Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:37, дипломная работа

Описание

Как часто в мире взрослых на ребенка навешивают ярлыки: этот - капризуля, тот - хулиган, драчун, эта - истеричка, плакса. Но ведь дети такими не рождаются, и их поведение, которое так действует на наши нервы, не возникает само по себе - за каждым проступком стоит сигнал. Это призыв к взрослым: ребенок хочет, чтобы его слышали, видели, понимали, принимали во внимание и уважали.
Как научиться распознавать сигналы, которые подают нам наши дети, и вовремя удовлетворять их жизненные потребности, минуя наказания и обиды.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психология детских капризов ……………………………………. 6
1.1.Особенности возрастного развития детей трех лет…………….... 6
1.2.Причины капризов и их проявления у детей трехлетнего
возраста……………………………………………………………
9
1.3.Стремление к самостоятельности детей раннего возраста……… 15
1.4.Особенности поручений ………………………………………… 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная: «Изучение уровня развития самостоятельности у детей
третьего года жизни»………………..
21
2.1.Краткая характеристика учебно-воспитательного процесса……. 21
2.2.Краткая характеристика выборки детей………………………… 22
2.3.Констатирующий эксперимент № 1…………………………….... 25
2.4.Констатирующий эксперимент № 2…………………………….... 34
2.5.Формирующий эксперимент……………………………………… 43
2.6.Контрольный эксперимент……………………………………….. 46
Заключение …………………………………………………………………………... 64
Список литературы ………………………………………………………………….. 65
Приложение № 1 ………………………………………………….............................. 67
Приложение № 2 ………………………………………………….............................. 82

Работа состоит из  1 файл

диплом Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов.doc

— 4.45 Мб (Скачать документ)

Психолого-педагогические исследования показывают, что у детей очень рано возникает стремление к самостоятельности. Уже в начале второго года жизни появляются первые попытки самостоятельно выполнить какое-либо действие. По мере накопления практического опыта это стремление может послужить основой для развития самостоятельности - важнейшего свойства личности, проявляющегося в способности действовать без посторонней помощи.

Однако без руководства  со стороны взрослых оно не возникает.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - это  не любое стремление ребенка действовать по своей инициативе. Психологи и педагоги считают, что самостоятельность не имеет ничего общего со стихийным поведением. Она проявляется в способности действовать без помощи взрослых, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые. «Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, отвечающих требованиям взрослых, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценная черта личности»,- пишет известный психолог профессор А. А. Люблинская.

Самостоятельность, как  и другие качества личности, проявляется  и воспитывается только в деятельности. Ребенок, лишенный возможности действовать, фактически лишается самого главного условия своего развития. 

Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определенную свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.

Принимать независимые, свободные решения хотят многие, но не у всех это получается в силу разных причин. Легко принимать решения, если знаешь, что в любом случае хуже не будет. Если же человек понимает, что, принимая самостоятельные решения, он берет на себя и ответственность за них, он начинает относиться к ним более обдуманно. Все эти проблемы особенно актуальны в наше время, которое требует активных, инициативных и грамотных людей. Ведь очень часто происходит так, что ребенок трактует это понятие так, как ему удобно: он занимает очень удобную для себя позицию, действуя, как ему нравится, но при этом считая, что за его поступки будут нести ответственность взрослые. Действительно, тогда не нужно заранее размышлять о том, насколько правилен выбор, — и так помогут, поддержат в трудную минуту, исправят ошибки, все простят.

Поэтому самостоятельности взрослые должны учиться вместе с детьми. Конечно, если взрослые учат ребенка самого нести ответственность за принятое решение, за собственные поступки, это не значит, что они перестают о нем заботиться или бросают его, что называется, в «свободное плавание». Нет, просто они начинают относиться к нему как к человеку, который способен принять самостоятельное решение, но тем не менее он всегда может попросить взрослых о помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и это решение — попросить помощь — он примет тоже самостоятельно.

Давайте попробуем выяснить, как зарождаются эти качества в ребенке.

Развитие ребенка в  период трех лет специалисты считают очень важным этапом в его жизни. Трехлетний возраст считается серединой на пути «психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста».  И к трем годам ребенок хочет все делать сам. Однако пропасть между тем, что ребенок хочет и что он в действительности может, настолько велика, что родители взрослые просто боятся доверить ребенку выполнение какого-либо дела. Он может с энтузиазмом приняться за работу, но уже через минуту будет вести себя как маленький капризный ребенок. Он может в  безупречном порядке сложить игрушки в ящик, но упасть со стула только потому, что взрослые за ним недосмотрели.

Ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не хочет делать в данную минуту, значит, у него есть на это важные причины. Он не хочет надевать свитер? Может быть, он ему не нравится, а может быть, свитер «кусается». Ребенок не хочет есть самостоятельно? Вероятно, он устал и не в состоянии сделать это самостоятельно, а может, ему просто хочется вашего внимания.

Приучая ребенка к  самостоятельности, взрослые должны учитывать все «подводные камни» на этом пути. Путь к самостоятельности малыша труден: еще несовершенна общая и мелкая моторика, недостаточно скоординированы движения. Если малыш умывается или моет посуду, будьте уверены — он будет мокрым с головы до ног, если он накрывает на стол, наверняка будет разбита чашка или тарелка, если поливает цветы — опрокинет горшок. Следует подавлять свой гнев, придерживать раздражение, вселить надежду.

Нужно давать ребенку  небольшие поручения – распоряжения для выполнения какого-либо задания. Такие задания очень помогают формированию самостоятельности и ответственности у ребенка. И чем больше у него возможностей для этого, тем лучше. Конечно же без сложностей не обойтись, но это научит его самостоятельно справляться с ними. А от взрослых потребуются помощь и терпение, терпение и еще раз терпение.

Приучение ребенка к самостоятельности — это долгий процесс, требующий терпения.

    1. Особенности поручений

Поручения, применяемые для формирования самостоятельности детей третьего года жизни, имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, стремлением к самостоятельности.

В практике воспитательной работы с детьми третьего года жизни особенно распространены индивидуальные поручения. Так как научить одного ребенка легче, чем целую группу, при этом более удобен контроль за действиями каждого, своевременное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, дополнительный показ, совет и т. п.

Руководя выполнением  детьми поручений, воспитатель изучает  возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая  их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком, выявляет уровень умений, желание, с каким принимается за дело, способность довести его до конца самостоятельно. 
Постоянный контроль за деятельностью ребят позволяет правильно осуществлять индивидуальный подход к каждому из них, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.

Наблюдения показывают, что большинство детей третьего года жизни при выполнении поручений ориентируются на требования педагога. Поэтому правильное руководство деятельностью детей при выполнении поручений является важнейшим условием воспитания у них положительного отношения к труду, исполнительности, самостоятельности.

 На самых начальных этапах привлечения детей к выполнению поручений очень важно вызвать у них положительное отношение к требованиям педагога, разумное послушание и исполнительность. Опыт показывает, что решение этой задачи в работе с детьми трех лет будет успешным, если воспитатель становится непосредственным участником деятельности ребенка. Это дает возможность лучше увидеть, чем он занят, как умеет организовать свою деятельность, как прислушивается и следует требованиям, советам педагога. В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять контроль за ребенком незаметно. В свою очередь и ребенок имеет возможность видеть, как воспитатель организует свою деятельность, как готовит рабочее место, как пользуется необходимыми предметами труда, какие действия выполняет.

Усвоению умений способствует повторение способов деятельности в  целях их закрепления. Воспитатель  расширяет сферу деятельности детей, побуждает их к переносу усвоенных способов в новые условия. Так, скажем, если раньше, в процессе формирования умений дети выполняли поручения в пределах своей групповой комнаты, то с их закреплением воспитатель постоянно увеличивает круг дел. Аналогичные задания дети выполняют на участке детского сада, в раздевальной комнате.

Содержание поручений для формирования самостоятельности детей третьего года жизни в помещении:

- расставить игрушки;

- расставить книжки;

- разложить на столы некоторые  материалы к занятиям;

- убрать мусор в  корзину;

- расставить стулья  в групповой комнате, в зале;

- разложить отточенные  карандаши;

- собрать со столов  кисточки после занятия;

- собрать обрезки бумаги  со столов после занятия;

- убрать строительный  материал;

- протереть игрушки,  столы влажной тряпкой;

- переодеть кукол;

- помочь сверстникам  убрать игрушки;

- помочь товарищу застегнуть  пуговицы, зашнуровать ботинки;

- полить растения;

- посадить лук.

Содержание поручений для формирования самостоятельности детей третьего года жизни на участке:

- собрать игрушки перед уходом с прогулки;

- полить песок из леек;

- подмести в домике и прочих  постройках;

- собрать мусор;

- сгрести листву, сносить ее  в ведрах в кучу;

- смести снег со скамеек, построек;

- собрать снег в кучу;

- расчистить небольшой  отрезок дорожки;

- сажать луковицы тюльпанов,  гладиолусов;

- полить клумбы;

- собрать срезанную  траву, высохшие растения;

- покормить птиц;

- собрать природный  материал.

Основными методическими  приемами, применяемые для организации поручений являются  показ приемов работы, объяснение, напоминание, указание, уточнение, замечание, наблюдение за деятельностью других детей. Однако, для формирования самостоятельности детей, необходимы так же и дидактические игры: «У нас порядок», «Назови птицу», игровые приемы: «Покажем мишке (Карлсону, кукле), как правильно расставить игрушки, как убрать строительный материал и т.д.», занятие «Посадка лука», сюжетно-ролевая игра «Семья», которые будут способствовать лучшему усвоению детьми навыков самостоятельности.

 

ГЛАВА II

Опытно- экспериментальная: «Изучение уровня развития самостоятельности  у детей третьего года жизни»

Цель:

1. Выявить уровень развития самостоятельности у детей третьего года жизни:

- Выявить   уровень  сформированности самостоятельности в навыках   самообслуживания   (есть самостоятельно     и    аккуратно,    использовать    столовые    приборы, самостоятельно  одеваться  и  раздеваться,  используя  различные  виды застежек, самостоятельно пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него) у детей третьего года жизни.

- Выявить стремление к самостоятельности в знаниях детей третьего года жизни о назначении бытовых предметов и умении пользоваться ими.

- Выявить уровень развития самостоятельности в свободной деятельности (поручения) детей третьего года жизни.

2. Выявить наличие капризов и их проявления у детей третьего года жизни:

- Выявить наличие капризов и их проявления у детей третьего года жизни при ограничении самостоятельности детей.

- Выявить причины капризов детей третьего года жизни при воздействии со стороны взрослого (выполнение поручения).

- Выявить причины капризов детей третьего года жизни при запрещении действия со стороны взрослого (постановка условия).

- Выявить причины капризов детей третьего года жизни при изучении незнакомого предмета.

2.1. Краткая характеристика учебно-воспитательного процесса

Наше исследование проводилось на базе ГДОУ № 75 Фрунзенского района  Санкт - Петербурга в течение девяти месяцев (с сентября 2009 по май 2010 года) в первой младшей группе.

ГДОУ № 75 Фрунзенского района работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, выпущенной в 2005 году. Ведущими целями программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

В первой младшей группе созданы условия для совершенствования целостного педагогического процесса в соответствии с программой. Построена предметно- развивающая среда как условие успешного развития ребенка: обстановка группы комфортна и безопасна, приближена к домашней, что способствует снятию стрессобразующего воздействия на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности, дает возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. В группе    произведено «зонирование», в котором отражены все виды обучения и воспитания ребенка в соответствии с данным возрастом. В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

В   первой    младшей   группе   работают   воспитатели:   И.С. Пачкалева, воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 24 года и Ю. Ю. Цырулева, воспитатель второй категории, педагогический стаж 3 года.

Информация о работе Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов