Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества - сказкой.
Задачи:
проанализировать развитие творческого воображения как психолого-педагогическую проблему;
рассмотреть особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
раскрыть сущность словотворчества и роли сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста;
продиагностировать уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников средствами литературного творчества 6
1.1. Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Влияние литературного творчества на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества 24
2.1. Констатирующий этап эксперимента 24
2.2. Анализ полученных данных 33
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложения 42

Работа состоит из  1 файл

Ира педагогика передел.doc

— 564.00 Кб (Скачать документ)

Активное воображение  направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера  этих задач оно делится на два  вида:

  • воображение воссоздающее;
  • воображение творческое.

Задачи воссоздающего воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книги или художественную литературу, смотрим картины, мы представляем себе, то, что описывается и показывается. Одно дело - понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (эта - задачи мышления); совсем другое представить в виде живых образов, как лежит в кроватки младенец, и тянет ручки к игрушке, как выглядят героя романа, как бы очутиться самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понятие - необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость и конкретность.

Может показаться странным, что воображение  требуется и при рассмотрении картины: там ведь все передано наглядно. Тем не менее, если не «вжиться» в  картину, не представить себе изображений  на ней «кусок жизни» мы только скользнем по ней глазами, ничего не почувствовав.

Сложность задач, возникающих перед  воображением, зависит от характера  сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить - от того, насколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой  форме они выражены.

Представления воссоздающего воображения  различаются по их точности и яркости. Точность, правильность построения представлений  в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяется жизненным опытом человеком, накопленным им раньше запасом представлений. Ведь это резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе море человек, который видел воду только льющейся из крана. Определяется оно и уровнем пониманием тех описанием и изображений, по которым создаются представления.

Но яркость, живость, отчетливость новых образов зависит не от запаса представлений, а от индивидуальных особенностей человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение  окрашено чувствами.

Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярков виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.

Проблема развития воображения  и творчества всесторонне исследовалась  в Институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук как развитие творческих способностей в познавательной, интеллектуальной и эмоционально-волевой  сфере (А.А. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, Т.А. Репина, О.М. Дъяченко), развитие воображения в игре (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Р.И. Жуковская), формирование творчества в разных видах художественной деятельности (Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Т. Казакова, О.С. Ушакова).

Исходя   из    сказанного выше,   можно    сделать    как  психологический       вывод: воображение – это мысленный отход от прошлого опыта, это преобразование данного и создание на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее; так и педагогический вывод: необходимо расширять опыт ребенка, т.к. чем больше он видел, слышал и пережил, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.

 

1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

 

Л.С. Выготский характеризует старший дошкольный возраст активизацией функции воображения: вначале воссоздающее воображение -  позволяющее на раннем этапе представлять сказочные образы, а затем и творческое воображение - благодаря которому создается принципиально новый образ.  У детей этого возраста воображение может опираться на такие представления, которые вовсе не похожи на замещаемые предметы. Происходит интериоризация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса. Воображение отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним. Л.C. Выготский подчеркивает, что эти два процесса развиваются взаимосвязано.  Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. Складываются действия воображения - создание замысла в форме наглядной модели, явления, события и последующее обогащение деталями, придание конкретности. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое; появляется творческое воображение [7, c. 103].

В.В. Давыдов указывает на такую особенность воображения старших дошкольников, как подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения; создание нового, оригинального произведения; придумывание разных вариантов одной и той же темы. Эти особенности и определяют уровень творческого воображения [9, c. 233].

Д.Б. Эльконин  обращает внимание  на такую особенность воображения детей,  которая позволяет ребенку   в силу своей несостоятельности что-то домысливать и воображать, потому что развитие воображения связано, прежде всего, со специальными наглядно-образными задачами, условия которых задаются извне, а основания и цель таких задач связаны с осмыслением их  условий.  Второй особенностью воображения будет организация уже не наличной ситуации, а собственного опыта ребенка. Причем, так же как и первая особенность,  она предполагает такое руководство, при котором подлинным субъектом деятельности является сам ребенок, активно владеющий различными ранее усвоенными системами норм, способами действий и эталонами. Без багажа собственного опыта ребенок не сможет перейти к следующему этапу развития воображения. Специфика третьей особенности – наличие определенной внутренней роли или позиции, которая позволит ребенку самостоятельно задавать предметные отношения и их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла [29, c. 139]. 

Как указывают психологи, старшего дошкольника привлекает сам процесс  фантазирования. Он начинает выдумывать, комбинировать, создавать новые  ситуации, героев. В своих фантазиях  он легко использует заместители: так  в качестве игрового материала в  ход идет природный материал (шишки, листья, палки, камни и др.). В этом возрасте дети легко создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющие определенные характеристики и действующие в характерных ситуациях. Например, придумывают себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх. В создании таких фантазий участвует развивающая функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональную и личностную проблему. Ребенок включает своих героев в специфические, жизненные условия, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений. Ребенок владеет нестандартными приемами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Приемом антропоморфизации - одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок. Также наиболее распространенным приемом в словесном творчестве ребенка является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями, в которых он начинает понимать, что в них не все возможно. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение.

В возрасте пяти лет у детей появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Опорой служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребенок начинает сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории (О.М. Дьяченко, Л.Ю. Субботина и др.) [25].

Но все равно воображение  дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно его взволновало, увлекло, поразило: прочитанная книга, увиденный мультфильм или новая  игрушка. Рост произвольности воображения проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно подбирают готовое оборудование.

Из этого можно сделать  вывод:

1) в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения -  фантазирование;        

2)    ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;

3) воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;

4) воображение переходит  во внутренний план, так как  отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

 

1.3. Влияние литературного творчества на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста

 

Существуют различные суждения о литературном творчестве детей. Одни приписывают ребенку творчество художника, поэтическую фантазию, превосходящую фантазию поэта. Так, немецкий исследователь детского литературного творчества Гизе утверждал, что все дети с ранних лет имеют склонность к сочинительству, при этом они вполне способны отдавать себе отчет в своем литературном творчестве, в критике своих и чужих произведений.

Другие - отказывают ребенку в творчестве, сводя его действия к чистому  копированию. Американские педагоги считают  творчество в области литературы исключительно сложным даже для  школьников, т.к. занятия литературой основаны на повторении, а это мешает индивидуальности и оригинальности творчества. Словесная выучка, предваряющая творческий процесс, препятствует эмоциональному выражению детей, сковывает свободу [13, c. 19].

Исследование отечественных педагогов  и психологов доказывают доступность простых форм словесного творчества, как школьникам, так и детям дошкольного возраста. С.Ф. Козлов предлагает рассматривать литературное творчество детей как один из видов детского учебного труда или одну из форм творческой самодеятельности, которое у детей младшего возраста носит характер игры. И в том и в другом случае детское творчество по своему существу является деятельностью, развивающейся под влиянием обучения и воспитания и в результате этого влияния.

Важным представляется рассмотрение вопроса о необходимости формирования словесного творчества. Обучение сочинению сказок, рассказов, стихов не означает подготовки детей к будущей литературной деятельности. Подобная деятельность значима, в первую очередь, для самого ребенка. Процесс изменения представлений и понятий и созидание новых художественных образов совершается во взаимном действии эмоций, воображения, мышления, речи, воли, которые принимают объективно-предметное выражение в форме литературного произведения. Не случайно детское словотворчество является богатым источником для изучения духовного мира детей и показателем их развития. Но особенно важным становится то, что в процессе творчества ребенок овладевает универсальной способностью, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей [23].

В основе словесного творчества лежит  восприятие художественной литературы, устного народного творчества, в  том числе и малых фольклорных  форм.

Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи проявление наблюдательности, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Творческий рассказ – рассказ, который дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

К анализу сказок все  чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Развитие словесного творчества детей  на материале волшебной сказки следует  рассматривать как многосторонний процесс, предполагающий формирование у детей интереса к жанру путем обогащения и активизации их литературного опыта; ознакомление с идейно-тематическим, сюжетно-композиционным и стилистическим своеобразием волшебной сказки в процессе ее восприятия; обучение умениям творческой деятельности создания сказок в ходе знакомства с различными способами сочинения, то есть процесс поэтапного введения компонентов творческой деятельности: мотив->материал для последующего творчества->средства его преобразования.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

Информация о работе Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема