Развитие речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:11, дипломная работа

Описание

Цель:экспериментально проверить влияние индивидуального подхода на повышение уровня эффективности развития речи. Формировать у детей внимание, умения слушать.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 280.50 Кб (Скачать документ)

Занятие№14

 

Цели. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и точно выполнять его словесные инструкции. Ввести в пассивный словарь конструкции с предлогом с.

Наглядный материал. Игрушки: кошка, коза, корова, лошадь; картинки домашних животных.

Ход занятия

 

Игра «Поставь возле»

Воспитатель расставляет  на коврике животных (кошку, лошадь, собаку, поросенка, козу, корову) и просит детей назвать их. Затем педагог  дает кому – нибудь из малышей еще  одну собачку и просит: «Таня, поставь собачку возле коровы . ребенок выполняет просьбу, а воспитатель спрашивает: «Куда ты поставил собачку?» Ребенок по возможности отвечает предложением: «Я поставила собачку возле коровы».

Далее воспитатель обращается к другим детям.

Чтение без наглядного сопровождения

Корова

Стоит Пеструха на зеленом  лугу, травку жует- пережевывает. Рога у пеструхи крутые, бока толстые  и вымя с молочком. Она хвостом  помахивает, мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, пеструха, повкуснее- молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить, надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.

 

Тематический  цикл

«Домашние животные и их детёныши»

Занятие№15

 

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игру речью; внимательно рассматривать предметы и отмечать их детали. Обогащать активный словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к животным .

Наглядный материал. картинки с изображением домашних животных и  их детенышей.

 

Ход занятия

 

Игра «На  картинки мы глядим»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и предлагает детям назвать их. Педагог обращает внимание малышей на то, что на картинки нарисованы как  взрослые животные, так и их детеныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение

Мы на стульчиках сидим,

На картинки мы глядим,

Вот кошка с котятами,

Вот корова с телятами,

Вот коза с козлятами,

Вот свинья с поросятами,

Вот лошадь с жеребятами.

Игра «Кто где?»

Воспитатель использует картинки. Он просит детей показать, где на картинке взрослое животное, а где детёныш: «Где кошка? А где котята? (дети показывают и отвечают полным предложением.) Кошка взрослая, а котята- детеныши….»

Игра «Большой- маленький»

Воспитатель по очереди  показывает детям картинки и комментирует. «Кошка большая, а котенок маленький. Коза большая, а козлёнок маленький…»дети повторяют предложения.

 

Занятие№16

 

 

Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлоги в; выполнять словесные инструкции и рассказывать о проделанной работе.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных и  их детенышей.

 

Ход занятия

 

Игра «Кто с  кем живет?»

Воспитатель показывает детям картинку (например с изображением кошки), спрашивает, какое животное на ней нарисовано, а затем выясняет: «С кем живет кошка?» дети должны ответить: «Кошка живет с котятами». И так далее.

Речевая подвижная  игра «Мы котята»

Воспитатель предлагает изобразить котят. Он произносит рифмовку, а малыши выполняют описываемые в ней движения. Затем  игра повторяется еще раз, и дети по мере возможности повторяют текст вместе с  воспитателем.

Мы котята, мы идем, мы идем, мы идем.

И на ножки мы встаем, мы встаем, мы встаем.

Лапками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.

Лапками мы топаем, топаем, топаем.

Мы виляем хвостиком, хвостиком.

Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.

Игра «Играем  с котенком»

Педагог показывает детям  котенка и говорит, что он очень  любознательный, поэтому всегда куда - нибудь залезает. Воспитатель сажает котенка в корзину и спрашивает  у малышей: «Куда залез котенок?». Они отвечают: «Котенок залез в корзину».

Воспитатель сажает котенка  в машину (шапку, ящик, коробку) и  задает детям тот же вопрос.

 

 

Тематический  цикл

«Дикие животные»

Занятие № 17

 

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игры речью. Обогащать активный словарный запас по теме.

Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие диких животных.

 

Ход занятия

Игра «Кто живет  в лесу?»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и с выражением 3 раза произносит рифмованную миниатюру, подключая малышей к совместному  проговариванию.

Раз – два- три, раз- два-три,

На животных посмотри:

Волк, лиса, медведь и  зайка,

Ты попробуй их поймай-ка,

Все они в лесу живут,

Они быстро убегут.

Затем воспитатель просит детей найти  в игровом уголке животных, которые изображены на картинках. Дети вместе с педагогом рассматривают животных, отмечая их сходства и отличия.

«Кто заблудился?»

- Кто скачет по лесной  тропинке? (заяц) Как назвать его  ласково? (зайчонок, зайчик, заинька)  Остановился зайчик, огляделся по  сторонам и  заплакал. Почему? (потерялся, заблудился, лапку уколол.). Скажите, какой сейчас зайчик? (грустный, печальный, огорченный.)

- Закончите предложения. Если зайчик потерялся….(мы поможем найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы…(перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Игра «Зайка»

Воспитатель показывает детям мини- спектакль (2-3 раза)

Кто из леса к нам идет

И морковку грызет?

Зайка в гости к  нам пришел,

Зайка к детям подошел:

- Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки.

Я пришел к вам в  гости,

У меня есть хвостик,

У меня есть лапки,

У меня есть ушки.

А у вас, ребятки,

В группе есть игрушки?

С ними я хочу играть,

Буду весело скакать.

Дети дают зайке игрушки, сопровождая свои действий словами: «На, зайка, куклу. На, зайка, машинку….

Воспитатель обращает внимание детей на то, как по- другому можно назвать зайку: «Заяц, заинька, зайчишка, зайчонок….»дети повторяют названные слова.

Дети вместе с педагогом  рассматривают зайца, отмечают его  особенности (длинные уши, короткий хвостик и т.д.).»

 

Занятие № 18

 

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлог на; сопровождая игру речью.

Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие диких животных.

Ход занятия

Игра «Куда  прыгнула белочка?»

Воспитатель говорит  детям., что к ним в гости  из леса пришла белочка. Они вместе с педагогом рассматривают белочку, отмечают ее особенности (маленькая, легкая, рыжая, любит орешки). Воспитатель замечает , что она очень любит прыгать. Он демонстрирует малышам, как прыгает белочка, и спрашивает: «Куда прыгнула белочка?». Дети отвечают хором полными предложениями: «Белочка прыгнула на плечо (стол, стул, пол……)»

Затем воспитатель вызывает кого- нибудь из детей и предлагает ребенку показать, куда еще может  запрыгнуть белочка.

«Расскажи про  белочку»

Нужно составить совместный рассказ.

- давай еще раз посмотрим  на белочку (вспомни, какая  она, что умеет делать) и составим  рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белка? (смелая, веселая, шустрая, находчивая.) а волк какой? (злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как- то раз белочка побежала погулять…(и шишек набрать). Она залезла…(на высокую сосну). А на сосне шишек (много, видимо - невидимо). Только сорвала первую шишку..(увидела волка). Но белочка…(не испугалась).она бросила…( шишку прямо в волка). На лбу у него…(выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

 

Тематический  цикл

«Дикие животные и их детёныши»

Занятие № 19

 

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать текст; координировать речь с движениями. Развивать фонетическое восприятие.

Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие диких животных и их детенышей.

Ход занятия

 

Игра «Кто с  кем живет?»

Воспитатель показывает детям картинку (например, с изображением медведя), спрашивает, какое животное на ней нарисовано, а затем выясняет: «С кем живет медведь?» дети должны ответить: «Медведь живет с медвежатами».

Лиса живет с лисятами.

Волк живет с волчатами…

Игра «Большой- маленький»

Воспитатель по очереди показывает детям картинки и комментирует: «Медведь большой, а медвежонок…. Волчонок маленький, а волк…. » и т.д.

Игра «Помоги  детенышам  найти свой домик».

Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища.

 

Занятие № 20

 

Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить внимательно, слушать рифмованную речь и запоминать короткий текст; сопровождать игру речью.         Формировать фонетико- фонетическую базу. Учить детей отличать животных друг от друга по внешним признакам.

Наглядный материал. Сказка «Два жадных медвежонка» венгерская сказка.

 

 Ход занятия

 

Чтение сказки «Два жадных медвежонка».

Это - венгерская народная сказка. Называется она «Два жадных медвежонка».

Рассказывает (читает) сказку, показывая иллюстрации. После этого  задаёт вопросы.

Воспитатель: Ребята, вам  понравилась сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы сможете  мне объяснить, почему она так  называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, потому что медвежат одолела жадность и  они не смогли поделить сыр. Так, что же, они остались голодными, если не смогли поделить головку сыра?

Воспитатель: А как вы думаете, медвежата хорошо себя вели?

Ответы детей.

Воспитатель: А лиса хорошо поступила, что съела у медвежат почти весь сыр?

Ответы детей.

Воспитатель: А кто  мне скажет, почему лиса съела у  медвежат сыр?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, медвежата остались довольны тем, что каждый получил одинаковый кусочек сыра?

Ответы детей.

Воспитатель: А почему медвежата согласились принять  помощь лисы?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо быть жадным? А вы жадные?

Сегодня все были молодцы. Итак, мы с вами познакомились с новой сказкой. Называется она «Два жадных медвежонка». Узнали, что бывает с теми, кто жадничает. А теперь книга пойдёт отдыхать, потому что она очень устала рассказывать нам сказку.

Тематический  цикл

«Птицы»

Занятие№21

 

Цели. Развивать речь детей в процессе действий с предметом. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь; сопровождать игры речью.

Наглядный материал. Сюжетная картинка или предметные картинки с изображением домашних птиц и их детенышей.

 

Ход занятия

 

Игра «Птичий двор»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и рассказывает о птицах, изображенных на них. Он повторяет  рассказ 2-3 раза, побуждая детей к  совместному проговариванию текста: «Это птичий двор. Кто – кто здесь  живет? Кто песенки поёт? Здесь  живут домашние птицы. Вот курочка с цыплятами. Курочка большая, а цыплятки маленькие. Курочка с цыплятками клюют зернышки. Курочка кричит цыпляткам: «Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко».

Вот утка с утятами. Утка большая, а утята маленькие. Утка с утятами плавают в воде. Утка кричит утятам: «Кря- кря- кря, кря –кря -кря, я купаю вас не зря».

Вот гусыня с гусятами. Гусыня большая, а гусята маленькие. Гусыня с гусятами щиплют травку. Гусыня кричит гусятам: «Га- га- га, га- га –  га не ходите никуда».

Это домашние птицы, они  живут около человека и дружат с ним».

Игра «Чей клюв?».

На одной картинке даны изображения птиц без клювов, на другой – изображения клювов. Педагог показывает изображение клюва и спрашивает, кому принадлежит этот клюв.

Игра «Измени  слово».

 Педагог называет птицу в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

Информация о работе Развитие речи у дошкольников