Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:45, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние изобразительной деятельности на развитие воображения дошкольников.
Объект исследования – процесс развития воображения дошкольников.
Предмет исследования – изобразительная деятельность как средство развития воображения у дошкольников.
Задачи исследования:
1.На основе изучения психолого–педагогической литературы раскрыть особенности развития воображения детей дошкольного возраста, определить специфику организации, использование изобразительной деятельности дошкольников и ее значение для развития воображения.
Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого–педагогические аспекты развития воображения у дошкольников в процессе изобразительной деятельности
1.1 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте……………………………………………………………………………5
1.2 Изобразительная деятельность: особенности, роль в развитии дошкольников…………………………………………………………………..10
1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения детей дошкольного возраста…………………………………16
Вывод по первой главе…………………………………………………..21
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности
2.1 Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………23
2.2 Изучение практического опыта по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………….26
2.3 Методические рекомендации по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности………..29
Выводы по второй главе………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………...34
Список литературы……………………………………………………....36
Приложение………………………………………………………………..
Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. [10, с. 41]
В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. [11, с. 25]
Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования, лепки и т. п. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению. [11, с. 25]
Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. [11, с. 30]
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. [11, c. 31]
Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой. [11, c. 31]
Таким
образом, занятия изобразительным
искусством являются важным средством
всестороннего развития детей.
1.3 Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения детей дошкольного возраста
Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Изобразительная деятельность, прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. [19, c. 6]
Рисование – это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. [19, c. 6]
Первые опыты ребенка в художественной деятельности, прежде всего в рисовании как более доступном ее виде, не являются в полном смысле изобразительными. Ребенок черкает по бумаге карандашом, ручкой или фломастером, наблюдая след, который остается от движения руки. Это – случайно получившиеся штрихи и линии. И если спросить малыша, что за рисунок получился, он, как правило, не ответит, так как сознательно еще замысла нет. Но постепенно, приобретая опыт восприятия окружающих предметов и явлений, всматриваясь в остающиеся на бумаге след, ребенок начинает соотносить получившиеся линии и конфигурации с приобретенными знаниями и называть тот или иной предмет. [19, c. 16]
Предоставление детям свободы выбора темы для рисунков, постоянное обогащение их сенсорного опыта дают возможность рисовать самые разные предметы. Именно накапливающийся сенсорный опыт способствует развитию воображения и мышления ребенка. Ребенок не рождается фантазером. Способность сочинять, придумывать, связана с развитием воображения. [19, c. 17]
Воображение
играет в жизни ребенка большую
роль, чем в жизни взрослого, проявляется
гораздо чаще и допускает значительно
более легкое отступление от действительности,
нарушение жизненной
В
первой половине дошкольного детства
у ребенка преобладает
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в посредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков. [13, c. 17]
Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка. [18, c. 17]
На занятиях изобразительной деятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами. [11, c. 17]
Накоплению представлений и развитию воображения должна способствовать вся воспитательно – образовательная работа, весь жизненный опыт ребенка. Поэтому поводу Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.
Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». [11, c. 18]
Любой вид художественного творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей в изобразительной, музыкальной, художественно – речевой, игровой деятельности. И наоборот, неразвитость восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют творчески решать поставленные задачи. В этом случае ребенок затрудняется в выборе темы для изображения, когда от него требуется определить, что он хочет: рисовать, лепить, вырезать или наклеивать. [11, c. 14]
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это круга подобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоногие». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет. [8, с. 57]
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условие систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. [8, с. 57]
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрываются бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте. [8, с. 58]
Воображение
играет в жизни ребенка важную
роль. Развивать воображение у детей дошкольного
возраста рекомендуется в изобразительной
деятельности, так как именно эта деятельность
способствует формированию образов воображения
у ребенка дошкольного возраста.
Вывод по первой главе.
Воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из существенных показателей развития личности, одна из существенных ее характеристик.
Понятие
творческого воображения в
Развитие
творческого воображения
Эффективнее всего развивать воображение
у детей дошкольного возраста предполагается
в изобразительной деятельности, так как
именно эта деятельность способствует
формированию образов воображения у ребенка
дошкольного возраста, образы, в основном,
не предваряют деятельности, а возникают
лишь в ходе ее. Начальные формы проявления
воображения у ребенка связаны с самостоятельным
созданием первых образов рисунка (аппликации)
и представляют собой отдельные разрозненные
воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические
структуры рисунка.
Глава 2. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию воображения дошкольников в процессе изобразительной деятельности
2.1 Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5» г. Исилькуль. Омской области, разновозрастной группе. В исследовании принимало участие 6 детей – 2 детей младшего возраста, 2 детей среднего возраста, 2 детей старшего возраста.
Для определения уровня развития творческого воображения дошкольника была использована методика Немова Р.С. «Нарисуй что-нибудь». Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты (для детей младшего дошкольного возраста можно увеличить время проведения до 6 минут). После этого оценивается качество рисунка по определенным критериям, и на основе оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Информация о работе Развитие воображения дошкольников в процессе в изобразительной деятельности