Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:37, дипломная работа

Описание

Как часто в мире взрослых на ребенка навешивают ярлыки: этот - капризуля, тот - хулиган, драчун, эта - истеричка, плакса. Но ведь дети такими не рождаются, и их поведение, которое так действует на наши нервы, не возникает само по себе - за каждым проступком стоит сигнал. Это призыв к взрослым: ребенок хочет, чтобы его слышали, видели, понимали, принимали во внимание и уважали.
Как научиться распознавать сигналы, которые подают нам наши дети, и вовремя удовлетворять их жизненные потребности, минуя наказания и обиды.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психология детских капризов ……………………………………. 6
1.1.Особенности возрастного развития детей трех лет…………….... 6
1.2.Причины капризов и их проявления у детей трехлетнего
возраста……………………………………………………………
9
1.3.Стремление к самостоятельности детей раннего возраста……… 15
1.4.Особенности поручений ………………………………………… 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная: «Изучение уровня развития самостоятельности у детей
третьего года жизни»………………..
21
2.1.Краткая характеристика учебно-воспитательного процесса……. 21
2.2.Краткая характеристика выборки детей………………………… 22
2.3.Констатирующий эксперимент № 1…………………………….... 25
2.4.Констатирующий эксперимент № 2…………………………….... 34
2.5.Формирующий эксперимент……………………………………… 43
2.6.Контрольный эксперимент……………………………………….. 46
Заключение …………………………………………………………………………... 64
Список литературы ………………………………………………………………….. 65
Приложение № 1 ………………………………………………….............................. 67
Приложение № 2 ………………………………………………….............................. 82

Работа состоит из  1 файл

диплом Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов.doc

— 4.45 Мб (Скачать документ)

2.2. Краткая характеристика выборки детей

ГДОУ № 75 реализует  основную  общеобразовательную    программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. В детском саду обучаются и воспитываются дети с 1,5 до 7 лет. Дети не имеют отклонений в психическом и физическом развитии. В первой младшей группе воспитываются дети третьего года жизни. Списочный состав 18 человек.

Краткая характеристика детей:

  1. Аллахвердиева Афруз, 2,5 г.: ест самостоятельно, но неаккуратно; использует во время еды ложку; одевается самостоятельно, но не умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и с помощью взрослого приводит себя в порядок после него.
  2. Александров Артем, 2,5 г.: ест самостоятельно, но неаккуратно; использует во время еды ложку; не одевается самостоятельно, не умеет застёгивать различные застежки; не  самостоятельно пользуется туалетом и с помощью взрослого приводит себя в порядок после него.
  3. Барканова Алиса, 2 г 8 мес.: ест самостоятельно, аккуратно; использует во время еды ложку; одевается самостоятельно, но не умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и с помощью взрослого приводит себя в порядок после него.
  4. Беляков Андрей, 2 г 10 мес.: ест самостоятельно, аккуратно; использует во время еды  ложку;  одевается  самостоятельно,     умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и самостоятельно приводит себя в порядок после него.
  5. Воронов Валя, 2 г 10 мес.: ест самостоятельно, но неаккуратно; использует во время еды ложку; одевается самостоятельно, но не умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и самостоятельно приводит себя в порядок после него.
  6. Заика Саша, 2,5 г.: ест самостоятельно, но неаккуратно; использует во время еды ложку; одевается самостоятельно,   но не умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и с помощью взрослого приводит себя в порядок после него.
  7. Каржавин Даня, 3 г.: ест самостоятельно, аккуратно; использует во время еды  ложку;  одевается  самостоятельно,     умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и самостоятельно приводит себя в порядок после него.
  8. Комаров Ваня, 2 г 11 мес.: ест самостоятельно, но неаккуратно; использует во время еды ложку; не одевается самостоятельно и не умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и   самостоятельно приводит себя в порядок после него.
  9. Кондратюк Даша, 2 г 7 мес.: ест самостоятельно, аккуратно; использует во время еды  ложку;  одевается  самостоятельно,     умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и самостоятельно приводит себя в порядок после него.
  10. Кудинова Аня, 3 г.: ест самостоятельно, но неаккуратно; использует во время еды ложку; не одевается самостоятельно и не умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и   самостоятельно приводит себя в порядок после него.
  11. Макоев Артем, 2, 5 г.:  ест самостоятельно, но неаккуратно; использует во время еды ложку; одевается самостоятельно, но не умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и с помощью взрослого приводит себя в порядок после него.
  12. Нестерова Ольга, 2,5 г.: ест самостоятельно, аккуратно; использует во время еды ложку; одевается самостоятельно, но не умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и с помощью взрослого приводит себя в порядок после него.
  13. Петрушевская Тася, 2 г 9 мес.:  ест самостоятельно, но неаккуратно; использует во время еды ложку; одевается самостоятельно, но не умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и самостоятельно приводит себя в порядок после него.
  14. Рябов Рома, 3 г.:  ест самостоятельно, аккуратно; использует во время еды  ложку;  одевается  самостоятельно, умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и самостоятельно приводит себя в порядок после него.
  15. Саломахин Егор, 2 г 8 мес.: ест самостоятельно, аккуратно; использует во время еды  ложку;  одевается  самостоятельно,     умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и самостоятельно приводит себя в порядок после него.
  16. Смирнов Андрей, 2 г 8 мес.: не ест самостоятельно, неаккуратно; не использует во время еды ложку; не одевается самостоятельно, не умеет застёгивать различные застежки; не самостоятельно пользуется туалетом и с помощью взрослого приводит себя в порядок после него.
  17. Улхаева Милана, 2,5 г.: ест самостоятельно, аккуратно; использует во время еды  ложку;  одевается  самостоятельно,     умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и самостоятельно приводит себя в порядок после него.
  18. Цветкова Аня, 3 г.: ест самостоятельно, аккуратно; использует во время еды ложку; одевается самостоятельно, но не умеет застёгивать различные застежки; самостоятельно пользуется туалетом и с помощью взрослого приводит себя в порядок после него.

2.3. Констатирующий эксперимент № 1

Цель:

  1. выявить уровни сформированности самостоятельности у детей третьего года жизни в навыках самообслуживания на начальном этапе (сентябрь, октябрь) исследования;
  2. выявить стремление к самостоятельности в знаниях детей третьего года жизни о назначении бытовых предметов и умении пользоваться ими;
  3. выявить систему учебно-воспитательной работы в группе по развитию самостоятельности.

Эксперимент проводился в естественной обстановке первой младшей группы ГДОУ № 75 в игровой форме.

Методика  констатирующего эксперимента № 1: «Знакомые предметы» (оригинальная методика).

Цель: выявление стремления к самостоятельности в знаниях  детей третьего года жизни о назначении бытовых предметов и умения пользоваться ими.

Организация предметной среды. На столик выкладывают три разных предмета, хорошо известные ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные часы, щетку для чистки одежды. В случае необходимости набор предметов можно менять, помня, однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит за столиком, взрослый располагается рядом с ним и выкладывает на столик предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ребенка и фиксирует соответствующие данные в протоколе.

Если ребенок  не называет предметы, не действует  с ними, либо совершает неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу, возит щетку по полу, как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает: «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и просит повторить его. После выполнения правильного действия взрослый хвалит малыша: «Правильно, молодец!»

Оценка параметров стремления к самостоятельности детей:

- Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно - 3 балла;

- Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно -2 балла;

- Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому – 1 балл;

- Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи – 0 балов

Таблица 1

Развитие стремления к самостоятельности

п/п

Фамилия, имя ребенка

Стремление к самостоятельности

(в баллах)

Уровни развития

1

Александров Артем

0

н

2

Аллахвердиева Афруз

2

с

3

Барканова Алиса

1

с

4

Беляков Андрей

2

с

5

Воронов Валя

2

с

6

Заика Саша

2

с

7

Каржавин Даня

2

с

8

Комаров Ваня

1

с

9

Кондратюк Даша

2

с

10

Кудинова Аня

1

с

11

Макоев Артем

0

н

12

Нестерова Ольга

1

с

13

Петрушевская Тася

2

с

14

Рябов Рома

2

с

15

Саломахин Егор

1

с

16

Смирнов Андрей

0

н

17

Улхаева Милана

2

с

18

Цветкова Аня

1

с


 

Уровни развития стремления к самостоятельности:

Высокий уровень – 3 балла;

Средний уровень -  1-2 балла;

Низкий уровень – 0 баллов

Анализ результатов  показал следующее (Диаграмма 1), что у большинства детей (83,4%) экспериментальной группы стремление к самостоятельности на среднем уровне, у трех детей стремление  (16,6%) отсутствует.

Диаграмма 1

 

 

Методика констатирующего эксперимента № 2: «Определение уровня развития самостоятельности в процессе самообслуживания детей третьего года жизни» (адаптированная методика И.С. Авдеева).

