Развитие воображения дошкольников в процессе в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить влияние изобразительной деятельности на развитие воображения дошкольников.

Объект исследования – процесс развития воображения дошкольников.

Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство развития воображения у дошкольников.

Задачи исследования:

1.На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть особенности развития воображения детей дошкольного возраста, определить специфику организации, использование изобразительной деятельности дошкольников и ее значение для развития воображения.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолого–педагогические аспекты развития воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности

1.1 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………5

1.2 Изобразительная деятельность: особенности, роль в развитии дошкольников…………………………………………………………………..10

1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения детей дошкольного возраста…………………………………16

Вывод по первой главе…………………………………………………..21

Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности

2.1 Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………23

2.2 Изучение практического опыта по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………….26

2.3 Методические рекомендации по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности………..29

Выводы по второй главе………………………………………………...33

Заключение………………………………………………………………...34

Список литературы……………………………………………………....36

Приложение………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

    
 
 

                                             Федеральное агентство по образованию

               ГОУ ВПО «Омский государственный  педагогический университет»

                                   Кафедра педагогики и психологии  детства 
 
 

Развитие  воображения дошкольников в процессе в изобразительной деятельности

                               (курсовая работа по педагогике) 
 
 
 
 
 

                                                                                      Выполнила: студентка

                                                                                                Факультета ППД

                                                                                   Батанова Лариса Львовна 
 

                                                                            Научный руководитель: к.п.н.,

                                                                                                  доцент кафедры ППД

                                                                                           Чухина Елена Викторовна 
 
 
 
 

                                                   Омск   2010 
 

                                                            Оглавление 

                                      

                            Ведение…………………………………………………………………………….3

          Глава 1. Психолого–педагогические аспекты развития воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности

         1.1 Особенности развития воображения в дошкольном                возрасте……………………………………………………………………………5

                       1.2 Изобразительная деятельность: особенности, роль в развитии дошкольников…………………………………………………………………..10

         1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения детей дошкольного возраста…………………………………16

        Вывод по первой главе…………………………………………………..21

         Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности

          2.1 Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………23

          2.2 Изучение практического опыта по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………….26

          2.3 Методические рекомендации по развитию воображения дошкольников            в процессе изобразительной деятельности………..29

        Выводы по второй главе………………………………………………...33

                 Заключение………………………………………………………………...34

                 Список литературы……………………………………………………....36

                 Приложение………………………………………………………………..38 
 
 
 
 

                                         

                                                     Ведение

        Проблема развития творческого воображения актуальна, тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведении в целом. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности воображения представляет изобразительная деятельность детей.

        Как показали исследования Л. С.  Выготского, В. В.  Давыдова,  Е.  И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А.  Крутецкого  и  других, воображение выступает не только предпосылкой  эффективного  усвоения  детьми  новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся  у детей знаний, способствует  саморазвитию  личности,  т.  е.  в  значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Большие возможности    для    развития    творческого    воображения    представляет изобразительная деятельность детей.

        Воображение и фантазия – это  важнейшая  сторона  жизни   ребенка.  Усвоить какую-либо программу без  воображения  невозможно.  Оно  является  высшей  и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем  именно  эта  способность нуждается в особой  заботе  в  плане  развития.  А  развивается  воображение особенно интенсивно в возрасте от  5  до  15  лет.  И  если  в  этот  период воображение специально не развивать,  то  в последующем наступает быстрое снижение  активности  этой  функции.  Вместе   с   уменьшением   способности фантазировать   у   детей   обедняется   личность,   снижаются   возможности творческого   мышления,   гаснет   интерес   к   искусству,   к   творческой деятельности. Для того  чтобы  развивать  творческое  воображение  у  детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

      Цель  исследования – изучить влияние изобразительной деятельности на развитие воображения дошкольников.

      Объект  исследования – процесс развития воображения дошкольников.

      Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство развития воображения у дошкольников.

      Задачи  исследования:

      1.На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть особенности развития воображения детей дошкольного возраста, определить специфику организации, использование изобразительной деятельности дошкольников и ее значение для развития воображения.

      2.Изучить  уровень развития воображения  у детей дошкольного возраста  в экспериментальной группе.

      3.Изучить практический опыт по использованию изобразительной деятельности в процессе развития воображения детей дошкольного возраста.

      4.Разработать методические рекомендации по использованию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

      Методы  исследования – Теоретические: анализ литературы. Практические: определение уровня развития воображения у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Методика Немова Р.С. «Нарисуй что-нибудь», методика Е. Торренса "Неполные фигуры".

      База  исследования – МДОУ «Детский сад № 5» г. Исилькуля Омской области. В исследовании приняли участие дети разновозрастной группы в количестве 6 человек - 2 ребенка младшего возраста, 2 ребенка среднего возраста, 2 ребенка старшего возраста.

      Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (… источников) и приложения. 
 

       Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития воображения у        дошкольников в процессе деятельности

               1.1 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

       Воображение присуще только человеку.  Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до ее начала. Процессы воображения имеют аналитико – синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. [4, с. 208]

       Воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из существенных показателей развития личности, одна из существенных ее характеристик. [4, с. 114]

       В тоже время воображение – основное психическое новообразование дошкольного  возраста. Этот возрастной период сенситивен для его развития. Одна из главных задач взрослых – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Внимание взрослых к воображению и творчеству дошкольников в процессе руководства его изобразительной деятельности должно быть первоочередным. [4, с. 114]

       В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства.  О бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Поскольку опыт ребенка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. В то же время он отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения. [4, с. 114]

       Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчеркнул, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. Говоря о специфике механизмов детского воображения, Л.С. Выготский отмечал, что выполнение комбинаторных действий при создании образа происходит во внешнем плане. Он так же отметил такое качество образов детского воображения, как субъективность. Ученый выделил два типа воображения: пластическое и эмоциональное. В первом образы строятся главным образом из материалов внешних впечатлений, а эмоциональное – из элементов, взятых изнутри. В связи с этим интересны и важны для понимания детского творчества рассуждения Л.С. Выготского о динамике воображения. Он говорил, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные, переходные периоды, в частности в детстве, происходит «глубокое преобразование воображения: постепенно из субъективного оно превращается в объективное». [5, с. 115]

       Надо  полагать, что именно поэтому к  концу дошкольного возраста ребенок  хочет и может изобразить что–то доступное пониманию другим людям. Все же можно объяснить взаимосвязанным развитием личности и интеллекта ребенка, а также воображения чувств, восприятия, сознания. [5, с. 115]

       Большой интерес вызывают идеи В.В. Давыдова. Он замечал, что определение воображения как способности человека видеть целое раньше частей (Э.В. Ильенков) не получило в психологии должной конкретизации. Опираясь на современные данные в психологии о воображении, он описывал психологический аспект этой человеческой способности, прослеживал ее возникновение и развитие в дошкольном возрасте. [5, с.  115]

      Весьма  существенно замечание ученого  о том, что воображение нельзя путать с гибкостью и динамикой  репродуктивных представлений В  воображение главное – перенос  определенных свойств с одного образа на другой. Перенесенное свойство – главенствующая целостность, которая определяет формирование других частей нового образа. [7, с. 115]

      Ярким примером этой особенности воображения  может быть продуктивное творчество в бионике. Басня – в литературном творчестве, сказочные образы кентавра, русалки, Змея Горыныча – в изобразительном. Достраивание ребенком образа на основе, какой – то детали – пример такого воображения. Например, случайное пятно, клякса, в которой ребенок увидел голову и клюв птицы, определяет появление других деталей этого образа. Скульптура, поделки детьми из корней и веток деревьев выполняются на основе работы воображения. [7, с. 116]

      Психологи и педагоги признают, что именно в художественной деятельности и  в игре происходит в первую очередь развитие воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла. [7, с. 116]

      При любом содержании рисунка, если у  ребенка доминирует «познавательное» воображение, он будет стремиться, более детально изображать предмет и сюжет, а если доминирует «эмоциональное» воображение, дошкольник может удовлетвориться и более схематичным изображением. Для него более важно, чтобы оно позволило ему выразить свое состояние, значимый для него смысл ситуации или предмета. Таким образом, превалирующий вид воображения влияет на характер рисунка: на степень его полноты, детализированности, на смысловые акценты, которые расставляет ребенок. Данная закономерность позволяет понять, почему в одной и той же группе одни дети пытаются тщательно изображать, вырисовывать детали, а другие только намечают изображение, фиксируя внимание на динамике события. Почему для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, а другим выразить взаимоотношения персонажей, настроение. Учитывая эту закономерность, педагог может соответственно направлять одних детей на усиление в рисунке изобразительной стороны, а других на передачу своего отношения к содержанию. Есть основания полагать, что именно у детей с эмоциональным воображением превалирует игровые  мотивы изодеятельности. [3, с. 120]

Информация о работе Развитие воображения дошкольников в процессе в изобразительной деятельности