Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:37, дипломная работа

Описание

Как часто в мире взрослых на ребенка навешивают ярлыки: этот - капризуля, тот - хулиган, драчун, эта - истеричка, плакса. Но ведь дети такими не рождаются, и их поведение, которое так действует на наши нервы, не возникает само по себе - за каждым проступком стоит сигнал. Это призыв к взрослым: ребенок хочет, чтобы его слышали, видели, понимали, принимали во внимание и уважали.
Как научиться распознавать сигналы, которые подают нам наши дети, и вовремя удовлетворять их жизненные потребности, минуя наказания и обиды.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психология детских капризов ……………………………………. 6
1.1.Особенности возрастного развития детей трех лет…………….... 6
1.2.Причины капризов и их проявления у детей трехлетнего
возраста……………………………………………………………
9
1.3.Стремление к самостоятельности детей раннего возраста……… 15
1.4.Особенности поручений ………………………………………… 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная: «Изучение уровня развития самостоятельности у детей
третьего года жизни»………………..
21
2.1.Краткая характеристика учебно-воспитательного процесса……. 21
2.2.Краткая характеристика выборки детей………………………… 22
2.3.Констатирующий эксперимент № 1…………………………….... 25
2.4.Констатирующий эксперимент № 2…………………………….... 34
2.5.Формирующий эксперимент……………………………………… 43
2.6.Контрольный эксперимент……………………………………….. 46
Заключение …………………………………………………………………………... 64
Список литературы ………………………………………………………………….. 65
Приложение № 1 ………………………………………………….............................. 67
Приложение № 2 ………………………………………………….............................. 82

Работа состоит из  1 файл

диплом Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов.doc

— 4.45 Мб (Скачать документ)

 

Уровни воспроизведения образца:

Высокий уровень – 3 балла;

Средний уровень -  1-2 балла;

Низкий уровень – 0 баллов

Анализ результатов  показал следующее (Диаграмма 3): в  данной пробе дети вели себя по-разному. Одни увлеченно действовали с предметами, пытаясь достичь результата (11,1%), другие же осторожно манипулировали с ними, переставляли детали, которые нужно собрать, постепенно утрачивая цель действия (72,3%). Причем заинтересованность детей определялись реакцией экспериментатора. Дети оживлялись, радостно улыбались, когда он обращался к ним, при неудачах протягивали детали с просьбой помочь (16,6%). Конечный результат оценивали только некоторые дети.

Диаграмма 3

 

Методика констатирующего эксперимента № 4: «Определение уровня развития самостоятельности у детей третьего года жизни в свободной деятельности» (оригинальная методика).

Цель: Выявить уровень развития самостоятельности в свободной деятельности (поручения) детей третьего года жизни.

Организация предметной среды.

Ситуация естественная: во время свободной и самостоятельной деятельности детей.

Процедура проведения диагностики: Ребенку даются различные поручения – расставить игрушки, убрать строительный материал, помочь сверстникам убрать игрушки.

Оценка параметров развития самостоятельности в свободной деятельности (поручения):

- ребенку доставляет  радость сделать что-то для того, кто просит его об услуге – 3 балла;

- ребенок в основном  охотно выполняет поручения –  2 балла;

- ребенок выполняет  поручения без явного энтуазизма  или редко соглашается на это  – 1 балл;

- ребенок не выполняет  поручения – 0 баллов

                                                                                                        Таблица 4 
Уровень  развития самостоятельности в свободной деятельности

п/п

Фамилия, имя ребенка

 Выполнение 

(в баллах)

Уровни развития

1

Александров Артем

0

н

2

Аллахвердиева Афруз

2

с

3

Барканова Алиса

3

в

4

Беляков Андрей

2

с

5

Воронов Валя

3

в

6

Заика Саша

3

в

7

Каржавин Даня

2

с

8

Комаров Ваня

2

с

9

Кондратюк Даша

2

с

10

Кудинова Аня

2

с

11

Макоев Артем

0

н

12

Нестерова Ольга

3

в

13

Петрушевская Тася

2

с

14

Рябов Рома

3

в

15

Саломахин Егор

3

в

16

Смирнов Андрей

0

н

17

Улхаева Милана

2

с

18

Цветкова Аня

1

с


 

Уровни сформированности навыков социализации

Высокий уровень – 3 балла;

Средний уровень – 1-2 балла;

Низкий уровень – 0 баллов.

Анализ результатов показал следующее (Диаграмма 4), что большинство детей экспериментальной группы (50%) охотно  и с радостью выполняют поручения, трое детей (16,6%) отказались выполнять поручения.

Диаграмма 4

 

 

Таблица 5

Общий средний уровень развития самостоятельности детей третьего года жизни

п/п

Фамилия, имя ребенка

 Методика № 1

Методика № 2

Методика № 3

Методика № 4

Средний уровень

1

Александров Артем

н

с

н

н

н

2

Аллахвердиева Афруз

с

с

с

с

с

3

Барканова Алиса

с

с

с

в

с

4

Беляков Андрей

с

с

в

с

с

5

Воронов Валя

с

с

с

в

с

6

Заика Саша

с

с

с

в

с

7

Каржавин Даня

с

в

с

с

с

8

Комаров Ваня

с

с

с

с

с

9

Кондратюк Даша

с

в

с

с

с

10

Кудинова Аня

с

с

с

с

с

11

Макоев Артем

н

с

н

н

н

12

Нестерова Ольга

с

с

с

в

с

13

Петрушевская Тася

с

с

в

с

с

14

Рябов Рома

с

с

с

в

с

15

Саломахин Егор

с

с

с

в

с

16

Смирнов Андрей

н

н

н

н

н

17

Улхаева Милана

с

в

с

с

с

18

Цветкова Аня

с

с

с

с

с


 

Диаграмма 5

Вывод:

Высокий уровень развития самостоятельности – отсутствует;

Средний уровень развития самостоятельности - –15 человек – 83,4%;

Низкий уровень развития самостоятельности – 3 человека – 16,6%.

2.4. Констатирующий эксперимент № 2

Цель:

  1. Выявить наличие капризов и их проявления у детей третьего года жизни при ограничении самостоятельности детей.
  2. Выявить причины капризов детей третьего года жизни при воздействии со стороны взрослого (выполнение поручения).
  3. Выявить причины капризов детей третьего года жизни при запрещении действия со стороны взрослого (постановка условия).
  4. Выявить причины капризов детей третьего года жизни при изучении незнакомого предмета.

Методика  констатирующего эксперимента № 1: «Действия строго по образцу» (оригинальная методика).

Цель: Выявить причины капризов при ограничении самостоятельности детей третьего года жизни.

Организация предметной среды: пластмассовый конструктор с жестким креплением для постройки домика (типа «Лего»).

Проба. «Конструктор». Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться». Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали, собирает образец действия для ребенка. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, только вот этот домик». Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый не соглашается с ним.

Оценка параметров действия детей строго по образцу:

- если ребенок угождает взрослому – 2 балла;

- если ребенок  проявляет своеволие и собирает  другое – 1 балл;

- если ребенок протестует и отказывается собирать – 0 баллов

Таблица 1

Стремления воспроизводить образец действия взрослого

п/п

Фамилия, имя ребенка

Стремление воспроизводить образец действия взрослого

(в баллах)

Показатель причин

1

Александров Артем

2

 

2

Аллахвердиева Афруз

2

 

3

Барканова Алиса

1

своеволие

4

Беляков Андрей

2

 

5

Воронов Валя

2

 

6

Заика Саша

2

 

7

Каржавин Даня

2

 

8

Комаров Ваня

1

своеволие

9

Кондратюк Даша

2

 

10

Кудинова Аня

1

своеволие

11

Макоев Артем

0

протест

12

Нестерова Ольга

1

своеволие

13

Петрушевская Тася

2

 

14

Рябов Рома

2

 

15

Саломахин Егор

1

своеволие

16

Смирнов Андрей

0

протест

17

Улхаева Милана

2

 

18

Цветкова Аня

1

своеволие


 

Анализ результатов  показал следующее (Диаграмма 1), что 55,6% детей собрали образец действия, 33,3% проявили своеволие и собрали свою деталь, 11,1% отказались собирать.

Диаграмма 1

 

 

Методика  констатирующего эксперимента № 2: «Поручения» (оригинальная методика).

Цель: Выявить причины капризов детей третьего года жизни при воздействии со стороны взрослого.

Организация предметной среды.

Ситуация естественная: во время свободной и самостоятельной деятельности детей.

Процедура проведения диагностики: Каждому ребенку индивидуально даются различные поручения – расставить игрушки, убрать строительный материал, помочь сверстникам убрать игрушки.

Оценка параметров выполнения поручения:

- ребенок угождает взрослому и выполняет поручение – 2 балла;

- ребенок проявляет  своеволие и выполняет поручение другого ребенка, выполняет поручение после неоднократного напоминания взрослого – 1 балл;

- ребенок протестует  и отказывается выполнять поручение – 0 баллов

                                                                                                        Таблица 2 
Выполнение поручений взрослого

п/п

Фамилия, имя ребенка

 Выполнение 

(в баллах)

Общий показатель

1

Александров Артем

1

своеволие

2

Аллахвердиева Афруз

2

 

3

Барканова Алиса

1

своеволие

4

Беляков Андрей

2

 

5

Воронов Валя

2

 

6

Заика Саша

2

 

7

Каржавин Даня

2

 

8

Комаров Ваня

1

своеволие

9

Кондратюк Даша

2

 

10

Кудинова Аня

1

своеволие

11

Макоев Артем

0

протест

12

Нестерова Ольга

1

своеволие

13

Петрушевская Тася

2

 

14

Рябов Рома

2

 

15

Саломахин Егор

1

своеволие

16

Смирнов Андрей

0

протест

17

Улхаева Милана

2

 

18

Цветкова Аня

2

 

 

Анализ результатов  показал следующее (Диаграмма 2), что 55,6% детей экспериментальной группы выполняют поручения, 33,3% проявили своеволие, 11,1% отказались выполнять поручения.

 

Диаграмма 2

 

 

Методика  констатирующего эксперимента № 3: «Гипопротекция» (оригинальная методика).

Цель: Выявить причины капризов детей третьего года жизни при запрещении действия со стороны взрослого (постановка условия).

Организация предметной среды.

Ситуация естественная: во время свободной и самостоятельной деятельности детей.

Процедура проведения диагностики: Взрослый показывает детям новую игрушку и ставит ее на свой стол, при этом сообщает детям, что поиграть с ней можно будет только  после того, как они погуляют.

Оценка параметров выполнения условий:

- ребенок угождает взрослому – 2 балла;

- ребенок проявляет  своеволие и берет игрушку до прогулки– 1 балл;

- ребенок протестует  и требует игрушку немедленно – 0 баллов

Таблица 3

Выполнение условий взрослого

п/п

Фамилия, имя ребенка

 Выполнение условий

(в баллах)

Общий показатель

1

Александров Артем

1

своеволие

2

Аллахвердиева Афруз

2

 

3

Барканова Алиса

1

своеволие

4

Беляков Андрей

2

 

5

Воронов Валя

2

 

6

Заика Саша

2

 

7

Каржавин Даня

2

 

8

Комаров Ваня

1

своеволие

9

Кондратюк Даша

2

 

10

Кудинова Аня

1

своеволие

11

Макоев Артем

0

протест

12

Нестерова Ольга

1

своеволие

13

Петрушевская Тася

2

 

14

Рябов Рома

2

 

15

Саломахин Егор

1

своеволие

16

Смирнов Андрей

0

протест

17

Улхаева Милана

2

 

18

Цветкова Аня

1

своеволие

Информация о работе Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни как условие преодоления капризов