Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение развития познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников через использование нетрадиционных и игровых форм на уроках естествознания.
Задачами исследования являются:
раскрыть сущность процессов формирования познавательной деятельности и личностных качеств младших школьников;
изучить приемы формирования познавательной деятельности и развития личностных качеств в практической работе учителя.
разработать систему занятий с использованием игровых форм, направленных на формирование познавательной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития познавательной сферы и формирование личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира
§1 Сущность развития познавательной сферы на уроках окружающего мира
§2 Сущность формирования личностных качеств младших школьников на уроках окружающего мира.
Глава 2 Психолого-педагогические основы развития познавательной сферы младших школьников
§1 Система занятий, направленных на развитие познавательной сферы и формирования личностных качеств у младших школьников на уроках окружающего мира
§2 Анализ программ и учебников по «Окружающему миру» в развитии познавательной сферы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дипломная.docx

— 100.80 Кб (Скачать документ)

      Тетради содержат  разнообразный материал, способствующий  формированию у учащихся целостного  представления о мире, его познанию, развитию творческой мыслительной  деятельности и наблюдательности.

      Но, хотелось бы, чтобы  учебно-методическое сопровождение  включало еще и современные  материалы мультимедиа-поддержки  (приложения для интерактивной доски, презентации, электронные тренажеры и т.д.).

 

В ходе преддипломной практики, которую  проходила в ГБОУ СОШ с. Среднее Аверкино в 3 классе , я работала по традиционной системе обучения.

Мною была подробно проанализирована рабочая программа по окружающему миру «Зеленый дом» А. А. Плешакова для 3 класса.

В 3 классе в начале учебного года изучается раздел «Как устроен мир», в котором развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в  разделе «Эта удивительная природа». В нем систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается  раздел «Мы и наше здоровье», нацелен на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни».

Логическим продолжением данного  раздела является следующая — «Наша безопасность», в котором представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей  об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в разделе «Чему учит экономика». Учебный материал данного раздела отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний.

Он тесно связан с естественнонаучным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и раздел «Путешествия по городам и странам», котором завершается программа 3 класса. Учебный материал этого раздела представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Проанализировав более подробно данную программу, можно сделать вывод о том, что каждый раздел способствует формированию личностных качеств. Например, в разделе «Как устроен мир» формируются такие личностные качества как: формирование  уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Раздел «Мы и наше здоровье» способствует формированию культуры здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.

Так как мною была пройдена преддипломная  практика в 3 классе, где по курсу  «Окружающий мир» проведены уроки  по разделу  «Мы и наше здоровье», разработана система занятий, направленных на формирование познавательной деятельности.

 

Система занятий, направленных на формирование познавательной деятельности.

Тема урока

Игры, взятые из учебника А.А. Плешакова

Дополнительный игровой материал

Раздел «Мы и наше здоровье»

1. Организм человека

 

«Что? Где? Когда?»

Цель: активизация  знаний

2.Как мы воспринимаем окружающий  мир

1.Соедини линиями слова из левого  и правого столбика

2. Расскажи  по картинке

1. Загадки на заданную тему

Цель: активизация знаний, определение  темы урока

2. Деловая игра «Телепередача  из цикла «Здоровье»»

Цель: изучение нового материала, активизация знаний

3.Надежная защита организма

 

1. Работа в парах – загадывание  друг другу загадок и их  отгадывание.

Цель: активизация  и проверка знаний

4. Опора тела и движение (приложение 1)

 

1.Деловая игра «Консилиум врачей»

2. Отгадай по описанию

Цель: проверка знаний

5.Наше питание

Составь меню

1. Проверь, правильно ли Буратино соеднил линией витамины и виды продуктов? Цель: проверка знаний

2. Помоги кусочку хлеба пройти  по лабиринту пищеварительной  системы

Цель: проверка знаний

6. О дыхании, о движении крови  и о том, как удаляются из  организма вредные вещества

 

1.Урок-путешествие

«По кровяной речке»

Цель: знакомство с новым материалом

2.Рассмотри картинку с органом  и выбери его функцию из  предложенного списка.

Цель: проверка знаний

7. Это зависит от тебя

Выбери правильный ответ

1.Деловая игра «На приеме у  врача» Цель: активизация знаний

2. Викторина «Что я знаю о  своем здоровье?» Цель: проверка знаний

8.Здоровый образ жизни

1. Соедини линиями слова из двух  столбиков.

2.Зажги  «светофор здоровья»

Урок–путешествие в Страну Здорового  Образа Жизни

Цель: активизация и закрепление  знаний


 

Из таблицы  видно, что раздел «Мы и наше здоровье» можно дополнить множеством разнообразных игр, направленных на активизацию познавательной деятельности.

 

§2 Исследование активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира          

Активизация познавательной деятельности учащихся  одна из основных задач начальной школы. Среди мотивов учебной деятельности самым действительным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.         

Устойчивый  познавательный интерес  формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все  необычное, неожиданное, вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

Существуют  способы  активизации   познавательной   деятельности , такие как:

- игровые  формы, методы и приёмы обучения;

- самостоятельные  работы;

- проблемные  ситуации;

- нетрадиционные  формы учебных занятий;

- проектно-исследовательскую  деятельность  и современные

образовательные технологии.

Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ с. Среднее Аверкино. В 3 классе среди 13 учеников было проведено наблюдение за работой учащихся на уроках окружающего мира.

Целью данного  наблюдения: выяснить, повысится ли познавательная деятельность учеников на уроках окружающего мира, если в систему обучения будут включены разные формы уроков.

Для исследования активизации познавательной деятельности мною был проведен традиционный урок на  тему «Надежная защита организма» (приложение 2). На данном  уроке учащиеся  пользовались только материалом учебника и не были использованы способы активизации познавательной деятельности, такие как: игровые формы, методы и приёмы обучения; самостоятельные работы; проблемные ситуации; нетрадиционные формы учебных занятий; проектно-исследовательскую  деятельность  и современные образовательные технологии.

Следующий урок  был проведен в форме  урока-путешествия на тему «Наше  питание. Пищеварительная система» (приложение 3). На данном уроке были использованы игровые формы, а также дети находили информацию о питательных веществах из дополнительных источников.

Критериями  активной работы являлись: частота  поднятия руки и при этом правильные ответы.

В графу «активен»  заносились данные о работе учеников, которые активно работали на протяжении всего урока, давали правильные ответы.

В графу «средне  активны» заносились данные о работе учеников, которые работали только над теми заданиями, которые для  них были легче и интереснее, поднимали  реже руку, чтобы ответить, иногда давали неверные ответы.

В графу «пассивен» заносились данные о работе учеников, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.

Данные о  результатах наблюдения занесены в  таблицу.

Таблица № 1

 

Активны

Средне активны

Пассивны

До начала эксперимента

31%

4 учащихся

31%

4 учащихся

38%

5    учащихся

После  проведения эксперимента

46%

6 учащихся

31%

4 учащихся

23%

3 учащихся


Критерии оценки проверки работ:

"5" ("отлично") —отсутствие ошибок как по  текущему, так и по предыдущему  учебному материалу; не более  одного недочета; логичность и  полнота изложения;

«4» («хорошо») —наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов  по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному  материалу;

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень  выполнения требований, предъявляемых  к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному  учебному материалу;

«2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие  более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.

По результатам  наблюдения можно сделать вывод: использование игровых форм; самостоятельных  работ; нетрадиционных форм учебных  занятий влияют на формирование познавательной деятельности.

Вывод по 2 главе

Таким образом, исходя из итогов исследовательской деятельности можно сделать вывод, что использование игровых форм, самостоятельных работ, нетрадиционных форм учебных занятий помогли в формировании познавательного интереса, доказали свою эффективность - дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках окружающего мира. Ученики, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ребята соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. Используя игровые формы; нетрадиционные формы учебных занятий учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) - в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Активизация познавательной деятельности учащихся  одна из основных задач начальной школы. Среди мотивов учебной деятельности самым действительным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач.  

 Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

* развитие  умений наблюдать, анализировать,  обобщать, характеризовать объекты  окружающего мира, рассуждать, решать  творческие задачи;

* освоение  знаний об окружающем мире, единстве  и различиях природного и социального;  о человеке и его месте в  природе и в обществе;

* воспитание  позитивного эмоционально-ценностного  отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной  культуры, патриотических чувств; формирование  потребности участвовать в творческой  деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Познавательная  активность - качество, характеризующее  интеллектуальные способности  школьника  к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются  в деятельности.

Познавательный  интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности  школьника, развивается и формируется в  деятельности, и прежде всего в  учении. Активизация познавательной деятельности ученика без  развития  его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества:

Формирование  познавательных интересов учащихся в обучении может происходить  по двум основным направлениям:

С одной  стороны, способствует этому само содержание учебного предмета.

С другой, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Составляющие её многообразны.

Важно вовлечь  младшего школьника  в  учебу и  тогда школьник будет развиваться. Для развития младшего школьника  на уроках окружающего мира нужно  использовать разные виды деятельности и разные формы проведения урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой  литературы:

1. Афонина,  Р.Н. Развитие творческого мышления  учащихся в процессе выполнения  экспериментов [Текст]  // «Начальная  школа»- 2007.-№6-С.56.

2. Вакуленко,  Е.А. Развитие речевых умений  школьников [Текст]//«Начальная школа»-2011-№3-С.34.

3. Волжина,  И.А. Формирование экологического  мышления школьников в процессе  предметно-практической деятельности [Текст] //«Начальная школа»-2009-№1-С.67.

4. Вединяпина, В.А., Горникова В.В. Воспитание  у младших школьников любви  к Родине, отчему дому, семье, родителям  [Текст]// «Начальная школа»- 2011-№2-С.55

Информация о работе Роль естествознания в развитии познавательной деятельности и формирования личностных качеств младших школьников