Развитие речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:11, дипломная работа

Описание

Цель:экспериментально проверить влияние индивидуального подхода на повышение уровня эффективности развития речи. Формировать у детей внимание, умения слушать.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 280.50 Кб (Скачать документ)

Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением  растения.

Наглядный материал. Картинки: ягоды, кусты, деревья, трава, грибы.

 

Ход занятия

Игра «В лесу»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и читает стихотворение, показывая указкой называемые предметы. Затем он несколько раз повторяет его вместе с детьми до заучивания.

В лесу растут растения:

Ягоды, грибы,

Разные деревья,

Травка и кусты.

Речевая подвижная  игра «В лес  с  ребятами идем»

Воспитатель шагает и  читает стихотворение, выставляя соответствующие  картинки. Затем он повторяет упражнение вместе с детьми до заучивания.

В лес с ребятами идем.

Что же в лесу найдем?

Мы найдем листочки,

Мы найдем кусточки,

Мы найдем цветочки,

Мы найдем грибочки.

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша  пошла в лес? Зачем  вообще ходят в лес? (за грибами, ягодами, цветами.) Что  с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то или  что-то.)» Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

 

Занятие №8

 

Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; вслушиваться в рифмованную речь педагога, запоминать текст и повторять его. Формировать фонетико–фонематическую базу. Способствовать сенсорному развитию.

Наглядный материал. Картинки: ягоды, кусты, деревья, трава, грибы.

 

Ход занятия

Игра «Ковер из цветов»

Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут делать ковер из цветов. Он кладет на стол лист бумаги, а малышам раздает бумажные цветы.

«Посреди ковра у  нас будет красный цветок», - говорит  педагог. Дети находят красный цветок и кладут его на середину листа (воспитатель  при необходимости помогает).

Воспитатель продолжает: «С одной стороны будет много белых цветов, а с другой стороны- ни одного цветка. (Дети выполняют инструкцию.) сколько цветов с этой стороны? (Педагог показывает туда, где много цветов.) А с этой? (Ответы детей.)вверху у нас желтый цветок и еще один желтый цветок(дети выполняют инструкцию)- два желтых цветка. Внизу у нас синий цветок и еще один синий цветок – два синих цветка. Красивый получился ковер».

Игра «Принесла  я вам цветок»

Воспитатель показывает детям цветок и рассказывает, из каких частей он состоит:

Принесла я вам цветок,

Вот головка, вот глазок,

Вот зеленый листок,

Вот зеленый стебелек.

Педагог предлагает детям  еще раз назвать и показать части цветка. Затем ребята заучивают  четверостишие наизусть.

Чтение без  наглядного сопровождения

На лугу

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая,

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется-

Мне смеяться хочется.

                                             О.  Бедарев

 

Тематический  цикл «Фрукты»

Занятие №9

 

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать словарь детей глаголами. Способствовать    сенсор -  ному воспитанию.

Наглядный материал. Фрукты или картинки с их изображением: груша, банан, апельсин, киви, лимон, мандарин.

Ход занятия

 

Игра «Фрукты»

Воспитатель читает стихотворение и в два ряда раскладывает на столе фрукты.

Вот лежат фрукты,

Вкусные продукты:

Груша, банан, апельсин,

Киви, лимон, мандарин.

Они на деревьях растут,

Их фруктами зовут.

Воспитатель повторяет  стихотворение 2-3 раза, вызывая у  детей речевую инициативу.

Игра «Где растут  фрукты»

Воспитатель по очереди показывает малышам фрукты и спрашивает, где  они растут. Дети отвечают хором  полными предложениями: «Груша растет на дереве. Банан растет на дереве…»

«Составь описание»

- опиши фрукт, который ты больше  всего любишь, а  мы отгадаем. («Он темно- бордового цвета, а внутри у него много- много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт……гранат».)

 

Занятие №10

 

Цели. Активизировать речевую деятельность детей. Учить выполнять двухступенчатые рифмованные инструкции педагога. Формировать фонетико- фонематическую  базу.

Наглядный материал. Фрукты или картинки с их изображением: груша, банан, апельсин, киви, лимон, мандарин.

Ход занятия

 

Игра «Подбери картинку»

Воспитатель показывает какой –либо фрукт и обращается к ребенку: «Ты на фрукт посмотри и картинку подбери». Ребенок должен найти нужную картинку на столе и назвать фрукт и описать его.

«Один - много»

-Это – фрукт, а  это….(фрукты). Здесь много….(фруктов). Какие они? (красные, желтые, синие.) Как одним словом сказать, что все фрукты разного цвета? (разноцветные.)

- что это? Чего здесь  много?

-А если все предметы  исчезнут, как мы скажем, чего  не стало? (фруктов).

Игра «Подари  фрукты»

Воспитатель по очереди  обращается к детям с рифмованной  инструкцией:

Ты яблоко бери

И Тани дари.

Ты грушу бери

И Маше дари.

Ты банан бери

И Пете дари.

Затем педагог выясняет, кому какой фрукт подарили. Дети отвечают хором: «Тане подарили яблоко. Маше подарили грушу…».

Отгадай загадки.

Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду , пока матрешка

Упадет сама в траву 

(груша)

Синий мундир, теплая подкладка,

А в середине сладко.

(слива)

У нее есть косточка

Да красненька кофточка.

(вишня)

Круглое румяное ,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки 

(яблоко)

Яркий сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики,

А из далекой Африки.

( апельсин)

Педагог выставляет на доску  картинки – отгадки.

 

Тематический  цикл

«Домашние животные»

Занятие№11

 

Цели. Развивать навык фразовой речи. Обогащать активный словарь детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные. Учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания. Воспитывать гуманное отношение к животным.

Наглядный материал. Игрушки: кошка, коза, корова, лошадь; картинки домашних животных.

Ход занятия

 

Игра «Положи  рядом»

Педагог показывает ребенку  картинку и спрашивает, кто на ней  изображен. Ребенок отвечает. Воспитатель  предлагает малышу положить картинку рядом с соответствующей игрушкой, сравнить и описать.

«Кто что  умеет делать»

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они  любят делать, как кричат. Например, кошка- мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака- лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

«Расскажи про  Олю и козленочка»

Нужно совместно составить  повествовательный текст. Воспитатель  предлагает рассказать про Олю: «Как то раз Оля…(проснулась, сделала  зарядку и решила пойти поиграть с козленочком….). она …(пригласила с собой брата Колю). На полянке… (козленочек стал прыгать и догонять ребят). А Оле и Коле …(стало очень весело)».

Игра “Как говорит  Таня?”

Взрослый берет куклу  и начинает рассказывать: “Это Таня. Идет она с прогулки домой и  слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так — мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: “мяу-мяу” (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: “мяу-мяу” (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело... мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.

 

Занятие№12

 

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игры речью. Обогащать активный словарный запас по теме.

Наглядный материал. Игрушки: кошка, коза, корова, лошадь; картинки домашних животных.

Ход занятия

 

Игра «Играем  с животными»

Воспитатель демонстрирует  детям игрушки, спрашивает как они  называются. Затем он читает стихотворения о каждой из них, сопровождая чтение соответствующими действиями.

Кошка

Принесла я вам лукошко,

В ней сидит большая  кошка,

Шерстка очень гладкая,

Кошка очень мягкая.

Вот глазки глядят,

Вот ушки торчат,

Вот с усами ротик,

Вот пушистый хвостик,

Вот четыре лапки,

А на них царапки.

Собачка

Ты, собачка, не лай

Дай мне лапку, дай, дай,

Ты, собачка, не лай,

Лучше хвостиком виляй.

Ты, собачка, не лай,

Лучше книжку почитай,

Ты, собачка, не лай.

Дети вместе с педагогом  рассматривают животных, отмечают их особенности. Затем воспитатель еще раз, побуждая малышей к совместному повторению текста.

Игра «Собачки испугались»

Педагог читает детям  рассказ и с помощью игрушек  разыгрывает происходящие в нем  действия:

«Собачка пошла гулять. Подбежала к ней еще одна собачка. Потом еще одна. Теперь их много. Они маленькие. Вдруг прибежала большая собака.

Она лает: «Гав- гав- гав». Испугались маленькие собачки и  разбежались. Одна собачка спряталась в домике, другая залезла в машинку, а третья собачка прыгнула в коробку. Нет ни одной собачки. Убежала и большая собака».

Затем он читает рассказ  еще раз и побуждает малышей  к повторению.

Игра «Угадай, чьи это хвосты».

 На одной картинке  даны изображения животных без  хвостов, на другой – изображения хвостов. Воспитатель показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

 

Занятие№13

 

Цели. Развивать навыки связной речи. Учить детей вслушиваться в связной рассказ и улавливать сюжет. Способствовать усвоению понятий один, много, ни            одной.  Способствовать    сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Игрушки: кошка, коза, корова, лошадь; картинки домашних животных.

Ход занятия

 

Игра «Помоги  животным найти свой домик».

Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Один из играющих исполняет  роль собаки. Он ложится на травку (коврик) и притворяется спящим. Остальные на цыпочках гурьбой подходят к нему и говорят:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Сказав эти слова, кто-то из детей легким движением будит  собаку. Пес просыпается, недовольно рычит, лает, затем вскакивает и пытается догнать ребят.

Если игра повторяется, на роль собаки можно выбрать с  помощью считалки ребенка из числа  победивших.

Игра «Куда  прыгнула собачка?»

Воспитатель показывает детям собачку и сообщает, что  она люби очень играть ит прыгать. Он  демонстрирует малышам, как  прыгает собачка, и спрашивает: «Куда  прыгнула собачка?». Дети  отвечают хором полным предложениями: «Собачка прыгнула в коробку (ящик, машину…)».

Информация о работе Развитие речи у дошкольников