Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель исследования: изучить развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества - сказкой.
Задачи:
проанализировать развитие творческого воображения как психолого-педагогическую проблему;
рассмотреть особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
раскрыть сущность словотворчества и роли сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста;
продиагностировать уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников средствами литературного творчества 6
1.1. Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Влияние литературного творчества на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества 24
2.1. Констатирующий этап эксперимента 24
2.2. Анализ полученных данных 33
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложения 42
Сказка способствует развитию детей во всех направлениях: умственном, психическом, физическом, эстетическом и т.п. Малыши расширяют свой кругозор, черпают из них множество познаний: о времени и пространстве, о связи человека с природой, о свойствах предметного мира. В сказках дети впервые испытывают на себе храбрость и смелость, добро и зло. Понятие о добре в сказке предстает в виде богатыря, принца, воплощающего силу и храбрость; в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Через сказки дошкольники получают глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решений. Дети легко учатся понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретая уверенность в них и в себе [24].
Сказки имеют особую морфологическую структуру, отличающую ее от других литературных жанров. В сказках сюжеты, зачины, концовки, описания героев могут быть схожими, инвариантными, а повороты сюжета, названия персонажей всегда вариативны, что и позволяет развивать творческое воображение слушателя. И не только психологически опережающее слушание, но и внутреннее предвосхищение, додумывание образов, ситуаций, сюжетов.
Народные сказки тоже имеют своего автора - это интерпретатор и составитель сборника. В разных изданиях одна и та же сказка может иметь разные оттенки. Это зависит от морфологии сказки: от языка (народного, разговорного, современного и т.д.), от выбранных автором художественно-изобразительных средств сказки. В настоящее время существует множество сборников народных сказок в обработке различных авторов. Под народной сказкой подразумевается и фольклор. Такие сказки не очень нравятся детям, но представляют большой интерес для профессиональных исследователей.
Авторские сказки отражают взгляд писателя на мир. Эмоциональный фон, сюжет, линии главных героев и смысл во многом зависят от особенностей личности автора.
Во всех сказках используется язык, доступный детям, нет сложных синтаксических конструкций, слова просты и выразительны, обязательно присутствует динамика сюжета, действия развиваются стремительно и полностью захватывают ребенка. А как притягательны зачины сказок: «Жили-были...», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве...» и т. д. Завязка и развязка происходят очень быстро и приковывают к себе внимание ребенка. В конце многих сказок содержится вывод (концовка), также написанный простым и доступным языком. Все это отличает морфологию сказки от морфологии других литературных произведений.
В сказке все возможно: говорят животные, люди летают, становятся невидимыми, оживают предметы. Они полны чудес и тайн, способны в малом являть большее, в микро сюжете отражать макро проблемы. Т.е. сказка - небольшое локальное образование с конкретными образами и сюжетом, но она способна отражать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства добра и зла.
Все сказки можно разделить на несколько групп:
Следует сразу оговориться, что у каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и т. д., иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Но все виды сказок имеют общие функции.
Во-первых, сказка выполняет
функцию социализации, т. е. приобщения
новых поколений к
Сказке, как любому явлению
искусства присуща
Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческие способности личности, образное и абстрактное мышление.
В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию. Она проявляется в способности сказки представлять мир в его трехмерном пространстве и временных измерениях. Мир сказки актуализирует все органы чувств и является основой для создания всех видов творчества.
В-четвертых, на наш взгляд, вполне естественно выделить культурно-этническую функцию сказки, так как именно через сказку усваиваются этническая культура и исторический опыт народов.
И, наконец, в-пятых, фиксируется
и лексико-образная функция сказки,
ее способность формировать
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует деятельностному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее (например, лирические отступления в сказках Г. X. Андерсена) [29, c. 141].
Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т. е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста, в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в индивидуальном стиле изложения сказки и т. д.
Н. Я. Большунова полагает, что смысл сказки как раз и состоит в развитии субъектности человека, которая реализуется в стремлении к самоактуализации, свободе и ответственности в принятии решений, восхождении к социокультурным образцам. Условиями развития субъектности являются организация общения и организация соответствующей деятельности, ребенку необходима деятельность, в которой возможна самоактуализация, предметом деятельности должны быть ценности, сфера духовного [2, c. 17].
Сказка содержит в себе три плана образования. Во-первых, в ней представлены ценности и социокультурные образцы, а также архетипы культуры народа. Во-вторых, в силу того, что сказка гомологична по своей структуре сюжетно-ролевой игре дошкольника, она является эффективным средством развития деятельности ребенка. Наконец, в сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картины мира. Сказка очень близка для детского восприятия, недаром она считается детским произведением. А. С. Пушкин писал о сказке: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Слушая сказку, ребенок неосознанно воспринимает именно «намек», а не мораль, приказ поступать так, а не иначе.
На основании изученного материала, можно сделать вывод: сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества
Практическая часть данной работы была реализована на базе МДОУ «Солнышко» Одесского района в старшей группе. В исследовании приняли участие 20 детей, из которых 9 мальчиков и 11 девочек. Возраст детей от 4,5 до 5,5 лет).
Цель практической работы - содействовать развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, соответствующему возрастному уровню развития детей, используя различные методы сочинения сказок.
2.1. Констатирующий этап эксперимента
В детском саду МДОУ «Солнышко» работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой.
Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке «Три медведя» это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).
Пиктографические изображения. Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния «Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Например, изображая разгорающийся «Огонь» под «Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».
Информация о работе Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема