Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества - сказкой.
Задачи:
проанализировать развитие творческого воображения как психолого-педагогическую проблему;
рассмотреть особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
раскрыть сущность словотворчества и роли сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста;
продиагностировать уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников средствами литературного творчества 6
1.1. Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Влияние литературного творчества на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества 24
2.1. Констатирующий этап эксперимента 24
2.2. Анализ полученных данных 33
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложения 42

Работа состоит из  1 файл

Ира педагогика передел.doc

— 564.00 Кб (Скачать документ)



Показатели уровня словесного творчества подгруппы детей, с которыми проводилась развивающая работа (см. Рис. 2, Таблица 2):

 

Рис. 2.

 

При повторном обследовании ребятам были предложены  те же  задания, что и на первом этапе, с  небольшим изменением: дети сами изготовили кляксы, выбрав понравившиеся краски. Затем каждый ребенок придумал как можно больше названий к своему рисунку, и сочинил сказку (см. Приложение 9). В результате повторного обследования была выявлена положительная динамика уровня  словесного творчества (см. Рис. 3, Таблица 3), что свидетельствует о   развитии фантазии, творческого воображения. Это подтверждают следующие показатели:    

Рис. 3.

 

Таблица 2

Обследование уровня развития речевого развития в словесном  творчестве в подгруппе

(констатирующий эксперимент)

    Речевые 

      навыки

  

 

 

 

Фамилия

ребенка

Наличие элементов

 композиции в повествовании

Наличие второстепенных

героев

Использование

средств выразительности

Самостоятельность

  сочинения повествования

Использование

 образных слов

Использование

 диалогов

Уровень

развития

1. Вера  Б.

      -

     +

      -

      +

      -

     +

средний

2. Никита Б.

      -

     +

      -

      -

      -

     +

низкий

3. Таня Д.

    -

     -

      -

      -

      -

     -

низкий

4.Тимур К.

     -

     +

      +

      -

      -

     -

низкий

5. Женя Л.

     +

     +

      +

      +

      +

     +

высокий

6.  Катя М.

     +

     +

      +

      +

      -

     +

высокий

7. Павлик Ф

     -

     +

      +

     +

      -

     -

средний

8.Таня Т.   

     +

     +

       -

      -

     -

     +

средний

9. Петя Ф.

     +  

     -

     +

     +

     +

     +

высокий      

10. Поля Я.

     +

     +

     -

     +

     +

     +

высокий     




 

 

Анализ  составленных детьми рассказов, сказок  показывает, что   после проведенной работы дети научились использовать все необходимые элементы композиции, познакомились с разнообразными методами сочинения сказок, что в значительной степени развило их воображение. В сказках соблюдена логика развития сюжета, широко используется богатство словаря, правильное употребление речевых форм. Сюжет каждой сказки по-своему интересен, своеобразен, индивидуален. В них отражается эмоциональное состояние детей, их заветные желания, особенности поведения. Все дети с удовольствием включались в творческий процесс, задания выполнялись с увлечением, что благотворно отражалось на результатах деятельности.

Таблица 3

Обследование уровня развития речевого развития в словесном  творчестве

                                                (контрольный  эксперимент)   

                                                                                                                        

    Речевые 

      навыки 

  

 

 

 

Фамилия

ребенка

Наличие элементов

 композиции в повествовании

Наличие второстепенных

 героев

Использование

средств выразительности

Самостоятельность

 сочинения повествования

Использование образных слов

Использование диалогов

Уровень

развития

1.Вера Б.

     +

      +

      -

      +

       -

     +

средний

2. Никита Б.

     +

      +

      -

      +

       -

     +

средний

3. Таня Д.

     + 

      +

      -

      +

      -

     -   

средний

4. Тимур К.

     +

      +

      -

      +

      -

     -

средний

5.  Женя Л.

     +

      +

      +

      +

      +

     +

высокий

6.  Катя М.

     +

      +

      +

      +

      +

     + 

высокий

7.  Павлик 

     +

      +

      +

      +

      -

     +   

высокий

8.  Таня Т.

     +   

      +

      +

      +

      +

     +   

высокий

9. Петя Ф.

     +  

      +

      +    

      +

     +

     +

высокий      

10. Поля Я.

     +

     +

      +

      +

     +

     +

высокий     

    Всего:

Высокий уровень –  6 детей – 60 %

Средний уровень –  4 детей – 40 %

Низкий  уровень –   0 детей  – 0  %


       

                              

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Можно сделать вывод, что использование  различных методов сочинения сказок способствует  наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников. Сказка помогает  осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее. Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое. Сочинение сказок также способствует развитию детей во  многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом,  эмоциональном. Благодаря сказке дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплочению детей, учит их работать вместе.

На основе проделанной  работы можно составить ряд рекомендаций:

  1. Воображение детей дошкольного возраста нуждается в постоянном подкреплении, обогащении впечатлениями из жизни, образами.
  2. Работа по развитию воображения должна проводиться систематически, планомерно и целенаправленно.
  3. Данную работу по развитию творческого воображения  целесообразнее  осуществлять в различных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

                                      

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – [Текст]: пособие для учителей / В. П. Аникин. - Москва: Просвещение,   1977.  – 206 с.
  2. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании [Тест] / Большунова Н.Я.// Вопросы психологии. – 2005. – № 2. - С.76-81.
  3. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / Игорь Викторович Вачков . - 2-е изд., [перераб. и доп.]. - Москва, Ось-89, 2007. - 144 с.
  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст]: Учеб. Пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец./ Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  5. Веккер Л.М. Том 1: Психические процессы [Текст] / Л.М. Веккер. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974. – 337 с.
  6. Волков Б. С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу: [учеб. пособие] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – [3-е изд., испр. и доп.]. – М.: Пед. о-во России, 2002. – 141 с. – (Серия «Психология развития»). – Библиогр.: с. 118-123.
  7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в дет-ском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.  – 93с.
  8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
  9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. Психологии / В.В. Давыдов; Ред.-сост. и авт. предисл. Л.В. Берцфаи. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
  10. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/ О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. 2005. № 6. - С. 52 - 59.
  11. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста [Текст]/ О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. 2007. № 1. - С. 44 - 51.
  12. Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой [Текст]/ О. М. Дьяченко // Дошкольное воспитание, 1993, № 11. – C. 43.
  13. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником [Текст] // Запорожец А.В.//Дошкольное воспитание, 2002. - № 9. - С. 34-41.
  14. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. - СПб.: Издательство ДНК, 2001. - 152 с.
  15. Захарюта Н.В. Развитие воображения в процессе формирования смысловой группировки текста как мнемотехнического приема у дошкольников 5-7 лет // Развитие творческого потенциала личности в раннем онтогенезе: Междунар., межвуз. сб. науч. тр. Вып. I. М.; Армавир, 2007. С. 121-135.
  16. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека /Е. И. Игнатьев. - М., 2006.
  17. Кравцова, Е. Развитие воображения [Текст] /Е.Кравцова// Дошкольное воспитание. - 2005. - №12. - С.17.
  18. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Э. П. Короткова. - 2-е изд.,  испр. и доп. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.
  19. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст]/ Г. Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. 2005. - № 2. с. 41 - 46.
  20. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание. - 1993, № 6. - С.75-78.
  21. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии: рек. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. для пед. вузов / Р. С. Немов. - 5-е изд. - М.: Владос, 2005. - 687 с.
  22. Петровский А. В., Беркинблит М.Б. Фантазия и реальность.- М.: Изд-во политической литературы, 1968.
  23. Петровский А.В. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.
  24. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
  25. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: попул. пособие для родителей и педагогов / Л.Ю.Субботина. – Ярославль: Акад. развития, 1996. – 235 с.
  26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А.Урунтаева. - М.: Просвещение, 2007. - С. 219.
  27. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум [Текст] /Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 2006. - С. 97.
  28. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000. – 464 с.
  29. Эльконин Б. Д. Психология развития [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

                                                                                                           

Беседа

 

 

  1. Нравятся тебе сказки?
  2. Что тебе в них нравится?
  3. Придумывал ли ты сам сказки?
  4. Что тебе больше нравится: придумывать или слушать сказки? (Задается при положительном ответе на предыдущий вопрос).
  5. Хочешь научиться придумывать сказки? (Задается при отрицательном ответе на вопрос 3).
  6. О чем бы ты хотел придумать сказку?

 

                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тест «Пятна Роршаха»

 

Процедура проведения. Ребенку показывают поочередно симметричные чернильные пятна (см. рис. 1 и 2). Пятна можно приготовить самим, произвольно капнув краску или тушь на лист бумаги и перегнув его пополам. (3 - 5 пятен). Ребенка спрашивают, на что это похоже?

Рис. 1

 

Рис. 2

 

 

Процедура оценки.

Низкий уровень:

- Если в ответах ребенка преимущественно  присутствует оценка целого пятна,  но реальная форма пятна плохо  похожа на то, что «видит» ребенок;  Ребенок предлагает малочисленные  версии ответов к пятну (один  или ни одного, «Не знаю», «Не  пойму»).

- Повторяет одни и те же ответы на разные пятна (все пятна – цветочки, лужи).

Средний уровень:

- В ответах ребенка имеются  признаки низкого и высокого  уровня.

 

 

Высокий уровень:

- Ребенок дает целостную оценку  пятна (например, бабочка), но форма  пятна действительно похожа на то, что «видит» и называет ребенок.

- Ребенок дает 2 – 3 ответа на  одно пятно, опираясь на отдельные,  хорошо выделенные детали целого пятна, их форма похожа на «видение» ребенка (это сапог, а здесь кот лежит, эта часть похожа на дерево).

- Отмечаются «ответы с движением» (гном танцует, парашют летит и т.п.).

- Имеются человеческие формы  (старушка с палочкой идет) и  интерпретации  белого фона бумаги (снег, скатерть, рубашка) и т.д.

Играя с ребенком в «Пятна Роршаха», можно учить его видеть различные формы, анализировать их структуры, предлагать ему зарисовать рядом свои ответы – образы.

 

Тест «Использование предметов (варианты употребления)»

Процедура проведения. Тест направлен на стимулирование фантазии ребенка и общее развитие. Ребенку предлагается перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. Чем больше вариантов он предложит, тем более развита у него фантазия.

 «Газета используется для чтения. Ты вдруг стал волшебником   и  можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?»

Процедура оценки.

Результаты выполнения теста оцениваются  в баллах. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются. Следует обратить внимание на «уместные ответы», нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые употреблялись в инструкции.

Все ответы можно отнести к различным  категориям. Например, ответы типа: «из  газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной  категории – создание поделок и оцениваются 1 балл. За ответ из другой категории добавляется 3 балла. За оригинальный ответ добавляется 5 баллов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 20 человек.

Чем выше результат, тем лучше развито  образное мышление и фантазия у данного ребенка.

Низкий уровень: Неспособность предложить какой-либо вариант использования, отказ от выполнения задания или предлагает «неуместные ответы».

Средний уровень: Относятся наиболее встречающиеся ответы, типа:  изготовления  какой-либо поделки или игрушки  и т.п.

Высокий уровень: Относятся редкие, оригинальные ответы, типа: сделать веер и обмахиваться,  когда жарко;  завязать бантик и дать поиграть кошке и т.п.

                                                                                    

 Тест «Неоконченный  рисунок»

Процедура проведения. Каждому ребенку предлагается 20 карточек, на которых изображены контурные фигуры  геометрической формы, например, круги. Круги можно заменить квадратиками, полукругами, крестиками и т.п.

Ведущий тестирование говорит: «Жил – был художник. Он очень любил рисовать и делать другим подарки. Однажды он начал рисовать друзьям  подарки к празднику, но начался сильный  ураган, и все листочки  улетели от художника и опустились в нашем садике. Давайте поможем ему, нарисуем интересные различные  рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга все, что захотите, но так, чтобы получилась интересная картинка».

Информация о работе Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема