Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:37, дипломная работа
Как часто в мире взрослых на ребенка навешивают ярлыки: этот - капризуля, тот - хулиган, драчун, эта - истеричка, плакса. Но ведь дети такими не рождаются, и их поведение, которое так действует на наши нервы, не возникает само по себе - за каждым проступком стоит сигнал. Это призыв к взрослым: ребенок хочет, чтобы его слышали, видели, понимали, принимали во внимание и уважали.
Как научиться распознавать сигналы, которые подают нам наши дети, и вовремя удовлетворять их жизненные потребности, минуя наказания и обиды.
Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психология детских капризов ……………………………………. 6
1.1.Особенности возрастного развития детей трех лет…………….... 6
1.2.Причины капризов и их проявления у детей трехлетнего
возраста……………………………………………………………
9
1.3.Стремление к самостоятельности детей раннего возраста……… 15
1.4.Особенности поручений ………………………………………… 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная: «Изучение уровня развития самостоятельности у детей
третьего года жизни»………………..
21
2.1.Краткая характеристика учебно-воспитательного процесса……. 21
2.2.Краткая характеристика выборки детей………………………… 22
2.3.Констатирующий эксперимент № 1…………………………….... 25
2.4.Констатирующий эксперимент № 2…………………………….... 34
2.5.Формирующий эксперимент……………………………………… 43
2.6.Контрольный эксперимент……………………………………….. 46
Заключение …………………………………………………………………………... 64
Список литературы ………………………………………………………………….. 65
Приложение № 1 ………………………………………………….............................. 67
Приложение № 2 ………………………………………………….............................. 82
2.2. Краткая характеристика выборки детей
ГДОУ № 75 реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. В детском саду обучаются и воспитываются дети с 1,5 до 7 лет. Дети не имеют отклонений в психическом и физическом развитии. В первой младшей группе воспитываются дети третьего года жизни. Списочный состав 18 человек.
Краткая характеристика детей:
2.3. Констатирующий эксперимент № 1
Цель:
Эксперимент проводился в естественной обстановке первой младшей группы ГДОУ № 75 в игровой форме.
Методика констатирующего эксперимента № 1: «Знакомые предметы» (оригинальная методика).
Цель: выявление стремления к самостоятельности в знаниях детей третьего года жизни о назначении бытовых предметов и умения пользоваться ими.
Организация предметной среды. На столик выкладывают три разных предмета, хорошо известные ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные часы, щетку для чистки одежды. В случае необходимости набор предметов можно менять, помня, однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит за столиком, взрослый располагается рядом с ним и выкладывает на столик предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ребенка и фиксирует соответствующие данные в протоколе.
Если ребенок не называет предметы, не действует с ними, либо совершает неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу, возит щетку по полу, как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает: «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и просит повторить его. После выполнения правильного действия взрослый хвалит малыша: «Правильно, молодец!»
Оценка параметров стремления к самостоятельности детей:
- Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно - 3 балла;
- Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно -2 балла;
- Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому – 1 балл;
- Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи – 0 балов
Таблица 1
Развитие стремления к самостоятельности
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Стремление к самостоятельности (в баллах) |
Уровни развития |
1 |
Александров Артем |
0 |
н |
2 |
Аллахвердиева Афруз |
2 |
с |
3 |
Барканова Алиса |
1 |
с |
4 |
Беляков Андрей |
2 |
с |
5 |
Воронов Валя |
2 |
с |
6 |
Заика Саша |
2 |
с |
7 |
Каржавин Даня |
2 |
с |
8 |
Комаров Ваня |
1 |
с |
9 |
Кондратюк Даша |
2 |
с |
10 |
Кудинова Аня |
1 |
с |
11 |
Макоев Артем |
0 |
н |
12 |
Нестерова Ольга |
1 |
с |
13 |
Петрушевская Тася |
2 |
с |
14 |
Рябов Рома |
2 |
с |
15 |
Саломахин Егор |
1 |
с |
16 |
Смирнов Андрей |
0 |
н |
17 |
Улхаева Милана |
2 |
с |
18 |
Цветкова Аня |
1 |
с |
Уровни развития стремления к самостоятельности:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний уровень - 1-2 балла;
Низкий уровень – 0 баллов
Анализ результатов показал следующее (Диаграмма 1), что у большинства детей (83,4%) экспериментальной группы стремление к самостоятельности на среднем уровне, у трех детей стремление (16,6%) отсутствует.
Диаграмма 1
Методика констатирующего
Цель: Выявить уровень сформированности самостоятельности в навыках самообслуживания у детей третьего года жизни.
Организация предметной среды.
Ситуация естественная: во время приема пищи, одевания на прогулку, приготовления ко сну.
Процедура проведения диагностики.
Ребенку предлагается самостоятельно есть ложкой, аккуратно; самостоятельно одеться, застегнуть различные застежки; самостоятельно пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него.
Оценка параметров развития самостоятельности:
- за правильно выполненное действие ребенок получал - 2 балла;
- действие, выполненное с небольшими неточностями -1 балла;
- неумение выполнять действие – 0 балл.
Таблица 2
Развитие самостоятельности в процессе самообслуживания
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Навыки самообслуживания |
Уровни развития | ||||||
Навыки самостоятельной еды (в баллах) |
Навыки самостоятельного одевания (в баллах) |
Навыки опрятности (туалет) (в баллах) | |||||||
Самостоятельность |
Аккуратность |
Пользование ложкой |
Самостоятельность |
Умение застегивать застежки |
Самостоятельность пользования |
Самостоятельность приведения в порядок | |||
1 |
Александров Артем |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
с |
2 |
Аллахвердиева Афруз |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
с |
3 |
Барканова Алиса |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
с |
4 |
Беляков Андрей |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
с |
5 |
Воронов Валя |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
с |
6 |
Заика Саша |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
с |
7 |
Каржавин Даня |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
8 |
Комаров Ваня |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
с |
9 |
Кондратюк Даша |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
10 |
Кудинова Аня |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
с |
11 |
Макоев Артем |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
с |
12 |
Нестерова Ольга |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
с |
13 |
Петрушевская Тася |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
с |
14 |
Рябов Рома |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
с |
15 |
Саломахин Егор |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
с |
16 |
Смирнов Андрей |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
н |
17 |
Улхаева Милана |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
18 |
Цветкова Аня |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
с |
Уровни развития самостоятельности в процессе самообслуживания
Высокий уровень (14 баллов) – дети самостоятельны;
Средний уровень (10-13баллов) – самостоятельность находится в стадии становления;
Ниже среднего (7 и менее баллов) – самостоятельность не развита.
Анализ результатов показал следующее (Диаграмма 2), что у большинства детей (77,7%) экспериментальной группы самостоятельность в процессе самообслуживания находится в стадии становления, у трех детей (16,6%) самостоятельность развита на высоком уровне, у одного ребенка (5,7%) самостоятельность не развита.
Диаграмма 2
Методика констатирующего
Цель: выявление самостоятельности детей третьего года жизни.
Организация предметной среды: пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов. Можно также использовать деревянную пирамидку в форме собачки (солдатика, матрешки, башни и пр.). В пробе взрослый одобряет правильные действия ребенка и порицает неправильные. При этом взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка.
Процедура проведения диагностики.
Проба «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».
Оценка параметров развития самостоятельности детей:
- Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец – 3 балла;
- Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца – 2 балла;
- Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему – 1 балл;
- Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему 0 баллов
Таблица 3
Развитие стремления воспроизводить образец действия взрослого
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Стремление воспроизводить образец действия взрослого (в баллах) |
Уровни развития |
1 |
Александров Артем |
0 |
н |
2 |
Аллахвердиева Афруз |
2 |
с |
3 |
Барканова Алиса |
1 |
с |
4 |
Беляков Андрей |
3 |
в |
5 |
Воронов Валя |
2 |
с |
6 |
Заика Саша |
2 |
с |
7 |
Каржавин Даня |
2 |
с |
8 |
Комаров Ваня |
1 |
с |
9 |
Кондратюк Даша |
2 |
с |
10 |
Кудинова Аня |
1 |
с |
11 |
Макоев Артем |
0 |
н |
12 |
Нестерова Ольга |
1 |
с |
13 |
Петрушевская Тася |
3 |
в |
14 |
Рябов Рома |
2 |
с |
15 |
Саломахин Егор |
1 |
с |
16 |
Смирнов Андрей |
0 |
н |
17 |
Улхаева Милана |
2 |
с |
18 |
Цветкова Аня |
1 |
с |