Развитие воображения дошкольников в процессе в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить влияние изобразительной деятельности на развитие воображения дошкольников.

Объект исследования – процесс развития воображения дошкольников.

Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство развития воображения у дошкольников.

Задачи исследования:

1.На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть особенности развития воображения детей дошкольного возраста, определить специфику организации, использование изобразительной деятельности дошкольников и ее значение для развития воображения.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолого–педагогические аспекты развития воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности

1.1 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………5

1.2 Изобразительная деятельность: особенности, роль в развитии дошкольников…………………………………………………………………..10

1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения детей дошкольного возраста…………………………………16

Вывод по первой главе…………………………………………………..21

Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности

2.1 Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………23

2.2 Изучение практического опыта по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………….26

2.3 Методические рекомендации по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности………..29

Выводы по второй главе………………………………………………...33

Заключение………………………………………………………………...34

Список литературы……………………………………………………....36

Приложение………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

      Проанализировав рисунки детей, были сделаны следующие выводы:

      1) Даша – 4 балла, что соответствует низкому уровню развития воображения, что в принципе соответствует возрасту ребенка. Ребенок нарисовал достаточно простой рисунок, использовал всего лишь один цвет фломастера, и на рисунке слабо просматривалась фантазия.

      2) Андрей – 2 балла, что говорит об очень низком уровне развития воображения. За отведенной время ребенок нарисовал лишь отдельные линии, черты.

      3) Лена, Руслан и Дима – 5, 7 и 7 баллов соответственно, что соответствует среднему уровню развития воображения. В их рисунках наблюдались элементы фантазии. Детали прорисованы не достаточно хорошо, но все-таки рисунки оказали свое впечатление.

      4) Катя – 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития воображения. На рисунке изображен предмет, который не является новым, но выглядит действительно необычно. Присутствует фантазия. Ребенок использовал комбинацию цветов. Детали рисунка достаточно хорошо проработаны.

      В исследовании так же была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры".

      На  листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям было  предложено дорисовать их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

      Все работы детей можно поделить на 4 группы:

      1 группа – оригинальные изображения  во всех 3х случаях.

      2 группа – оригинальные изображения  в 2х случаях.

      3 группа – оригинальные изображения  в одном случае.

      4 группа – нет оригинальных  изображений.

      Подсчитывалось  также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При  подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

      Знаком  (+) отмечены оригинальные изображения. Таким образом, было отобрано всего три рисунка.

      Так же было оценено каждое изображение по 100% шкале на оригинальность, сложность композиции.  Исходя из расчета самый оригинальный рисунок – 100%, самый простой рисунок с добавлением одной линии – 10% и  т.д. по усложнению изображений. Проанализиров полученные результаты, были сделаны следующие выводы:

      1) Даша и Андрей – дети младшего дошкольного возраста. Они тратят на выполнение задания больше времени, чем старшие ребята. Однако для своего возраста они показали, что творческое воображение соответствует их периоду умственного развития. Оно находится на стадии формирования.

      2) Лена и Дима – дети среднего и старшего дошкольного возраста. Они набрали баллов даже меньше, чем дети из младшей группы, что говорит о том, что воображение у них для своего возраста развито не достаточно хорошо.

      3) Катя и Руслан – дети среднего и старшего дошкольного возраста. Разница в возрасте детей 1 год 9 месяцев, но их изображения отмечены как самые оригинальные. В таком случае можно утверждать об очень хорошем развитии творческого воображения у детей.

                                                                                                                Таблица 1

 
Имя ребенка
        

  круг

        квадрат  
треугольник
 

Уровень развития

 
Лена 

Андрей 
 

Даша 

Руслан 

Катя 

Дима

 
Солнце

50%

Воздушный шар 10% 

Цветок

20%

Медвежонок (+) 100%

Цветок

80%

Яблоко

30%

 
Дом

50%

Дом

50% 

Конверт

10%

Чемодан

50%

Телевизор (+) 100%

Чемодан

40%

 
Елка

40%

 
 
 

Елка

30%

Дом

50%

Девочка (+)

100%

Елка

50%

 
 
средний  
 

низкий

 
 

низкий

 

средний

 

высокий

 

средний

 

      Диаграмма развития воображения  дошкольников в процессе изобразительной  деятельности в разновозрастной  группе

                                                           Рис. 1.

      

 

         10% детей   умеют высокий уровень развития воображения в процессе изобразительной деятельности

         50% детей   умеют средний уровень развития воображения в процессе изобразительной деятельности

         40%  детей   умеют низкий уровень развития воображения в процессе изобразительной деятельности

      Результаты  исследования позволяют сделать вывод о необходимости проведения дополнительных занятий, направленных на развитие воображения с детьми, у которых воображение развито недостаточно хорошо для своего возраста.

 
 

      2.2. Изучение практического опыта по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности

      В детском саду функционирует разновозрастная  группа  с 3-7 лет, поэтому занятия  по изобразительной деятельности воспитатель  проводит по подгруппам. Каждая подгруппа решает свои программные задачи. Длительность занятий определяется для каждой возрастной группы. Содержание занятий воспитатель намечает таким образом, чтобы дети не утомлялись и излишне не напрягались. При выборе программных задач педагог учитывает возрастной состав группы. Например, если самая большая подгруппа – дети 5 – 6 лет, за основу берутся задачи для этой подгруппы; для детей другого возраста задачи облегчаются или усложняются. Но темы занятий воспитатель по возможности выбирает общие ли близкие по смыслу.

      В разновозрастной группе педагог  использует разные варианты организации  занятий. Он может, например, дать сначала  задание старшим детям, затем  пригласить малышей, но заканчивают  занятие все одновременно. Или  все получают задание одновременно, но малыши, закончив раньше, выходят из-за стола, идут играть.

      Дети  дошкольного возраста приобретают  знания в процессе непосредственного  восприятия предметов и явлений  окружающей действительности и из сообщений  педагога, а также в непосредственной практической деятельности. В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в изобразительной деятельности. Такие методы как наглядный, словесный, практический, информативно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, экскурсия), репродуктивный (прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой).                       Одним из важных условий полноценного развития детей в процессе занятий изобразительной деятельности педагог этой группы считает осуществление индивидуального подхода, который должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка. Необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу.

      Различают два типа занятий по изобразительной  деятельности: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного), и  на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).

      Для развития воображения в процессе изобразительной деятельности ведется работа. Воспитатель постоянно ведет с детьми наблюдение за окружающим, как на прогулке, так и помещение. Рассматривают различные репродукции: портреты, пейзаж, натюрморт, сюжетные картины. Знакомит с народным творчеством. Педагог постоянно знакомит детей с художественной литературой. Учит видеть красоту как в поэзии, прозе так и в исскустве.

      В младшем и среднем возрасте большое место занимает восприятие детьми словесных и наглядных объяснений воспитателя и активное воспроизведение его действий. Самостоятельность дошкольников проявляется в выборе цвета, размеров, дополнении изображения некоторыми деталями. В ставшем возрасте она проявляется также при восприятии задания, но у же в форме анализа натуры или образца, при определении последовательности работы, решении вопросов формы, цвета, композиции.

      Подготовку к занятию воспитатель начинает с составления плана. Определив тему и программный материал, он обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.

      При планировании занятий педагог определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми — наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п.

      Накануне  занятия воспитатель готовит  необходимый материал для работы: замешивается глина, подготавливается бумага, вырезываются геометрические формы, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия — клейстер для наклеивания форм, краска.

      Для уточнения представлений детей  проводятся специальные экскурсии  с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок  знакомится с формой, цветом, объемом.

      Детям старшего возраста воспитатель поручает провести наблюдение самостоятельно, например, при подготовке к работе на тему «Дом, в котором я живу» педагог сообщает о том, что и как следует наблюдать. Предварительная беседа способствует более внимательному рассматриванию детьми предмета, стремлению запомнить то, что надо будет нарисовать. Ребенок приучается продумывать содержание и последовательность предстоящей работы.

      Распределяя задания между всеми детьми, воспитатель  использует игровые методы и приемы (например, «Неваляшки очень просили, чтобы их нарисовали именно младшие дети, а другие игрушки обратились к старшим детям»)

      Дошкольники  занимаются изобразительной деятельностью и вне занятий, во время самостоятельной деятельности. Педагог всячески поддерживать это желание, поощряет проявление инициативы и самостоятельности в применении полученных изобразительных навыков.

      У малышей желание рисовать, лепить, конструировать кратковременно и неустойчиво. Старшие дошкольники испытывают определенную потребность в творческой деятельности, что говорит о наличии  у них способностей, которые требуют внимания и правильного руководства со стороны педагога.

 

       

      2.3 Методические рекомендации  по развитию воображения  дошкольников в  процессе изобразительной  деятельности

      В работе с детьми разного возраста осуществляют три формы обучения: занятия с каждой возрастной подгруппой; одновременные занятия с возрастными подгруппами, но по разным видам деятельности; одновременные занятия с возрастными подгруппами в одном виде деятельности, но с разными программным содержанием.

      Эти формы обучения имеют и преимущества, и недостатки. Положительная сторона: воспитатель больше, чем при фронтальном обучении всей группы, уделяет внимание некоторым детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Непосредственный контакт со взрослым облегчает ребенку решение поставленной перед ним задачи. Кроме того, поэтапный контроль позволяет педагогу сразу же вносить коррективы в процессе обучения. Отрицательная сторона: во-первых, во время обучения все дети находятся в группе. Возникающий во время игры шум отвлекает тех, кто занимается. Во-вторых, воспитатель значительно больше времени тратит на занятия с подгруппами, нежели со всеми детьми одновременно.

      Наблюдая  за работой воспитателя, следует вывод, что занятия лучше проводить в разновозрастной группе с детьми всей группы. Детей нужно посадить за столы всех одновременно. Дать общую тему, например «Наш новогодний утренник». Ведется предварительная работа. Рассматривание ели, новогодних игрушек, чтение произведений, рассматривание иллюстраций. Рисование различных видов деревьев, предметы круглой формы. Закрепление навыков рисования кистью и акварелью. Участие в новогоднем утреннике. Как назанятиях, так и внезанятий. 

Информация о работе Развитие воображения дошкольников в процессе в изобразительной деятельности