Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение развития познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников через использование нетрадиционных и игровых форм на уроках естествознания.
Задачами исследования являются:
раскрыть сущность процессов формирования познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников;
изучить приемы формирования познавательной деятельности и развития личностных качеств в практической работе учителя.
разработать систему занятий с использованием игровых форм, направленных на формирование познавательной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательной сферы и формирование личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира
§1 Сущность развития познавательной сферы на уроках окружающего мира
§2 Сущность формирования личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира.
Глава 2 Психолого-педагогические основы развития познавательной сферы младших школьников
§1 Система занятий, направленных на развитие познавательной сферы и формирования личностных качеств у младших школьников на уроках окружающего мира
§2 Анализ программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии познавательной сферы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная.docx

— 100.80 Кб (Скачать документ)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

Губернский  колледж г. Похвистнево

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников 

 

 

Выполнила: Архипова Анастасия Михайловна специальность 050709.52

Преподавание  в начальных классах

Курс 5, группа 651

                    Научный руководитель: Мамышева  Нажия Касымовна

 

 

 

 

 

Похвистнево 2012

 

Оглавление

Введение

Глава 1  Теоретические аспекты развития познавательной сферы  и формирование личностных качеств младших школьников  на уроках окружающего мира

§1 Сущность развития познавательной сферы на уроках окружающего мира

§2  Сущность формирования личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира.

Глава 2 Психолого-педагогические основы развития познавательной сферы  младших школьников

§1 Система занятий, направленных на  развитие познавательной сферы и формирования личностных качеств у младших школьников на уроках окружающего мира

§2 Анализ программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии познавательной сферы

Заключение

Список  используемой литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбранная тема является актуальной, так как «Окружающий мир» как учебный предмет имеет свои дидактические особенности, отличающие его от других предметов школьного курса. Это интегрированный курс, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе. Он в доступной форме знакомит учащихся с предметами и явлениями, раскрывает связи между отдельными явлениями, помогает осмыслить закономерности развития окружающего мира. Основная задача курса - формирование у учащихся начальных классов широкой картины мира, которая постепенно обогащается по мере познания и накопления новых фактов и явлений. В процессе решения обучающих задач естествознание способствует выработке логического мышления как способа познания окружающего мира, вооружает знаниями для понимания законов природы. Оно учит связывать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира, правильно оценивать явления природы.  

Значение предмета «Окружающий  мир» в начальной школе очень  велико, так  как    он  систематизирует     представления     детей   о  многоликом     и  удивительном мире.

Актуальность формирования познавательной деятельности на уроках природоведения в начальной школе обусловлена тем, что научное знание заключается в правильном понимании отношений между фактами. Изучение взаимосвязей между природными явлениями позволяет выявить определенные закономерности, которые, в свою очередь, дают возможность формирования у ребенка активной жизненной позиции.

Объектом исследования является познавательная деятельность и личностные качества младших школьников.

Предметом исследования является нетрадиционные и игровые формы организации процесса обучения  учебной дисциплины «Окружающий мир».

Формирование познавательной деятельности имеет немаловажное значение для развития мыслительной активности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир. Именно естественные науки учат логическим методам индукции и дедукции, формируют умение путем умозаключений проникать в глубины явлений, скрытых подчас от глаз наблюдателя.

Цель  исследования – изучение развития познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников через    использование нетрадиционных и игровых форм на уроках естествознания.    

Задачами исследования являются:

раскрыть сущность процессов формирования познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников;

изучить приемы формирования познавательной деятельности и развития личностных качеств в практической работе учителя.

разработать систему занятий с использованием игровых форм, направленных на формирование познавательной деятельности.       

Методы  исследования:

-    изучение методической, педагогической и психологической литературы;

-        педагогическое наблюдение, беседы, предметные уроки, занимательные мероприятия с учащимися.

  Гипотезой данной работы является предположение, что в курсе естествознания  учащиеся, получая начальные знания о живой и неживой природе, явлениях природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании их человеком, формируют познавательную деятельность и развивают личностные качества.

Новизна исследования. В исследовании:

  1. раскрыта сущность процессов формирования познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников;
  2. изучены приемы формирования познавательной деятельности и развития личностных качеств  в  практической работе учителя.
  3. разработаны  наиболее эффективные методы и приемы преподавания  естествознания.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении потенциала игровых форм как средства, развивающие познавательную деятельность младшего школьника; в определении педагогических условий, способствующих развитию познавательной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира. Изучена психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, поставлены цели и определены задачи исследования.

Практическая  значимость исследования: разработка системы занятий с использованием игровых форм, направленных на формирование познавательной деятельности. Применение данной разработки начинающими учителями.

           Наряду с формированием начальных естественнонаучных представлений и понятий курс естествознания имеет большое воспитательное значение. На уроках естествознания учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе. Особенно сильное впечатление оказывает на ребенка изучение живых организмов, природы родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем ее многообразии. Любовь к родному краю воспитывается на основе познания его природы. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования экологически грамотной личности.

 

Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников  средствами естествознания

§1 Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках естествознания.

 Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на  основе  познавательного интереса.

Познавательная  деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает  знания, познает законы существования  окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и  целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.

Интерес к  окружающему миру является одним  из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать  различные стороны окружающего  мира, использовать разные способы, чтобы  узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать свое отношение  к изучаемому объекту в различной  деятельности: в высказываниях, рисунках и пр.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст  детей примерно от 7 до 10-11 лет, что  соответствует годам его обучения в начальных классах. С поступлением в школу изменяется весь строй  жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками.

В младшем школьном возрасте ребенок  впервые осознает отношение между  ним и окружающими, начинает разбираться  в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу.

Познавательная деятельность мотивируется любознательностью и желанием общаться с умными людьми, поэтому основной задачей является формирование познавательного  мотива средствами предметов. Основной метод обучения и воспитания в  этот период - доверительные беседы, подобные тем, которые ребенок ведет  в семье или кругу своих  сверстников, учебные экскурсии, наблюдения (за прорастанием чего-либо, за ростом, построением, различием и сходством), практические работы, познавательные игры. 

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего  эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя — все вызывает у них немедленную реакцию.

Активность  младшего школьника на уроке прямо  связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его  познавательную активность.

Какие же условия  нужно учесть в педагогическом процессе, чтобы реализовать задачу обучения и развития младшего школьника?

1. «Слитность»  познавательной активности с  эмоциональным состоянием ребенка:  для того чтобы интерес возник  и был устойчив, необходимо все  время использовать «эмоциональную  поддержку». Урок по теме: «Какие бывают водоемы» начинается с рассматривания и обсуждения схемы. Дети получают знания о том, что на Земле есть много различных водоемов: рек, озер, болот, океанов, морей, прудов. Далее дети читают текст, осознают природоведческие и географические термины и понятия реки глубоководные и мелководные, ключ, родник, исток, устье, объясняют значение словосочетания река — водоем. То есть учащиеся овладевают научными знаниями.

Для того чтобы  они осознали и запомнили особенности разных водоемов, предлагаются три эмоциональные опоры — рубрика «Смешинки» (веселое стихотворение «Почему киты молчат?» В. Бокова), репродукция картины И.К. Айвазовского «Корабль у берега» и строки А.С. Пушкина «Прощай же, море!». Эмоциональные впечатления, которые получат дети в результате работы с этими опорами, помогут сохранить в их памяти важные сведения об особенностях различных водоемов. Например, киты живут в морях и океанах; море бывает спокойное и бурное, в разную погоду и в разное время года морская вода может быть разного цвета: синего, зеленого, черного, голубоватого и др.; море красиво, его волны издают звуки (шум, гул, грохот). Таким образом, «слитность» познавательной активности ребенка с эмоциональным состоянием помогает рассмотреть и изучить объект со всех сторон.

2. Для появления  живого познавательного интереса  у младших школьников в процессе познавательной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка («я уже что-то об этом знаю»), стремление к самостоятельной деятельности («хочу сам»), желание рассуждать («я думаю, что...») играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.

3. Необходимо  поддержать любую инициативу, самостоятельность  ученика, его стремление к индивидуальному  выбору задания, партнера по  деятельности, способа выполнения  задания.

4.Речевые  разминки могут решать следующие  конкретные задачи:

а)    учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям — учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;

б)     формировать умения и навыки участия в диалоге;

в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать ее особенности (настроение, характер, поведение и др.);

г) развивать  умение понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, разыгрывать небольшие  пантомимические сценки. Младшие  школьники не только учатся задавать вопросы, но и узнают много полезного  об окружающем мире. Учитель показывает детям рисунок, например пингвина, и  предлагает задать любые вопросы  к этому рисунку.

Дети спрашивают: «Кто это: птица или зверь? Где  живет? Как выглядит? Как называются его ноги? Умеют ли пингвины плавать? Почему они живут там, где много  снега? Привыкли ли они к морозам  и льдам? Чем они питаются?»  Можно предложить детям домашнее задание: подобрать рисунок какого-нибудь животного или предмета и придумать  как можно больше разных вопросов к этому рисунку. Ученики с  удовольствием соревнуются между  собой: кто больше вопросов сочинит  об одном предмете или объекте. Что  такое логическая задача? Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в  нестандартной ситуации. Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид — загадки.

§2 Формирование личностных качеств  младших школьников на уроках естествознания.

В.Д. Шадриков дает определение: «личностные качества - это закрепленная форма поведения, за которой стоит личностный мотив».

Проанализировав федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, можно сделать вывод, что изучение курса «Окружающего мира» способствует  формированию таких личностных качеств:

    1. Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
    2. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.
    3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
    4. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Информация о работе Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников