Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель исследования: изучить развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества - сказкой.
Задачи:
проанализировать развитие творческого воображения как психолого-педагогическую проблему;
рассмотреть особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
раскрыть сущность словотворчества и роли сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста;
продиагностировать уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников средствами литературного творчества 6
1.1. Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Влияние литературного творчества на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества 24
2.1. Констатирующий этап эксперимента 24
2.2. Анализ полученных данных 33
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложения 42
Показатели уровня словесного творчества подгруппы детей, с которыми проводилась развивающая работа (см. Рис. 2, Таблица 2):
Рис. 2.
При повторном обследовании ребятам были предложены те же задания, что и на первом этапе, с небольшим изменением: дети сами изготовили кляксы, выбрав понравившиеся краски. Затем каждый ребенок придумал как можно больше названий к своему рисунку, и сочинил сказку (см. Приложение 9). В результате повторного обследования была выявлена положительная динамика уровня словесного творчества (см. Рис. 3, Таблица 3), что свидетельствует о развитии фантазии, творческого воображения. Это подтверждают следующие показатели:
Рис. 3.
Таблица 2
Обследование уровня развития речевого развития в словесном творчестве в подгруппе
(констатирующий эксперимент)
Речевые навыки
Фамилия ребенка |
Наличие элементов композиции в повествовании |
Наличие второстепенных героев |
Использование средств выразительности |
Самостоятельность сочинения повествования |
Использование образных слов |
Использование диалогов |
Уровень развития |
1. Вера Б. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
средний |
2. Никита Б. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
низкий |
3. Таня Д. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
низкий |
4.Тимур К. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
низкий |
5. Женя Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
6. Катя М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
высокий |
7. Павлик Ф |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
средний |
8.Таня Т. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
средний |
9. Петя Ф. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
10. Поля Я. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
высокий |
Анализ составленных детьми рассказов, сказок показывает, что после проведенной работы дети научились использовать все необходимые элементы композиции, познакомились с разнообразными методами сочинения сказок, что в значительной степени развило их воображение. В сказках соблюдена логика развития сюжета, широко используется богатство словаря, правильное употребление речевых форм. Сюжет каждой сказки по-своему интересен, своеобразен, индивидуален. В них отражается эмоциональное состояние детей, их заветные желания, особенности поведения. Все дети с удовольствием включались в творческий процесс, задания выполнялись с увлечением, что благотворно отражалось на результатах деятельности.
Таблица 3
Обследование уровня развития речевого развития в словесном творчестве
Речевые навыки
Фамилия ребенка |
Наличие элементов композиции в повествовании |
Наличие второстепенных героев |
Использование средств выразительности |
Самостоятельность сочинения повествования |
Использование образных слов |
Использование диалогов |
Уровень развития |
1.Вера Б. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
средний |
2. Никита Б. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
средний |
3. Таня Д. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
средний |
4. Тимур К. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
средний |
5. Женя Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
6. Катя М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
7. Павлик |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
высокий |
8. Таня Т. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
9. Петя Ф. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
10. Поля Я. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
высокий |
Всего: |
Высокий уровень – 6 детей – 60 % | ||||||
Средний уровень – 4 детей – 40 % | |||||||
Низкий уровень – 0 детей – 0 % |
Заключение
Можно сделать вывод, что использование различных методов сочинения сказок способствует наилучшему развитию творческого воображения старших дошкольников. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее. Сочинение сказок привлекает детей возможностью проявить свое творчество, создать нечто новое, неповторимое. Сочинение сказок также способствует развитию детей во многих направлениях: умственном, психическом, эстетическом, эмоциональном. Благодаря сказке дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплочению детей, учит их работать вместе.
На основе проделанной
работы можно составить ряд рекомендац
Список использованной литературы
Приложение 1
Беседа
Приложение 2
Тест «Пятна Роршаха»
Процедура проведения. Ребенку показывают поочередно симметричные чернильные пятна (см. рис. 1 и 2). Пятна можно приготовить самим, произвольно капнув краску или тушь на лист бумаги и перегнув его пополам. (3 - 5 пятен). Ребенка спрашивают, на что это похоже?
Рис. 1
Рис. 2
Процедура оценки.
Низкий уровень:
- Если в ответах ребенка
- Повторяет одни и те же ответы на разные пятна (все пятна – цветочки, лужи).
Средний уровень:
- В ответах ребенка имеются признаки низкого и высокого уровня.
Высокий уровень:
- Ребенок дает целостную оценку пятна (например, бабочка), но форма пятна действительно похожа на то, что «видит» и называет ребенок.
- Ребенок дает 2 – 3 ответа на
одно пятно, опираясь на
- Отмечаются «ответы с движением» (гном танцует, парашют летит и т.п.).
- Имеются человеческие формы (старушка с палочкой идет) и интерпретации белого фона бумаги (снег, скатерть, рубашка) и т.д.
Играя с ребенком в «Пятна Роршаха», можно учить его видеть различные формы, анализировать их структуры, предлагать ему зарисовать рядом свои ответы – образы.
Тест «Использование предметов (варианты употребления)»
Процедура проведения. Тест направлен на стимулирование фантазии ребенка и общее развитие. Ребенку предлагается перечислить все случаи употребления данного предмета, которые он знает или может вообразить. Чем больше вариантов он предложит, тем более развита у него фантазия.
«Газета используется для чтения. Ты вдруг стал волшебником и можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?»
Процедура оценки.
Результаты выполнения теста оцениваются в баллах. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются. Следует обратить внимание на «уместные ответы», нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые употреблялись в инструкции.
Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории – создание поделок и оцениваются 1 балл. За ответ из другой категории добавляется 3 балла. За оригинальный ответ добавляется 5 баллов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 20 человек.
Чем выше результат, тем лучше развито образное мышление и фантазия у данного ребенка.
Низкий уровень: Неспособность предложить какой-либо вариант использования, отказ от выполнения задания или предлагает «неуместные ответы».
Средний уровень: Относятся наиболее встречающиеся ответы, типа: изготовления какой-либо поделки или игрушки и т.п.
Высокий уровень: Относятся редкие, оригинальные ответы, типа: сделать веер и обмахиваться, когда жарко; завязать бантик и дать поиграть кошке и т.п.
Тест «Неоконченный рисунок»
Процедура проведения. Каждому ребенку предлагается 20 карточек, на которых изображены контурные фигуры геометрической формы, например, круги. Круги можно заменить квадратиками, полукругами, крестиками и т.п.
Ведущий тестирование говорит: «Жил – был художник. Он очень любил рисовать и делать другим подарки. Однажды он начал рисовать друзьям подарки к празднику, но начался сильный ураган, и все листочки улетели от художника и опустились в нашем садике. Давайте поможем ему, нарисуем интересные различные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга все, что захотите, но так, чтобы получилась интересная картинка».
Информация о работе Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема