Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества - сказкой.
Задачи:
проанализировать развитие творческого воображения как психолого-педагогическую проблему;
рассмотреть особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста;
раскрыть сущность словотворчества и роли сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста;
продиагностировать уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения дошкольников средствами литературного творчества 6
1.1. Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Влияние литературного творчества на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества 24
2.1. Констатирующий этап эксперимента 24
2.2. Анализ полученных данных 33
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложения 42

Работа состоит из  1 файл

Ира педагогика передел.doc

— 564.00 Кб (Скачать документ)

Время выполнения неограниченно. В  качестве примера можно предъявить нарисованный портрет человечка.

 

 

Процедура оценки.

 Результаты выполнения теста  оцениваются в баллах. Один рисунок  – 1 балл. Все баллы суммируются.

 Все рисунки можно отнести к разным категориям. Например, изображения различных  лиц относятся к одной категории, изображения различных  букв также составляют одну категорию. За рисунок из другой категории добавляется 3 балла, оригинальный (не повторяющийся у других детей, при выборке в 20 человек) рисунок – 5 баллов.

Чем выше результат, тем лучше развита  фантазия, воссоздающее воображение.

Низкий уровень: Исключаются повторяющиеся рисунки (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал – круг.

Средний уровень: Учитывается общее число категорий, число изображенных предметов.

Высокий уровень: Учитывается оригинальность подхода, а именно: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция.

 

              Тест «Конструирование фраз»

Процедура проведения. Детям предлагается  3 картинки, например, елка, мышка и книга. Ребенок, глядя на картинки, должен составить как можно больше предложений с этими тремя словами в каждом из них. Допустимы любые словоизменения этих трех существительных, но не их пропуск. Например: «Мышка грызет книгу и елку» или «Мышка меньше, чем книга и елка», «В книге есть сказка про мышку и елку» и т.д.

Процедура оценки.

Низкий уровень: У детей от 5 лет и старше отказы от выполнения заданий как неспособность составить тривиальные предложения хотя бы с одним из трех существительных – следует оценивать как очень низкий результат.

Средний уровень: Ответы детей содержат признаки  высокого и низкого уровня.

Высокий уровень:  Если дети способны говорить что-либо о том, чего они конкретно не видят, но знают про героев картинки. Чем более неожиданные и необычные суждения высказывают дети, тем оценка оригинальности их творческого воображения выше. Чем больше версий, тем больше беглость, продуктивность воображения.

 

  Тест «Неоконченный  рассказ»

 Процедура проведения. Детям предлагается придумать продолжение рассказа по заданному началу. Например, «Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо.

- Давай повесим корзинку  на дерево, а сами цветов нарвем, - говорит одна подружка.

- Ладно! – отвечает  другая.

Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка, увидела корзинку с орехами и думает…»

Необходимо продолжить и закончить  рассказ. Более лучший вариант, когда  участвует несколько детей, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

Процедура оценки. Поскольку это развивающее упражнение, оно не имеет строгой оценки, но целесообразно обратить внимание на фантастичность, оригинальность, комизм предложенного сюжета.

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

                                 

Анкета – тест.

«Как развита фантазия у вашего ребенка?»

 

                                                                                                                   да            нет

1.Увлекается ли ваш ребенок  рисованием?                                        

2.Часто ли он грустит?                                                                          

3.Когда он рассказывает какой-нибудь  подлинный случай,

прибегает ли к вымышленным подробностям для 

украшения?                                                                                             

4.Спорит ли он с вами поводу  одежды, опираясь на 

собственный вкус?                                                                                 

5.Когда ему скучно, рисует ли  он одни и те же 

фигурки «от скуки»?                                                                              

6.Любит ли он импровизировать  под музыку

танцы или стихи?                                                                                    

7.Ему снятся необыкновенные  сны?                                                     

8.Плачет ли он под впечатлением  просмотренного

мультфильма или прослушанного  произведения?                               

 

Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

11 – 9 очков: у него буйная  фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему и окружающим его людям.

8 – 6 очков: фантазия ребенка  не   самая слабая, однако нуждается  в тренировке и  развитии.

5 –3 очков: скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 Приложение 4

 

Сказки, придуманные детьми от кляксы

на заключительном этапе

 

Высокий уровень:

Женя Л. Сказка «Про дубовый листок». В некотором царстве, в некотором государстве жил-был дубовый листок на дереве.

Однажды осенью ему захотелось отправиться  в путешествие. Оторвался он от дерева и  отправился он дальние страны, за высокие горы. Летит он по голубому небу и видит, что внизу, на земле играет девочка Катя с мячом. Опустился листок и говорит девочке: «Можно мне с тобой поиграть?» Девочка отвечает: «Можно, только давай позовем моих подружек Галю, Машу и Полину. Вместе веселей играть». И пошли они, вернее пошла девочка, а листочек полетел. Сначала они пришли к домику Гали, потом к домику Маши и затем к домику Полины. Поиграли они все вместе с мячиком, устали. Девочек позвали домой кушать, а листочек полетел дальше путешествовать.

И вот поднялся сильный ураган. Подхватил ураган листочек и перенес его в тридевятое царство, в тридесятое государство. А там видимо-невидимо невиданных деревьев. И каждое дерево его зовет погостить. Так и остался жить листочек в этом царстве-государстве. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Таня Т.  Сказка «Волшебная ваза». Жили-были дед и баба. Была у них волшебная лампа. Цветы в ней никогда не вяли.

Однажды об этом узнал Кощей Бессмертный  и решил украсть ее, чтобы украсить свой замок. Полетел он обратно через лес, встретил там бабочку-красавицу. И говорит ему бабочка: «Зачем украл  вазу? Ведь она у злых людей превращается в камень». Бросил тогда Кощей волшебную  вазу и полетел один без вазы. А волшебная ваза вернулась к деду с бабой. И жили они все вместе долго и счастливо.

Средний уровень:

Павлик Р. Сказка «Ежик и апельсины». Жил-был ежик со своей мамой. Звали его Ежик – ни головы, ни ножек. Однажды послала его мама в сад за апельсинами, чтобы сварить компот.

Шел-шел ежик по саду, нашел два  апельсина, подцепил их на свои колючки, дальше пошел. Но один апельсин укатился. Стал ежик его искать, искал, не нашел, нюхал-нюхал, опять не нашел. Но зато нашел шляпу. Взял ее и пошел домой. Все. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Таня Д. Сказка «Две бабочки». Жили-были две бабочки. Одну звали Голубянка,  другую Вишенка. Один раз полетели они в Африку. Летели долго-долго, пока не увидели корабль. Сели они на корабль, отдохнули и дальше полетели. Так они и прилетели в Африку. Они позагорали на солнышке, попили нектар с незнакомых цветов. Им здесь так понравилось, что они решили остаться в Африке.  Но вот однажды малиновый дождик сказал им, что их родители ищут, с ног сбились в поисках.  Стало стыдно бабочкам, что они улетели в Африку, не сказав родителям. И они быстро полетели обратно домой.

Родители их встретили, обрадовались. И стали они жить, не тужить и  родителей не огорчать. 

                                                                                                           

                                                                                                           

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие творческого воображения как психолого-педагогическая проблема