Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества - сказкой.
Задачи:
проанализировать развитие творческого воображения как психолого-педагогическую проблему;
рассмотреть особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
раскрыть сущность словотворчества и роли сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста;
продиагностировать уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников средствами литературного творчества 6
1.1. Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Влияние литературного творчества на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества 24
2.1. Констатирующий этап эксперимента 24
2.2. Анализ полученных данных 33
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложения 42

Работа состоит из  1 файл

Ира педагогика передел.doc

— 564.00 Кб (Скачать документ)

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому - дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый  волк

Лиса хитрая  колобок

Сказки о  бытовых предметах - началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев:

  • Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)
  • Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь - липовая нога»)
  • Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)

Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек - к сказке.

Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок  героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

Нарисуй сказку - дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Игровые задания.

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей. Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют. Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

«Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

«продукты» по порядку входят в круг – «горшочек».

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

В своей работе мы также  используем следующие методы для  развития творческого воображения:

«Заканчиваем сказку» - суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Для этого, необходимо озвучить ребенку начало придуманной сказки. Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…». Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

«Рассказ о конкретном персонаже» - суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его  характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого  воображения, формирование нравственного  воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные  уроки, которые персонаж извлекает  в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.

«Сказка с помощью  картинок» - суть метода: в том, чтобы  по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые  изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

В работе используется стимульный материал, состоящий из серии картинок. Для этого подойдут картинки из детских  книжек, пособия или буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его  детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.

«Инсценируем сказку» - суть метода: воплощение сюжета прочитанной  или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизация  творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Для того чтобы инсценировать  сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы  или куклы. И дать возможность  детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

При работе над сказками с детьми необходима искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Желательно привлечь к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

Не надо предлагать сразу  много игр, заданий. На одном занятии  брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

Для того чтобы выявить  уровень развития воображения, было проведено  обследование детей старшей группы. При проведении обследования использовались методики, разработанные Л.Ю. Субботиной «Развитие воображения у детей» и Е.Е. Туник «Психодиагностика творческого мышления».

Обследование проводилось  индивидуально с каждым ребенком и по подгруппам в количестве 5 человек.                                                                                                                                             

При проведении  обследования использовались методы исследования:

  • индивидуальная беседа с ребенком. Особенность данного метода в том, что можно внести коррективы в материалы наблюдений, понять и оценить собранные факты. Цель данной беседы: определение отношения детей к процессу придумывания сказок (см. Приложение   1);
  • психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение дошкольника ведется непосредственно в процессе обучения и воспитания, но при обязательном формировании психических процессов, в нашем случае воображения. Основное назначение эксперимента - проверка предположений и выявление взаимосвязей между явлениями. Здесь исследователь активно вмешивается в протекание явления или сам вызывает явление, ставит условия в соответствии с гипотезой. Цель данного эксперимента: выявление уровня развития воображения в словесном и изобразительном творчестве. Детям были предложены тесты (см. Приложение 2):
    • «Неоконченный рассказ».  Данный тест позволяет определить развитие связной речи, творческого рассказывания;
    • «Использование предметов (варианты использования)». Тест диагностирует словарный запас, развитие связной речи;
    • «Конструирование фраз».  Тест диагностирует развитие словаря,  связной речи;
    • «Неоконченный рисунок». Данный тест позволяет выявить у ребенка, насколько развито его воссоздающее воображение, художественное восприятие;
    • «Пятна Роршаха». Данный тест исследует фантазию, творческое воображение, художественное восприятие;
  • анкетирование родителей с целью изучения уровня развития фантазии детей (см. Приложение  3);
  • изучение детских работ. В продуктах деятельности отражается отношение ребенка к окружающему миру, уровень развития его умственных, сенсорных, моторных навыков.

Для оценки детских работ  были выделены общие и частные  критерии. Общие относились ко всем методам, а частные дополняли общие и предъявлялись только к определенным заданиям.

Общие критерии:

  1. Отношение к заданию, понимание ребенком инструкции. Оценивалось, как быстро ребенок приступал к заданию, правильно ли поняты инструкции.
  2. Наличие  сюжета: связывает ли ребенок предметы, персонажей по смыслу, является ли полным по содержанию.
  3. Описание собственной работы. Оценивались: полнота и развернутость описания работы, внесение им дополнительных деталей, обыгрывание рисунка, а также соотношение между замыслом, описанным в словесной форме, и его отображением на бумаге.

При проведении психолого-педагогического  эксперимента были выделены следующие дополнительные критерии:

1.  При выполнении  теста «Неоконченный рисунок», «Пятна  Роршаха»:

а) количество дорисованных неповторяющихся рисунков;

б) наличие в рисунке  дополнительных деталей или  предметов;

в) способность «войти» в воображаемую ситуацию.

2. При выполнении упражнения  «Использование предметов (варианты употребления)», «Конструирование фраз» и теста «Неоконченный рассказ», были отобраны уровни  освоения  речевого развития для старшего дошкольного возраста  из программы  «Детство», по которой ведется воспитательно-образовательная работа в группе.

Рассмотрим подробнее  эти уровни речевого развития.

Низкий уровень. Затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь недостаточно выразительна. Не проявляет интереса к стихам.

Средний уровень. В рассказе допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи-доказательства с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.

Высокий уровень. Хорошо владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщенными словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

 

 

 

2.2. Анализ полученных  данных

 

В результате обследования детей группы были выявлены следующие показатели уровня  словесного творчества (см. Рис. 1, Таблица  1):

Рис. 1

 

Согласно вышеизложенным результатам можно подвести итог обследования:  некоторые дети затрудняются в составлении творческих рассказов, словарный запас недостаточен, не пользуются речью-доказательством;  другие дети хорошо владеют речевыми умениями,  проявляют интерес к придумыванию сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности.

При анализе детских работ: «Неоконченный рисунок», «Пятна Роршаха», было выявлено, что прослеживается заимствование содержания и композиции,  сюжетов друг у друга, некоторые дети испытывают трудности при интерпретации рисунков, затрудняются придумать предысторию изображенного предмета.

По результатам  обследования была сформирована подгруппа детей по произвольному признаку в количестве 10 человек, с которыми  проводилась дальнейшая работа:

 

 

1.   Вера Б.                              6. Катя М.

2. Никита Б.                          7. Павлик Р.

3. Таня Д.                              8. Таня Т.

4. Тимур К.                           9. Петя  Ф.

5. Женя Л.                             10. Поля  Я.

Таблица 1

Обследование уровня развития речевого развития в словесном творчестве 

(констатирующий эксперимент)

    Речевые 

      навыки

  

 

 

 

Фамилия

ребенка

Наличие элементов

 композиции в повествовании

Наличие второстепенных

героев

Использование

средств выразительности

Самостоятельность

  сочинения повествования

Использование

 образных слов

Использование

 диалогов

Уровень

развития

1. Никита А.           

      -

      -

      +

      +

      -

     +

средний

2. Вера  Б.

      -

     +

      -

      +

      -

     +

средний

3. Никита Б.

      -

     +

      -

      +

      -

     +

средний

4. Аня В.

     -

     -

      -

      -

      -

     -

низкий

5. Алина В.

     -

      +

      -

      +

       -

     +

средний

6. Таня Д.

    -

     -

      -

      -

      -

     -

низкий

7. Анюта Е. 

     -

     +

      -

      +

      +

     -

средний

8. Наташа 

     +

     +

      +

      +

      +

     +

высокий

9.Тимур К.

     -

     +

      +

      -

      -

     -

низкий

10. Женя Л. 

     +

     +

      +

      +

      +

     +

высокий

11.  Катя М. 

     +

     +

      +

      +

      -

     +

высокий

12. Павлик

     -

     +

      +

     +

      -

     -

средний

13.  Вера С.

     -

     +

      -

     +

      -

     -

низкий

14.Света Т. 

     -

     +

      -

     +

     -

     -

низкий

15. Ира Т.

     +

     +

      +

     +

     +

     +

высокий

16.Таня Т.   

     +

     +

       -

      -

     -

     +

средний

17. Настя Т.

     -

     +

      +

      +

     +

     +

высокий

18. Маша Г.

     -

      -

     -

     -

      -

     +

низкий 

19. Петя Ф.

     +  

     -

     +

     +

     +

     +

высокий      

20. Поля Я.

     +

     +

     -

     +

     +

     +

высокий     

Информация о работе Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема