Развитие речи у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 16:11, дипломная работа

Описание

Цель:экспериментально проверить влияние индивидуального подхода на повышение уровня эффективности развития речи. Формировать у детей внимание, умения слушать.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 280.50 Кб (Скачать документ)

Игра «Кто как  передвигается?»

Куры, петухи, индюки, ходят; утки, гуси ходят по земле, плавают  в воде. Дети имитируют движение птиц.

Занятие№22

 

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей     правильно употреблять предлог на; сопровождать игру речью.

Наглядный материал. Сюжетная картинка или предметные картинки с изображением домашних птиц и их детенышей.

 

Ход занятия

Игра «Большой и маленький»

С помощью данного  задания осуществляется проверка употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами. Детям предлагаются картинки с изображениями  птиц разной величины.

- Кто это? (курица)Эта курица большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (курочка, цыпленок).

- Кто это? (утка). Эта утка большая, а эта? (маленькая). Как ее можно назвать, чтобы было понятно, что она маленькая? (утенок, уточка).

- Кто это? (петух) Эта петух большой, а эта? (маленький) Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он маленький? (петушок).

Чтение без  наглядного сопровождения

Добрая утка

Утка с утятами и  курочка с цыплятками пошли погулять. Шли-шли и до речки дошли. Утка с утятами умеют плавать, а курочка с цыплятами не умеют плавать. Что делать? Думали- думали и придумали. Речку переплыли ровно в полминутки, цыпленок на утенке, цыпленок на утенке, цыпленок на утенке, а курочка  на утке.

                                                                                                                         В.  Сутеев

Курочка

Ходила курочка с  цыплятами  по двору. Вдруг пошел  дождик. Курочка скорей на землю  присела, все перышки растопырила  и заквохтала: «Квох- Квох- Квох- Квох»,- это значит прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого глаз выглядывает.

А два цыпленка не послушались  своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются, что это им на голову капает.

Е. Чарушин

 

Тематический  цикл

«Профессии»

Занятие№23

 

Цели. Учить строить предложения с предлогом из, возле. Закрепить знания детей по теме. Формировать фонетико- фонематическую базу. Учить детей внимательно слушать и выполнять словесные инструкции воспитателя.

Наглядный материал. Картинки  с изображением людей разных профессий.

 

Ход занятия

 

Игра «Кто работает?»

Воспитатель выставляет картинки  и  просит ребят коротко  рассказать о  человеке каждой профессии. Затем педагог дополняет рассказ.

Это врач, он лечит людей, чтобы они не болели.

Это дворник, он подметает  двор, чтобы было чисто. И  так  далее.

Игра «Профессии»

К этой игре нужно подобрать  картинки(фотографии) с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Педагог задает вопросы, ребенок отвечает.

- Пашет, сеет, убирает, кто? (хлебороб).

- А кто хлеб выпекает?(пекарь)

-Кто лекарство отпускает? (аптекарь)

- Кто одежду шьет  нам на стужу и зной? (портной)

Игра «Кому  что нужно?»

Воспитатель раздает детям картинки с изображением предметов труда и выясняет их названия. Затем по очереди показывают картинки с изображением людей разных профессий и спрашивает, кому какой предмет нужен, например: «Кому нужна машина?». Дети отвечают: «Машина нужна шоферу»- и кладут машину с нужной картинкой. И так далее.

 

Тематический  цикл

«Дом и  предметы быта»

Занятие№24

 

Цели. Обогащать активный словарь детей по теме. Знакомить с бытовыми предметами, их названиями и назначениями.

Наглядный материал. Предметы домашнего обихода или картинки с их изображениями: расческа, ключи, радио, часы, книга, лампа, зеркало, щетка, утюг и т д.

Ход занятия

Игра «Что есть дома?»

Воспитатель поочередно показывает детям предметы домашнего  обихода или картинки и спрашивает: «Что есть дома?» дети отвечают хором или индивидуально: «Дома есть телефон, зеркало…..»

«Что вы видите вокруг?»

- Назови предметы, которые  ты видишь вокруг. Как мы отличаем  один предмет от другого? (за  столом сидят, занимаются, едят.)

 Игра «Я  ходил и положил»

Воспитатель раскладывает на столе предметы домашнего обихода, затем берет один из них и произносит двустишие:

Я с расческой ходил

И на стол положил.

Дети по очереди подходят к столу и выполняют аналогичные  действия:

Я с ключами ходил

И на стол положил…..

Игра «Гости».

На картинке изображен  стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Педагог объясняет: «Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Какие предметы окружают медвежонка? Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.».

Занятие№25

 

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Побуждать детей к активным высказываниям. Обогащать словарный запас детей. Закреплять названия предметов домашнего обихода. Развивать пространственное восприятие.

Наглядный материал. Предметы домашнего обихода или картинки с их изображениями: расческа, ключи, радио, часы, книга, лампа, зеркало, щетка, утюг.

 

Ход занятия

 

Игра «Что забыл  нарисовать художник?»

Картинки: нож без лезвия; посуда без крышки, дна, ручки и  т. д..

Игра «Какой предмет посуды я задумала?»

Педагог. Сам не ем, а  людей кормлю; изготовлена из дерева(ложка). Какая ложка? (деревянная). Изготовлена из глины, без крышки; из нее можно есть кашу.(тарелка).какая тарелка (глиняная).изготовлена из фарфора; в нее наливают борщ, суп. (супница).изготовлена из чугуна; на ней жарят рыбу, картошку.(сковорода). Какая сковорода ?(чугунная). Изготовлен из алюминия, острый; им можно резать хлеб, колбасу. (нож). Какой нож? (алюминиевый).

 

Чтение без  наглядного сопровождения

«Мойдадыр» К.  Чуковский.

 

Тематический  цикл

«Предметы труда»

Занятие№26

 

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать короткий текст. Знакомить детей с предметами труда, их названиями и назначениями.

Наглядный материал. Предметы труда, сюжетные картинки по теме.

 

Ход занятия

 

Игра «Кому  нужны эти вещи».

Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

Игра «Где предметы?»

Воспитатель раскладывает предметы в соответствие с содержанием  четверостишия: карандаш кладет на верхнюю  полку, кисточку – на нижнюю, ножницы  на стол, лопату ставит в угол. Педагог  проговаривает текст, жестом указывая на каждый предмет. Затем дети повторяют четверостишие несколько раз.

Карандаш высоко,

Кисточка низко,

Лопата далеко,

А ножницы близко.       

Игра «Что будет  делать кукла?»

Воспитатель показывает детям куклу и сообщает, что сейчас она будет работать на огороде. Педагог берет лейку и спрашивает у малышей, что будет делать кукла. Дети отвечают хором: «Кукла будет поливать» воспитатель берет следующий предмет и задает тот же вопрос.   

   

                                                          Занятие№27

 

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарный запас детей. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст; выполнять двухступенчатые инструкции педагога.

Наглядный материал. Предметы труда, сюжетные картинки по теме.

                                                            

Ход занятия

 

Игра «Для чего нужен предмет?»

Воспитатель по очереди  показывает предметы труда и спрашивает у детей, как они называются и  для чего нужны. Дети отвечают хором , а педагог показывает, как пользуются тем или иным предметом.

Лопатой копают землю.

Молотком забивают гвозди.

Ножницами режут бумагу.

Веником подметают пол.

Совком убирают мусор….

 

Тематический  цикл

«Посуда»

Занятие№28

 

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять словарь по теме. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий много, ни одного. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст; координировать речь с движениями.

Наглядный материал. Посуда.

Ход занятия

 

Игра «Мы  посуду называем»

Воспитатель выставляет на столе посуду и предлагает детям назвать ее. Затем он несколько раз проговаривает рифмовку, побуждая детей к повторению.

Мы с посудою играем,

Мы посуду называем:

Вот вилка, вот ложка,

Вот нож, вот поварешка,

Вот стакан и в нем  салфетка;

Вот чашка, вот блюдце..

Осторожно, они бьются.

Игра «Какой, какая?»

Педагог. Чашка из стекла- какая? (стеклянная).

(Чайник из железа, чайник из фарфора, ложка из  дерева, сахарница из хрусталя, розетка  из пластмассы, блюдце из керамики)

Игра с мячом  «Один- много»

Слова: чайник, чашка, ложка, нож, стакан, самовар, тарелка….

Игра «Четвертый лишний»

3 предмета из хрусталя  и 1 предмет из фарфора,3 предмета  чайной посуды из фарфора и  1 чайная ложка, 3 предмета чайной  посуды и 1 крышка от чайника.

 

Занятие№29

 

Цели. Учить детей играть в сюжетные игры. Закреплять словарь по теме. Побуждать детей к повторению речевого материала. Развивать фонетическое восприятие. Развивать внимание.

Наглядный материал. Посуда.

Ход занятия

 

Работа с  раздаточным материалом

У каждого ребенка  на столе 3 полоски- образца (красная, желтая, оранжевая) и 3 чайные чашки (красная, желтая, оранжевая).

Педагог. Покажите чашки  красного цвета. Какого цвета у тебя чашка? (выборочный вопрос) (у меня красная  чашка). Как это проверить? (полоску  красного цвета вплотную прикладываем к чашки и сравниваем) вплотную прикладываем это как? (показ.).и так остальные чашки.

Игра с мячом  «Скажи ласково»

Слова: чайник, самовар, чашка, блюдце, сахарница, молочник, нож, чайная ложка, розетка.

Физкультминутка

Имитация движений: накрывание на стол для чаепития.

Игра «Подбери чашку к блюдцу (крышку к кастрюле)»

Дети подбирают по цвету посуду.

 

Тематический  цикл

«Одежда»

Занятие№30

 

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обогащающего понятия одежда. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и повторять текст; отвечать на вопросы педагога; правильно употреблять предлог в.

Наглядный материал. предметы одежды, ящик или коробка.

Ход занятия

Игра «Назови, в чем ты сегодня одет(а)»

Сегодня я в шортах и рубашке. Я сегодня в платье.

Педагог. Шорты, рубашка, платье, юбка- как можно назвать  все это одним словом? (одежда0 .для чего нужна одежда? Из чего шьют одежду? (из ткани , материала). Одинаковую или разную носят одежду мужчины, женщины и дети? (разную). Как называется одежда, которую носят мужчины (женщины, дети)? Какое сейчас время года ? Значит какая нужна одежда? (демонстрация картинок). Какую летнюю одежду вы знаете? (шорты, футболка, майка, платье, юбка).осенняя и весенняя одежда называется демисезонной. Какую демисезонную одежду вы знаете? (куртка, пальто, кофта, колготки).

Игра «Узнай по описанию»

Педагог. Зимняя, теплая, длинная, меховая…(шуба). Осенняя, короткая, кожаная…(куртка). Летнее, шелковое, короткое, нарядное…(платье). Ситцевая, короткая, с длинными или короткими рукавами, с воротником…(рубашка). Летние, короткие, надевают на ноги…(шорты).

Игра с мячом  «Назови ласково»

Слова: шуба, костюм, платье, юбка, шорты, рубашка, куртка.

Занятие№31

 

Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Обогащать словарь детей существительными в уменьшительно- ласкательной форме. Учить сопровождать игру речью.

Информация о работе Развитие речи у дошкольников