Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:37, дипломная работа
Как часто в мире взрослых на ребенка навешивают ярлыки: этот - капризуля, тот - хулиган, драчун, эта - истеричка, плакса. Но ведь дети такими не рождаются, и их поведение, которое так действует на наши нервы, не возникает само по себе - за каждым проступком стоит сигнал. Это призыв к взрослым: ребенок хочет, чтобы его слышали, видели, понимали, принимали во внимание и уважали.
Как научиться распознавать сигналы, которые подают нам наши дети, и вовремя удовлетворять их жизненные потребности, минуя наказания и обиды.
Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психология детских капризов ……………………………………. 6
1.1.Особенности возрастного развития детей трех лет…………….... 6
1.2.Причины капризов и их проявления у детей трехлетнего
возраста……………………………………………………………
9
1.3.Стремление к самостоятельности детей раннего возраста……… 15
1.4.Особенности поручений ………………………………………… 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная: «Изучение уровня развития самостоятельности у детей
третьего года жизни»………………..
21
2.1.Краткая характеристика учебно-воспитательного процесса……. 21
2.2.Краткая характеристика выборки детей………………………… 22
2.3.Констатирующий эксперимент № 1…………………………….... 25
2.4.Констатирующий эксперимент № 2…………………………….... 34
2.5.Формирующий эксперимент……………………………………… 43
2.6.Контрольный эксперимент……………………………………….. 46
Заключение …………………………………………………………………………... 64
Список литературы ………………………………………………………………….. 65
Приложение № 1 ………………………………………………….............................. 67
Приложение № 2 ………………………………………………….............................. 82
Проявлению инициативы детей в труде, во многом способствовали поручения, даваемые нами задолго до их выполнения: что-либо сделать, но после завтрака, обеда, игры, сна и т.д. При этом мы предлагали ребенку напомнить нам об этом: «Сережа, у нас времени мало, а вот после сна напомни мне. Я тебе поручу очень нужное дело. Хорошо?» Обычно ребенка очень радовало наше доверие.
В оценке труда, достигнутых результатов мы широко использовали игровые приемы. При этом мы не могли обойтись без персонажей кукольного театра «Петрушка». С его помощью нам легко удавалось не только оценить сделанную работу, но и легко закрепить полезные и нужные в трудовой деятельности правила: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело-до конца, проявлять старание. В занимательной игровой форме мы анализировали деятельность ребенка, рассказывали, что он хорошо выполнял, в чем ошибался.
2.6. Контрольный эксперимент
Контрольный эксперимент проводился по методикам констатирующего эксперимента:
- «Знакомые предметы»;
- «Определение уровня развития самостоятельности в процессе самообслуживания детей третьего года жизни»;
- «Действия по образцу»;
- «Определение уровня развития самостоятельности у детей третьего года жизни в свободной деятельности»;
- «Действия строго по образцу»;
- «Поручения»;
- «Гипопротекция»;
- «Незнакомый предмет».
Количественная и качественная обработка полученных результатов контрольного эксперимента №1:
Методика 1: «Знакомые предметы».
Цель: выявление стремления к самостоятельности в знаниях детей третьего года жизни о назначении бытовых предметов и умения пользоваться ими.
Таблица 1
Развитие стремления к самостоятельности
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Стремление к самостоятельности (в баллах) |
Уровни развития |
1 |
Александров Артем |
1 |
с |
2 |
Аллахвердиева Афруз |
3 |
в |
3 |
Барканова Алиса |
2 |
с |
4 |
Беляков Андрей |
3 |
в |
5 |
Воронов Валя |
3 |
в |
6 |
Заика Саша |
3 |
в |
7 |
Каржавин Даня |
3 |
в |
8 |
Комаров Ваня |
2 |
с |
9 |
Кондратюк Даша |
3 |
в |
10 |
Кудинова Аня |
2 |
с |
11 |
Макоев Артем |
1 |
с |
12 |
Нестерова Ольга |
2 |
с |
13 |
Петрушевская Тася |
3 |
в |
14 |
Рябов Рома |
3 |
в |
15 |
Саломахин Егор |
2 |
с |
16 |
Смирнов Андрей |
1 |
с |
17 |
Улхаева Милана |
3 |
в |
18 |
Цветкова Аня |
2 |
с |
Уровни развития стремления к самостоятельности:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний уровень - 1-2 балла;
Низкий уровень – 0 баллов
Анализ результатов показал следующее (Диаграмма 1), что у половины детей (50%) после формирующего эксперимента стремление к самостоятельности на высоком уровне, у другой половины (50%) - на среднем уровне, низкий уровень отсутствует.
Диаграмма 1
Методика 2: «Определение уровня развития самостоятельности в процессе самообслуживания детей третьего года жизни».
Цель: Выявить уровень сформированности самостоятельности в навыках самообслуживания у детей третьего года жизни.
Таблица 2
Развитие самостоятельности в процессе самообслуживания
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Навыки самообслуживания |
Уровни развития | ||||||
Навыки самостоятельной еды (в баллах) |
Навыки самостоятельного одевания (в баллах) |
Навыки опрятности (туалет) (в баллах) | |||||||
Самостоятельность |
Аккуратность |
Пользование ложкой |
Самостоятельность |
Умение застегивать застежки |
Самостоятельность пользования |
Самостоятельность приведения в порядок | |||
1 |
Александров Артем |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
2 |
Аллахвердиева Афруз |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
в |
3 |
Барканова Алиса |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
с |
4 |
Беляков Андрей |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
5 |
Воронов Валя |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
6 |
Заика Саша |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
в |
7 |
Каржавин Даня |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
8 |
Комаров Ваня |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
с |
9 |
Кондратюк Даша |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
10 |
Кудинова Аня |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
с |
11 |
Макоев Артем |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
12 |
Нестерова Ольга |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
с |
13 |
Петрушевская Тася |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
14 |
Рябов Рома |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
15 |
Саломахин Егор |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
с |
16 |
Смирнов Андрей |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
с |
17 |
Улхаева Милана |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
18 |
Цветкова Аня |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
в |
Уровни развития самостоятельности в процессе самообслуживания
Высокий уровень (14 баллов) – дети самостоятельны;
Средний уровень (10-13баллов) – самостоятельность находится в стадии становления;
<span class="dash041e_0431_044b_