Развитие воображения дошкольников в процессе в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить влияние изобразительной деятельности на развитие воображения дошкольников.

Объект исследования – процесс развития воображения дошкольников.

Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство развития воображения у дошкольников.

Задачи исследования:

1.На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть особенности развития воображения детей дошкольного возраста, определить специфику организации, использование изобразительной деятельности дошкольников и ее значение для развития воображения.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолого–педагогические аспекты развития воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности

1.1 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………5

1.2 Изобразительная деятельность: особенности, роль в развитии дошкольников…………………………………………………………………..10

1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения детей дошкольного возраста…………………………………16

Вывод по первой главе…………………………………………………..21

Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности

2.1 Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………23

2.2 Изучение практического опыта по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………….26

2.3 Методические рекомендации по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности………..29

Выводы по второй главе………………………………………………...33

Заключение………………………………………………………………...34

Список литературы……………………………………………………....36

Приложение………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 211.50 Кб (Скачать документ)

      Малышам предложить нарисовать для елочки красивые шары. Детям среднего возраста нарисовать елку. А дети старшего возраста будут рисовать гостей праздника (Дед Мороз, Снегурочка, сказочные персонажи). Затем все работы рассматриваются и обсуждаются. Можно устроить выставку детских работ.

      Большое внимание нужно уделять детям  и вне занятий. Нужно давать задания, чтобы дети больше думали над сюжетом своей работы. В зоне изобразительной деятельности должна быть доска, а еще – мольберт, широкий ассортимент материалов. Тогда у детей появится возможность создавать интересные композиции цветными мелками, гуашью, тушью, пластилином, вырезывание из цветной бумаги. Что открывает новые возможности образного воплощения.

      Успешное  развитие творческого воображения возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих его формированию. Такими условиями являются: 

      1. Раннее физическое и интеллектуальное  развитие детей. 

      2. Создание обстановки, опережающей  развитие ребенка. 

      3.Самостоятельное  решение ребенком задач, требующих  максимального напряжения сил,  когда ребенок добирается до "потолка  " своих возможностей. 

      4. Предоставление ребенку свободы  в выборе деятельности, чередовании  дел,  продолжительности занятий  одни делом и т.д. 

      5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 

      6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. 

      Нужно вести работу с родителями, чтобы  они поддерживали у детей развитие воображения в процессе изобразительной  деятельности. Запланировать несколько семинаров – практикумов, пополняя знание родителей по развитию  воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми. Организовывать различные выставки завершенных работ родителей и работ, выполненных с детьми в домашних условиях.

      Очень часто дети хотят привлечь взрослых к рисованию только потому, что сами не могут придумать интересный сюжет для рисунка. Иногда, чтобы подтолкнуть их фантазию, необходимо сочинить небольшую интересную историю – нарисовать яркую картинку сначала словами. Для воплощения идеи на бумаге нужно:

      1.Разделить большой лист бумаги на несколько частей и предложить раскрасить их разными цветами, смешивая краски и находя новые оттенки.

      2.Предложить ребенку подумать – что может получиться из геометрических фигур, если дополнить их несколькими штрихами. К примеру, квадрат может стать грузовиком, домом, скворечником, круг- колесом, подсолнухом, лицом человека, прямоугольник – вагоном поезда, треугольник – вулканом, пирамидой.

      Для родителей важно и то обстоятельство, где может рисовать ребенок:

      1. Во время прогулок не упускать возможность использовать любую ровную и чистую поверхность. Зимой рисовать палочкой на снегу, летом на мокром песке, асфальте.

      2. Объяснить ребенку, как нужно  готовить рабочее место для  занятий. Если он берет воду  и краски, которые оставляют пятна, или пастель, которая крошится, стоит положить на стол газеты, чтобы не бояться испачкать все вокруг.

      3. Дети обожают краски, поэтому  не нужно лишать их этого  удовольствия. Для раскрашивания  и росписи сгодятся картонные коробки, эмалированная посуда, бутылки красивой формы, пластмассовые игрушки, в общем – все, что не жалко выбросить, можно отмыть или превратить в произведение декоративного искусства.

      О чем надо помнить родителям:

      1. Каждый ребенок ждет похвалы.  Хвалить нужно «юного Репина» за усердие, а не за гениальность исполнения рисунка, чтобы не сложилось превратное отношение к работам других детей из-за завышенной самооценки.

      2. Ребенок не должен просиживать за мольбертом все свободное время, даже если он обладает незаурядными способностями. Нужно чередовать рисование с подвижными играми на свежем воздухе и другими, не менее интересными занятиями.

      3. Не нужно переборщат с критикой. Если уж маститые художники  болезненно относятся к неудачам, то, что говорить о детях. Критикуя, нужно постараться не задеть самолюбия начинающего художника.

      Связь между семьей и дошкольным учреждением  строится на доверии. А взаимное доверие  возникает в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями надо планировать четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу можно использовать разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки. С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ.

      Родительские  собрания можно проводить в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т.п.  Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Можно провести работу с родителями по развитию творческих способностей детей через художественный труд.

        Развитие и формирование творческого воображения в дошкольном возрасте характеризуется такими качествами как богатство образов и направленность.

      Детский возраст считается самым благоприятным  периодом для развития творческого воображения. Но благоприятное формирование и развитие творческого воображения возможно при создании определенных условий и при использовании определенных методов и приемов.

 

      Вывод по второй главе.                                  

          Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад №5» г. Исилькуль. Омской области, разновозрастной группе.

      Для определения уровня развития творческого  воображения дошкольника была использована методика Немова Р.С. «Нарисуй что-нибудь». В исследовании так же была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры".

      В работе с детьми разного возраста осуществляют три формы обучения: занятия с каждой возрастной подгруппой; одновременные занятия с возрастными подгруппами, но по разным видам деятельности; одновременные занятия с возрастными подгруппами в одном виде деятельности, но с разным программным содержанием.

      Для развития воображения в процессе изобразительной деятельности ведется  работа. Воспитатель постоянно ведет  с детьми наблюдение за окружающим, как на прогулке, так и помещение. Рассматривают различные репродукции: портреты, пейзаж, натюрморт, сюжетные картины. Знакомит с народным творчеством. Педагог постоянно знакомит детей с художественной литературой. Учит видеть красоту как в поэзии, прозе так и в искусстве.

         В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог  сочетает методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.          

            

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 

      Заключение

      Многие  ученые рассматривали понятие творческого  воображения, и большинство из них пришли к выводу, что главной и существенной характеристикой воображения все-таки является способность человека создавать новые образы.

      В жизни ребенка воображения играет большую роль. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

 

      Успешное  развитие творческого воображения возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих его формированию.

      В воспитательном процессе данного дошкольного общеобразовательного учреждения проблеме развития воображения уделяется достаточное внимание. Но хотелось бы, что бы не только воспитатели принимали в этом участие, но и родители. Для родителей необходимо проводить консультации, семинары, выставки совместно с детьми.

      Одно  из важных условий полноценного развития детей в процессе занятий изобразительной  деятельностью – это осуществление  индивидуального подхода, который  должен базироваться на знании индивидуальных особенностей детей.

      Необходимо  уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им.

                                 

 
 

                                   Список литературы

      1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000. – 112с.

      2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - М., 1987. - 335с.

      3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

      4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Издательство центр «Академия», 2000. – 256 с.

      5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 272 с.

      6. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества/ А.Я. Дудецкий. - Смоленск: Изд-во СГПУ, 1974. - 154 с.

      7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1966

      8. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с.

      9. Золотникова В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. – М., 1966

      10.Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е. И. Игнатьев. - М.: Знание, 1968. - 30 с.

      11. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М., 1983. - 110 с.

      12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 118 с.

      13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990

      14. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду - М.: «Просвещение», 1977 г.

      15. Кириллова Г. Д. Начальные формы  творческого  воображения  у  детей.  //  Дошкольное  воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

      16. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 12.

      17. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981

      18. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006.

      19. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский - Ярославль, 1996. – 192 с.

      20. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребёнок / Л. Стрелкова // Обруч. 1996. 34с. 24-27.

      21. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей / Л. Ю. Субботина. - Ярославль, 1997. - 240 с.

      22. Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.

                                                                                                 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие воображения дошкольников в процессе в изобразительной деятельности