, корова, лошадь; картинки домашних животных.
Ход занятия
Игра «Поставь возле»
Воспитатель расставляет на коврике животных (кошку, лошадь, собаку, поросенка, козу, корову) и просит детей назвать их. Затем педагог дает кому – нибудь из малышей еще одну собачку и просит: «Таня, поставь собачку возле коровы . ребенок выполняет просьбу, а воспитатель спрашивает: «Куда ты поставил собачку?» Ребенок по возможности отвечает предложением: «Я поставила собачку возле коровы».
Далее воспитатель обращается к другим детям.
Чтение без наглядного сопровождения
Корова
Стоит Пеструха на зеленом лугу, травку жует- пережевывает. Рога у пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает, мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, пеструха, повкуснее- молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить, надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
Тематический цикл
«Домашние животные и их детёныши»
Занятие№15
Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игру речью; внимательно рассматривать предметы и отмечать их детали. Обогащать активный словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к животным .
Наглядный материал. картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход занятия
Игра «На картинки мы глядим»
Воспитатель выставляет перед детьми картинки и предлагает детям назвать их. Педагог обращает внимание малышей на то, что на картинки нарисованы как взрослые животные, так и их детеныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение
Мы на стульчиках сидим,
На картинки мы глядим,
Вот кошка с котятами,
Вот корова с телятами,
Вот коза с козлятами,
Вот свинья с поросятами,
Вот лошадь с жеребятами.
Игра «Кто где?»
Воспитатель использует картинки. Он просит детей показать, где на картинке взрослое животное, а где детёныш: «Где кошка? А где котята? (дети показывают и отвечают полным предложением.) Кошка взрослая, а котята- детеныши….»
Игра «Большой- маленький»
Воспитатель по очереди показывает детям картинки и комментирует. «Кошка большая, а котенок маленький. Коза большая, а козлёнок маленький…»дети повторяют предложения.
Занятие№16
Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлоги в; выполнять словесные инструкции и рассказывать о проделанной работе.
Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход занятия
Игра «Кто с кем живет?»
Воспитатель показывает детям картинку (например с изображением кошки), спрашивает, какое животное на ней нарисовано, а затем выясняет: «С кем живет кошка?» дети должны ответить: «Кошка живет с котятами». И так далее.
Речевая подвижная игра «Мы котята»
Воспитатель предлагает изобразить котят. Он произносит рифмовку, а малыши выполняют описываемые в ней движения. Затем игра повторяется еще раз, и дети по мере возможности повторяют текст вместе с воспитателем.
Мы котята, мы идем, мы идем, мы идем.
И на ножки мы встаем, мы встаем, мы встаем.
Лапками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.
Лапками мы топаем, топаем, топаем.
Мы виляем хвостиком, хвостиком.
Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.
Игра «Играем с котенком»
Педагог показывает детям котенка и говорит, что он очень любознательный, поэтому всегда куда - нибудь залезает. Воспитатель сажает котенка в корзину и спрашивает у малышей: «Куда залез котенок?». Они отвечают: «Котенок залез в корзину».
Воспитатель сажает котенка в машину (шапку, ящик, коробку) и задает детям тот же вопрос.
Тематический цикл
«Дикие животные»
Занятие № 17
Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игры речью. Обогащать активный словарный запас по теме.
Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие диких животных.
Ход занятия
Игра «Кто живет в лесу?»
Воспитатель выставляет
перед детьми картинки и с выражением
3 раза произносит рифмованную миниатюру,
подключая малышей к
Раз – два- три, раз- два-три,
На животных посмотри:
Волк, лиса, медведь и зайка,
Ты попробуй их поймай-ка,
Все они в лесу живут,
Они быстро убегут.
Затем воспитатель просит детей найти в игровом уголке животных, которые изображены на картинках. Дети вместе с педагогом рассматривают животных, отмечая их сходства и отличия.
«Кто заблудился?»
- Кто скачет по лесной тропинке? (заяц) Как назвать его ласково? (зайчонок, зайчик, заинька) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (потерялся, заблудился, лапку уколол.). Скажите, какой сейчас зайчик? (грустный, печальный, огорченный.)
- Закончите предложения. Если зайчик потерялся….(мы поможем найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы…(перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
Игра «Зайка»
Воспитатель показывает детям мини- спектакль (2-3 раза)
Кто из леса к нам идет
И морковку грызет?
Зайка в гости к нам пришел,
Зайка к детям подошел:
- Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки.
Я пришел к вам в гости,
У меня есть хвостик,
У меня есть лапки,
У меня есть ушки.
А у вас, ребятки,
В группе есть игрушки?
С ними я хочу играть,
Буду весело скакать.
Дети дают зайке игрушки, сопровождая свои действий словами: «На, зайка, куклу. На, зайка, машинку….
Воспитатель обращает внимание детей на то, как по- другому можно назвать зайку: «Заяц, заинька, зайчишка, зайчонок….»дети повторяют названные слова.
Дети вместе с педагогом рассматривают зайца, отмечают его особенности (длинные уши, короткий хвостик и т.д.).»
Занятие № 18
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлог на; сопровождая игру речью.
Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие диких животных.
Ход занятия
Игра «Куда прыгнула белочка?»
Воспитатель говорит детям., что к ним в гости из леса пришла белочка. Они вместе с педагогом рассматривают белочку, отмечают ее особенности (маленькая, легкая, рыжая, любит орешки). Воспитатель замечает , что она очень любит прыгать. Он демонстрирует малышам, как прыгает белочка, и спрашивает: «Куда прыгнула белочка?». Дети отвечают хором полными предложениями: «Белочка прыгнула на плечо (стол, стул, пол……)»
Затем воспитатель вызывает кого- нибудь из детей и предлагает ребенку показать, куда еще может запрыгнуть белочка.
«Расскажи про белочку»
Нужно составить совместный рассказ.
- давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белка? (смелая, веселая, шустрая, находчивая.) а волк какой? (злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как- то раз белочка побежала погулять…(и шишек набрать). Она залезла…(на высокую сосну). А на сосне шишек (много, видимо - невидимо). Только сорвала первую шишку..(увидела волка). Но белочка…(не испугалась).она бросила…( шишку прямо в волка). На лбу у него…(выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
Тематический цикл
«Дикие животные и их детёныши»
Занятие № 19
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать текст; координировать речь с движениями. Развивать фонетическое восприятие.
Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие диких животных и их детенышей.
Ход занятия
Игра «Кто с кем живет?»
Воспитатель показывает детям картинку (например, с изображением медведя), спрашивает, какое животное на ней нарисовано, а затем выясняет: «С кем живет медведь?» дети должны ответить: «Медведь живет с медвежатами».
Лиса живет с лисятами.
Волк живет с волчатами…
Игра «Большой- маленький»
Воспитатель по очереди показывает детям картинки и комментирует: «Медведь большой, а медвежонок…. Волчонок маленький, а волк…. » и т.д.
Игра «Помоги детенышам найти свой домик».
Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища.
Занятие № 20
Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить внимательно, слушать рифмованную речь и запоминать короткий текст; сопровождать игру речью. Формировать фонетико- фонетическую базу. Учить детей отличать животных друг от друга по внешним признакам.
Наглядный материал. Сказка «Два жадных медвежонка» венгерская сказка.
Ход занятия
Чтение сказки «Два жадных медвежонка».
Это - венгерская народная сказка. Называется она «Два жадных медвежонка».
Рассказывает (читает) сказку, показывая иллюстрации. После этого задаёт вопросы.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы сможете мне объяснить, почему она так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, потому что медвежат одолела жадность и они не смогли поделить сыр. Так, что же, они остались голодными, если не смогли поделить головку сыра?
Воспитатель: А как вы думаете, медвежата хорошо себя вели?
Ответы детей.
Воспитатель: А лиса хорошо поступила, что съела у медвежат почти весь сыр?
Ответы детей.
Воспитатель: А кто мне скажет, почему лиса съела у медвежат сыр?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, медвежата остались довольны тем, что каждый получил одинаковый кусочек сыра?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему медвежата согласились принять помощь лисы?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо быть жадным? А вы жадные?
Сегодня все были молодцы. Итак, мы с вами познакомились с новой сказкой. Называется она «Два жадных медвежонка». Узнали, что бывает с теми, кто жадничает. А теперь книга пойдёт отдыхать, потому что она очень устала рассказывать нам сказку.
Тематический цикл
«Птицы»
Занятие№21
Цели. Развивать речь детей в процессе действий с предметом. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь; сопровождать игры речью.
Наглядный материал. Сюжетная картинка или предметные картинки с изображением домашних птиц и их детенышей.
Ход занятия
Игра «Птичий двор»
Воспитатель выставляет перед детьми картинки и рассказывает о птицах, изображенных на них. Он повторяет рассказ 2-3 раза, побуждая детей к совместному проговариванию текста: «Это птичий двор. Кто – кто здесь живет? Кто песенки поёт? Здесь живут домашние птицы. Вот курочка с цыплятами. Курочка большая, а цыплятки маленькие. Курочка с цыплятками клюют зернышки. Курочка кричит цыпляткам: «Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко».
Вот утка с утятами. Утка большая, а утята маленькие. Утка с утятами плавают в воде. Утка кричит утятам: «Кря- кря- кря, кря –кря -кря, я купаю вас не зря».
Вот гусыня с гусятами. Гусыня большая, а гусята маленькие. Гусыня с гусятами щиплют травку. Гусыня кричит гусятам: «Га- га- га, га- га – га не ходите никуда».
Это домашние птицы, они живут около человека и дружат с ним».
Игра «Чей клюв?».
На одной картинке даны изображения птиц без клювов, на другой – изображения клювов. Педагог показывает изображение клюва и спрашивает, кому принадлежит этот клюв.
Игра «Измени слово».
Педагог называет птицу в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.