Цель: Выявить   уровень  сформированности самостоятельности в навыках   самообслуживания  у детей третьего года жизни.

Организация предметной среды.

Ситуация естественная: во время приема пищи, одевания на прогулку, приготовления ко сну.

Процедура проведения диагностики.

Ребенку предлагается самостоятельно есть ложкой, аккуратно; самостоятельно одеться, застегнуть различные застежки; самостоятельно пользоваться туалетом и приводить себя в порядок после него.

Оценка параметров развития самостоятельности:

- за правильно выполненное действие ребенок получал - 2 балла;

- действие, выполненное с небольшими неточностями -1 балла;

- неумение выполнять  действие – 0 балл.

Таблица 2

  Развитие самостоятельности в процессе  самообслуживания

п/п

Фамилия, имя ребенка

Навыки самообслуживания

Уровни развития

Навыки самостоятельной еды (в баллах)

Навыки самостоятельного одевания (в баллах)

Навыки опрятности (туалет) (в баллах)

Самостоятельность

Аккуратность

Пользование ложкой

Самостоятельность

Умение застегивать застежки

Самостоятельность пользования

Самостоятельность приведения в порядок

1

Александров Артем

2

1

2

1

1

1

2

с

2

Аллахвердиева Афруз

2

1

2

2

1

2

2

с

3

Барканова Алиса

2

2

1

2

1

2

2

с

4

Беляков Андрей

2

2

2

2

2

2

1

с

5

Воронов Валя

2

1

2

2

1

2

2

с

6

Заика Саша

2

1

2

2

1

2

1

с

7

Каржавин Даня

2

2

2

2

2

2

2

в

8

Комаров Ваня

2

1

1

1

2

2

1

с

9

Кондратюк Даша

2

2

2

2

2

2

2

в

10

Кудинова Аня

2

1

1

1

1

2

1

с

11

Макоев Артем

2

1

2

2

2

2

2

с

12

Нестерова Ольга

2

2

1

2

1

2

1

с

13

Петрушевская Тася

2

1

2

2

2

2

2

с

14

Рябов Рома

2

2

2

2

1

2

1

с

15

Саломахин Егор

2

2

1

2

2

2

1

с

16

Смирнов Андрей

0

0

0

0

0

0

0

н

17

Улхаева Милана

2

2

2

2

2

2

2

в

18

Цветкова Аня

2

2

1

2

1

2

1

с


 

Уровни развития самостоятельности в процессе самообслуживания

Высокий уровень (14 баллов) – дети самостоятельны;

Средний уровень (10-13баллов) – самостоятельность находится в стадии становления;

Ниже среднего (7 и менее баллов) – самостоятельность не развита.

Анализ результатов  показал следующее (Диаграмма 2), что у большинства детей (77,7%) экспериментальной группы самостоятельность в процессе самообслуживания находится в стадии становления, у трех детей (16,6%) самостоятельность развита на высоком уровне, у одного ребенка (5,7%) самостоятельность не развита.

Диаграмма 2

 

Методика констатирующего эксперимента № 3: «Действия по образцу» (оригинальная методика).

Цель: выявление самостоятельности детей третьего года жизни.

Организация предметной среды: пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов. Можно также использовать деревянную пирамидку в форме собачки (солдатика, матрешки, башни и пр.). В пробе взрослый одобряет правильные действия ребенка и порицает неправильные. При этом взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка.

Процедура проведения диагностики.

Проба «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к  ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Оценка параметров развития самостоятельности детей:

- Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец – 3 балла;

- Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца – 2 балла;

- Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему – 1 балл;

- Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему 0 баллов

Таблица 3

Развитие стремления воспроизводить образец действия взрослого

п/п

Фамилия, имя ребенка

Стремление воспроизводить образец действия взрослого 

(в баллах)

Уровни развития

1

Александров Артем

0

н

2

Аллахвердиева Афруз

2

с

3

Барканова Алиса

1

с

4

Беляков Андрей

3

в

5

Воронов Валя

2

с

6

Заика Саша

2

с

7

Каржавин Даня

2

с

8

Комаров Ваня

1

с

9

Кондратюк Даша

2

с

10

Кудинова Аня

1

с

11

Макоев Артем

0

н

12

Нестерова Ольга

1

с

13

Петрушевская Тася

3

в

14

Рябов Рома

2

с

15

Саломахин Егор

1

с

16

Смирнов Андрей

0

н

17

Улхаева Милана

2

с

18

Цветкова Аня

1

с

Информация о работе Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов