Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества - сказкой.
Задачи:
проанализировать развитие творческого воображения как психолого-педагогическую проблему;
рассмотреть особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
раскрыть сущность словотворчества и роли сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста;
продиагностировать уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников средствами литературного творчества 6
1.1. Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Влияние литературного творчества на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества 24
2.1. Констатирующий этап эксперимента 24
2.2. Анализ полученных данных 33
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложения 42

Работа состоит из  1 файл

Ира педагогика передел.doc

— 564.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Современный ребенок  развивается в очень реалистичном мире, в котором его интуитивные, часто не вербализируемые представления и догадки остаются невостребованными, неразвитыми. Воспитание создает упорядоченность и логичность, а это обедняет жизнь ребенка, частично отнимает у него необходимый атрибут детства - его фантазию.

Фантазию ребенка необходимо развивать, начиная с дошкольного возраста. Функция воображения человека состоит, прежде всего, в предсказании возможных продуктов деятельности, в планировании предстоящих ситуаций. Это необходимый элемент творческой деятельности человека.

Смысл детского литературного творчества заключается в том, что оно  способствует развитию творческого  воображения, обогащает эмоциональную  жизнь ребенка.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева и других, воображение помогает эффективному усвоению детьми новых знаний и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Тема курсовой работы является актуальной тем, что творческое воображение детей это психический процесс являющийся неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному  образованию, которое начинается в  школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

В последние годы, появилось большое количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования сказки в работе с детьми. Однако все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для работников дошкольных учреждений. Проблема состоит в противоречии между необходимостью развивать творческое воображение ребенка и недостатком методик работы со сказкой в воспитании дошкольников.

Цель исследования: изучить развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества - сказкой.

Задачи:

  • проанализировать развитие творческого воображения как психолого-педагогическую проблему;
  • рассмотреть особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
  • раскрыть сущность словотворчества и роли сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста;
  • продиагностировать уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние сказки на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Методологические и  теоретические основы исследования: при рассмотрении различных аспектов обозначенной проблемы мы опирались на основополагающие принципы отечественной и зарубежной психологии о происхождении воображения, классификации воображения, развитии воображения отраженных в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др. Кроме того, мы опирались на исследования, выполненные в области изучения творческого воображения детей дошкольного возраста, отраженные в работах Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

База исследования: дети старшего дошкольного возраста МДОУ Солнышко Одесского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников средствами литературного творчества

1.1. Развитие  творческого воображения как  психолого-педагогическая проблема

Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии.

Несмотря на свою универсальную  значимость, воображение, в отличие  от других высших психических функций, до сих пор вызывает дискуссии: существует около 40 определений. В.В. Давыдов и его сотрудники (О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Палагина и др.) в предложенном ими определении указывают свойства воображения, которые и отличают данную «сложную психологическую систему» от других функций. Воображение - это способность ребенка, во-первых, видения целого раньше частей и, во-вторых, перенос функции с одного предмета на другой, который не обладает этой функцией [10], [17]. Воображение связано с действительностью, поэтому воображать - значит представлять (предвидеть) завтрашний день (будущее), планировать его, реализовать свою мечту при помощи волевых качеств личности, эрудиции, высокой работоспособности. Воображение помогает видеть мир полнее, ярче и уже с раннего возраста развивать активность детской личности, стремление создавать новое, творить, что препятствует развитию «духовных потребителей-тунеядцев» [11].

Р.С. Немов считает, что воображение - это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним [21, c. 204].

А.В. Петровский считает, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью [22, c. 224].

Л.А. Венгер, В.С. Мухина под воображением понимают процесс создания новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления [4, c. 148].

Г.А. Урунтаева называет воображением психический процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений, полученных в прошлом опыте [26, c. 259].

Психологи неоднократно подчеркивали особую значимость дошкольного возраста в общей логике развития психики и личности в онтогенезе. В своих исследованиях они установили, что центральным психологическим новообразованием литического, т.е. стабильного дошкольного периода развития является воображение, которое первоначально связано с вниманием, восприятием, речью и мышлением, порождает эмоции и, реализуясь на основе воли, в первую очередь, осмысленной инициативности, развивает уровень притязаний, мотивации, интересы, способности, общительность и др. [4], [9], [12], [17] и др.

Необходимость развития воображения у детей подчеркивают все отечественные ученые. Так, Е.Е. Кравцова пишет: «Не сумел ребенок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе» [17, с. 13].

Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как  первоначальный и высший познающий  и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально - «разум воображения», диалексическая логика воображения - и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.

В психологии воображение  трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [16, c. 191].

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение  ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе, заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из тог, с чем они встречались в своей реальной жизни.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

Воображение ребенка связано в  своих истоках с зарождающейся  к концу раннего детства знаковой функцией сознания. Одна линия развития знаковой функции ведет от замещения предметов другими предметами и их изображениями. Другая линия ведет к появлению и расширению возможности дополнять реальные вещи, ситуации, события  воображаемыми образами, строить из материала накопленных представлений новые образы.

На первых порах воображение  неотделимо от восприятия предметов  и выполнения с ними игровых действий. Ребенок замещает реальные предметы воображаемыми предметами. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный опыт ребенка очень мал, в его психике происходит постоянно комбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Воображение питает душу ребенка, делает его духовную жизнь богатой и насыщенной, формируясь в игре, переходит и в другие виды деятельности дошкольника.

Воображение, включаясь в мыслительную деятельность человека, позволяет в  наблюдаемых явлениях увидеть характерное, общее, помогает представить явления в виде обобщенного образа.

В трудах различных психологов имеется  несколько точек зрения на вопрос соотношения воображения и мышления. Так, В. Вунд считает, что воображение и мышление - тождественные процессы, а Т. Рибо, полностью противопоставляет их. По мнению Л.С. Выготского, воображение и мышление тесно взаимосвязаны и участвуют в любом творческом процессе.

Л.С. Выготский, А.А. Люблинская в своих работах рассматривают  взаимосвязь воображения и памяти. Деятельность воображения опирается на представления, которые сохранены памятью ребенка. Если малыш оперирует образами репродуктивно, то впоследствии он воссоздает их уже сознательно, у него развивается творческое воображение. Существующее определение воображения как творческого процесса по созданию новых образов на основе переработки материала действительности в настоящее время является наиболее распространенным [7, c. 94].

Роль речи в процессе становления  воображения рассматривается в  трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, М.М. Кольцовой и других авторов. Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина пишут, что «благодаря развитию речи… воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления» [7, c. 101].

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Одной из наименее разработанных  проблем психологии воображения  ребенка является проблема психических  механизмов творческого воображения  дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дъяченко, в  которых выяснились особенности  воображения детей разного возраста на материале решения воображаемых задач [10, c. 21].

Воображение ребенка  с самого начала его формирования имеет две основные функции - познавательную и аффективную [19, c. 31]. Основная задача познавательного воображения - это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя - чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию.

Классификация видов  воображения, предложенная Л.М. Веккера, соответствует по своей структуре  основным уровням представленности познавательных процессов [5, c. 269]:

  • сенсорно-перцептивное воображение;
  • словесно-логическое, выступающее как элемент мышления;
  • эмоциональное.

Различают пассивное  и активное воображение. Пассивным  называют воображение, которое возникает  «само собой», без постановки специальной  цели. Так бывает, например, сновидения, состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами - тем, в каком находятся разные участки мозга. Иногда содержание сновидений проявляются скрытые желания или опасения человека, не осознаваемые им во время бодрствования, влияние со стороны внутренних органов. В какой-то мере отражается в образов сновидений и внешние воздействия, но часто эти отражения принимает причудливые формы.

Информация о работе Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема