Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:37, дипломная работа
Как часто в мире взрослых на ребенка навешивают ярлыки: этот - капризуля, тот - хулиган, драчун, эта - истеричка, плакса. Но ведь дети такими не рождаются, и их поведение, которое так действует на наши нервы, не возникает само по себе - за каждым проступком стоит сигнал. Это призыв к взрослым: ребенок хочет, чтобы его слышали, видели, понимали, принимали во внимание и уважали.
Как научиться распознавать сигналы, которые подают нам наши дети, и вовремя удовлетворять их жизненные потребности, минуя наказания и обиды.
Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психология детских капризов ……………………………………. 6
1.1.Особенности возрастного развития детей трех лет…………….... 6
1.2.Причины капризов и их проявления у детей трехлетнего
возраста……………………………………………………………
9
1.3.Стремление к самостоятельности детей раннего возраста……… 15
1.4.Особенности поручений ………………………………………… 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная: «Изучение уровня развития самостоятельности у детей
третьего года жизни»………………..
21
2.1.Краткая характеристика учебно-воспитательного процесса……. 21
2.2.Краткая характеристика выборки детей………………………… 22
2.3.Констатирующий эксперимент № 1…………………………….... 25
2.4.Констатирующий эксперимент № 2…………………………….... 34
2.5.Формирующий эксперимент……………………………………… 43
2.6.Контрольный эксперимент……………………………………….. 46
Заключение …………………………………………………………………………... 64
Список литературы ………………………………………………………………….. 65
Приложение № 1 ………………………………………………….............................. 67
Приложение № 2 ………………………………………………….............................. 82
Анализ результатов показал следующее (Диаграмма 3), что 50% детей экспериментальной группы выполняют условия взрослого, 38,9% проявили своеволие, 11,1% отказались выполнять условия.
Диаграмма 3
Методика констатирующего эксперимента № 4: «Незнакомый предмет» (оригинальная методика).
Цель: Выявить причины капризов детей третьего года жизни при изучении незнакомого предмета.
Организация предметной среды. На столик выкладывается незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок для проявления фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка. Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.
Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый ставит на столик предмет и предлагает ребенку открыть его. Если ребенок пытается открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или обращается за помощью, либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее, взрослый не помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку, не показывает и не объясняет, как это делается. Взрослый предлагает ребенку самому открыть коробочку. При этом взрослый порицает неправильные действия.
Оценка параметров выполнения задания:
- ребенок угождает взрослому – 2 балла;
- ребенок проявляет своеволие и открывает секрет с помощью взрослого – 1 балл;
- ребенок протестует и отказывается открывать – 0 баллов
Таблица 4
Выполнение действия с незнакомым предметом взрослого
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Выполнение задания (в баллах) |
Общий показатель |
1 |
Александров Артем |
2 |
|
2 |
Аллахвердиева Афруз |
2 |
|
3 |
Барканова Алиса |
1 |
своеволие |
4 |
Беляков Андрей |
2 |
|
5 |
Воронов Валя |
2 |
|
6 |
Заика Саша |
2 |
|
7 |
Каржавин Даня |
2 |
|
8 |
Комаров Ваня |
1 |
своеволие |
9 |
Кондратюк Даша |
2 |
|
10 |
Кудинова Аня |
1 |
своеволие |
11 |
Макоев Артем |
1 |
своеволие |
12 |
Нестерова Ольга |
1 |
своеволие |
13 |
Петрушевская Тася |
2 |
|
14 |
Рябов Рома |
2 |
|
15 |
Саломахин Егор |
2 |
|
16 |
Смирнов Андрей |
0 |
протест |
17 |
Улхаева Милана |
2 |
|
18 |
Цветкова Аня |
1 |
своеволие |
Анализ результатов показал следующее (Диаграмма 4), что 61,1% детей экспериментальной группы открыли секрет, 33,3% проявили своеволие, 5,6% отказались открывать.
Диаграмма 4
Таблица 5
Общий средний показатель причин капризов детей третьего года жизни
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Методика № 1 |
Методика № 2 |
Методика № 3 |
Методика № 4 |
Средний показатель |
1 |
Александров Артем |
своеволие |
своеволие |
своеволие | ||
2 |
Аллахвердиева Афруз |
|||||
3 |
Барканова Алиса |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
4 |
Беляков Андрей |
|||||
5 |
Воронов Валя |
|||||
6 |
Заика Саша |
|||||
7 |
Каржавин Даня |
|||||
8 |
Комаров Ваня |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
9 |
Кондратюк Даша |
|||||
10 |
Кудинова Аня |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
11 |
Макоев Артем |
протест |
протест |
протест |
своеволие |
протест |
12 |
Нестерова Ольга |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
13 |
Петрушевская Тася |
|||||
14 |
Рябов Рома |
|||||
15 |
Саломахин Егор |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
своеволие | |
16 |
Смирнов Андрей |
протест |
протест |
протест |
протест |
протест |
17 |
Улхаева Милана |
|||||
18 |
Цветкова Аня |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
своеволие |
Диаграмма 5
Вывод: Анализ результатов показал, что показатели разделились поровну.
- ребенок угождает взрослому, не капризничает – 9 человек, 50%;
9 человек - 50% |
- ребенок проявляет своеволие, капризничает – 7 человек, 38,9%;
- ребенок протестует, капризничает – 2 человека, 11,1%.
Итак, капризы — особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Внешне проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Причины возникновения: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением.
Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они обусловливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы — это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»).
Главная причина возникновения капризов — неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым.
Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, ломать силой; противопоказано грубое подавление. Но вредны и упрашивания.
Основные методы и приемы коррекции:
• укрепление нервной системы;
• отвлечение ребенка от того, что стало причиной каприза;
• спокойное игнорирование проявлений капризности;
• воздержание от прямых действий и наказаний;
• спокойная требовательность;
• отсутствие раздражительности;
• тактичное внушение;
• подсказывание правильных действий;
• доведение требований до конца;
• поддержка.
2.5. Формирующий эксперимент
Цель: Формировать
самостоятельность у детей
В соответствии с выдвинутой нами гипотезой, формирующий эксперимент был направлен на формирование самостоятельности детей третьего года жизни с использованием индивидуальных поручений без ограничения самостоятельности.
Работа по формированию самостоятельности у детей третьего года жизни с использованием индивидуальных поручений строилась поэтапно. При разработке содержания и методов формирования самостоятельности учитывались показатели развития самостоятельности у детей третьего года жизни и причины их капризов.
Основные задачи:
Поставленные задачи на первом этапе достигались посредством подробного объяснения, мотивации того, что ребенок должен выполнить.
Индивидуальное поручение ребенку: «Полей цветы»:
- мы объяснили ребенку для чего нужно поливать цветы;
- показали, как правильно поливать цветы;
- совместно с ребенком наблюдали за деятельностью других детей;
- затем ребенок выполнял поручение, при этом мы напоминали, уточняли и поясняли действия ребенка.
По мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, на втором этапе мы переходим к словесному напоминанию: достаточно было подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации, в данных условиях.
Мы постепенно активизировали детей вопросами: «С чего начнешь делать? А ты знаешь, где у нас находятся лейки? Сколько воды лить в этот цветок? Сколько корма надо насыпать рыбкам? Что мы делаем перед тем, как высыпать его в кормушку?» И т. п. Наши вопросы были направлены на то, чтобы дети уяснили или вспомнили способы выполнения поручения. Содержание вопросов было индивидуальным, учитывались возможности каждого затруднения ребенка при выполнении задания.
На третьем этапе формирующего эксперимента мы давали индивидуальные поручения не одному, а нескольким детям. Подобная организация поручений была возможна, так как дети уже имели некоторый опыт работы и не требовали постоянного нашего вмешательства и внимания. При этом мы показывали несложные приемы работы всем детям одновременно. Например, поручали четырем-пяти воспитанникам протереть стульчики. Каждый вытирал один стул. Мы разъясняли приемы работы: как следует держать тряпочку, какой влажности она должна быть, напоминали последовательность действий.
Важным педагогическим условием воспитания у детей положительного отношения к поручениям взрослых являлось формирование у них социальных мотивов деятельности — мотив долга и ответственности перед взрослыми за выполнение задания. Добиться этого можно было путем повышения требования к детям, к их индивидуальной деятельности, усложняя поручения. Важна была также оценка содержания этой деятельности.
Сначала мы добивались лишь эмоционально-положительного
отношения к поручению. Это осуществлялось
чаще всего благодаря положительной, доброжелательной
оценке того, что ребенок охотно отзывался
помочь взрослому, правильно выполнял
задание, добивался результата. По мере
возникновения у детей интереса к выполнению
поручения, было необходимо добиться более
осознанного отношения к трудовым заданиям
взрослых, полезности выполняемого дела.
«Хорошо, что ты решил помочь мне, вместе
быстро приготовили все к занятию».
Самым высоким критерием оценки выполнения
поручения являлось осознание детьми
обязанности и постоянства заботы об окружающих.
Такое поведение детей было связано с
проявлением инициативы и самостоятельности
в выполнении трудовых заданий, в добровольном
нахождении для себя дела и самостоятельном
его выполнении, в готовности сделать
что-то приятное для окружающих. Нам было
очень важно умело поддержать первые ростки
детской инициативы, когда ребенок по
собственному побуждению включался в
трудовую деятельность. Это было важно
для формирования у детей умения выполнять
обязанности.
Инициативу в труде дети проявляли в тех случаях, когда мы умело переходили от предложения и требования выполнить задание к напоминанию его содержания и способов выполнения. С помощью вопросов мы постепенно приучали детей обращаться к своему опыту, вспоминать, что научились делать, и самим предлагать свои услуги, помощь. Чтобы облегчить ребенку выбор задания, мы организовывали специальные ситуации, в которых он мог проявить инициативу. Особенно были полезны ситуации, связанные с бытовым трудом (уборка уголка кукол, стеллажа с игрушками, шкафа с пособиями, ремонт книг и др.), трудом в природе.